[Начальная страница] [Публикации] [Законодательство по СРП]
info@yabloko.ru
 

Шаг вперед, два шага назад

Сахалин демонстрирует выгоды работы по соглашениям о разделе продукции, Государственная Дума нашла способ “закрыть” законодательство по СРП

 
События, связанные с реализацией закона “О соглашениях о разделе продукции”, развивались последний год в прямо противоположных направлениях. С одной стороны, ускоренная реализация сахалинских проектов и заметные успехи в подготовке других крупнейших проектов СРП, с другой – резкое ужесточение Государственной Думой своей позиции по СРП, сводящейся к тому, чтобы окончательно “обезвредить” СРП, закрыть тему, не отменяя закон. Лодки явно разъезжаются в противоположные стороны. Как искать компромисс и кто его может найти?
 

Во всем, что не касается законодательства, явно обозначился столь давно ожидаемый прогресс

На сегодняшний день имеют право на реализацию 10 проектов СРП: 3 подписанных до вступления в силу закона “О СРП” и 7 утвержденных специальным федеральным законом. Реализуются только два из этих десяти проектов, но самые крупные из них – “Сахалин-1” и “Сахалин-2”.

По двум сахалинским проектам в Россию уже поступило свыше 1 млрд.долл. инвестиций. В будущем году будет добыта и первая нефть – первая в России на условиях СРП и первая в России со дна моря, с континентального шельфа. График работ зачастую опережает предусмотренные в соглашениях сроки. Создано свыше десяти тысяч рабочих мест. В 1997 году на российских предприятиях было размещено заказов на сумму свыше 250 млн.долл. Среди них - многие предприятия, совершенно не связанные с добычей нефти: транспортные, судостроительные, строительные и т.п. И они размещены вовсе не только на Сахалине – по заказам работали предприятия Приморского и Хабаровского краев, к их исполнению оказались привлечены даже сварщики из Северодвинска (Архангельская область).

Конечно, 50% заказов, размещенных на российских предприятиях по каждому из сахалинских соглашений, - это не так много, как хотелось бы. Однако, стоит вспомнить, что это 50% заказов выигранных российскими предприятиями на конкурсах, в том числе и с участием западных компаний. А это уже радует. Конечно, долю необходимо увеличивать. Но за счет предложения конкурентоспособных продукции и услуг. Российские предприятия часто завышают уровень цен или не способны гарантировать качество и сроки поставок. Именно в этом главная проблема. Именно эту проблему надо решать в первую очередь. Хотя, конечно, требует совершенствования и процедура проведения конкурсов, да и давление Правительства РФ и Администрации Сахалинской области на иностранных инвесторов в этом отношении могло бы быть больше.

Сахалинские соглашения реализуются, сама постановка проблем, которые приходится решать в связи с этим, радует. Сам факт их возникновения означает, что процесс идет.

К сожалению, так и не объявлена начальная дата работ по Харьягинскому соглашению (Ненецкий АО). Проект некрупный, однако, важно, что в нем участвуют европейские нефтяные компании. 

Из семи участков недр, утвержденных федеральным законом, по шести созданы переговорные комиссии (кроме Яковлевского рудника в Белгородской области). И несколько из них, как ожидается, могут быть подписаны и внесены в Государственную Думу для утверждения еще в этом году. 

В 1995-1997 годах “зависли” многие крупнейшие проекты СРП, ради которых, по существу, и писался закон – Тимано-печорский проект и “Северные территории” в Ненецком АО, Приобский – в ХМАО и проект “Сахалин-3”. Причина торможения была не в законодательстве. В НАО выдвинула новые требования новая Администрация округа, в двух других проектах не прекращались споры между инвесторами. К осени три из этих проектов – Киринский блок “Сахалина-3”, Приобский проект и “Северные территории” - будут готовы к рассмотрению на Государственной Думе для включения в перечень участков недр, по которым разрешается работа на условиях СРП.

После длинной паузы в 1997 году, наконец, эффективно заработала специальная комиссия Правительства РФ по вопросам СРП. Правда, в связи с отставкой и реорганизацией Правительства, комиссия вновь дала длительную паузу, продолжающуюся по сегодняшний день.

Конечно, хотелось бы большей динамики процессов. Тот же текст можно изложить и в другой редакции – “На Сахалине крайне низка доля российских подрядчиков и плох контроль за составом затрат, подлежащих дальнейшей компенсации. Уже больше года вяло ведутся переговоры по шести проектам СРП, а по одному из них даже не создана переговорная комиссия. Три года понадобилось для того, что бы сдвинуть с места переговоры по крупнейшим проектам СРП. И, конечно, до сих пор нет ясности с законодательством”… Жаль, что Россия не дает однозначного зеленого света инвесторам.

Однако, надо быть реалистами – за последний год Правительством РФ, руководством ряда субъектов Федерации и нефтяных компаний сделаны несомненные шаги вперед по реализации закона “О СРП”, которые могут стимулировать инвестиционную и деловую активность в российской экономике.

 

Законодательство по СРП, наконец, сдвинулось с места, но не в ту сторону

Позиция левого большинства в Государственной Думе в отношении СРП явно радикализировалась. Прежде всего, это следствие обострения политической ситуации в стране в целом. Левое большинство, утвердив нового Премьер-министра и ряд его законодательных предложений по “стабилизационной” программе, теперь “отыгрывается”, демонстрирует “непримиримость” на законах, которые не находятся в центре политической борьбы. 

К сожалению, никто не заметил, что одновременно со “стабилизационными” налоговыми законами Правительства РФ в Государственной Думе рассматривался блок инвестиционных законов, которые могли бы способствовать экономическому росту в стране – законодательство о СРП, законы об инвестиционной деятельности, об иностранных инвестициях, о свободных экономических зонах и некоторые другие. Только переговоры, ведущиеся сегодня (в той или иной стадии) в связи с законом “О СРП” реально оценить в 100 млрд.долл. инвестиций (см. вставку 1). Эти законы могли бы способствовать экономическому росту, но теперь – не будут. Эти законы “обезврежены”. Коммунисты рассматривают все проблемы с точки зрения политических игр, Правительство, увлеченное переговорами о западных займах, интересуется только проблемой финансовой стабилизации… А кого интересует переход к экономическому росту?

 
Приложение 1. Объемы запасов и прямых инвестиций по нефтяным месторождениям, рассматриваемым в Государственной Думе
 

Группа месторождений

Статус

Объем разведанных запасов млрд.тонн

Прогнозный объем инвестиций млрд.долл.

Проекты “Сахалин-1,2” действует 0.9 31
5 месторождений из первого закона “О перечне…” (Самотлор, Красноленинское, Ромашкинское, Приразломное, группа северосахалинских месторождений) закон принят 2.6 16
Второй перечень (Лугенецкое, Харампурское, Салымская группа, Усинское, Удмурдская группа) закон внесен 0.4 7.1
Третий перечень (Уватский проект,Федоровское, Комсомольское, Блок 15 с Южно-Лыжским и Северо-Кожвинским месторождениями, Юрубченский блок) закон внесен 0.7 12.6
4 крупнейших проекта (Тимано-печорский “Северные территории”, Приобский, Киринский блок “Сахалина-3” в разной стадии
рассмотрения
1.6 45.2
ИТОГО   6.2 112
 
Если исходить из оценок американских специалистов, разведанные запасы нефти в России составляют 27 млрд.тонн. Это означает, что уже только с принятием первого перечня месторождений список “съел” 13% разведанных запасов по нефти. Когда в проекте поправок к закону “О СРП” появилась цифра в 10% - этого никто не считал, или, наоборот, хорошо подсчитали? Впрочем российские официальные цифры запасов секретны и не могут быть приведены. Но, зная суть различия американских и российских методик оценки разведанных запасов можно предположить, что российские оценки в пару раз выше.
 
Закон о поправках к закону “О СРП”, принятый в первом чтении еще в июне 1997 года, был подготовлен ко второму чтению в компромиссном виде. И головной Комитет по природным ресурсам, и межфракционная комиссия по СРП рекомендовали текст, который был приемлем для введения в действие. Для “левых” он улучшал закон “О СРП”, для “правых” – позволял принять, наконец, поправки в 12 российских законов, вытекающие из закона “О СРП” (которые обеспечивают непротиворечивое действие закона “О СРП) и расширить злополучный Перечень... 

Проблемы начались на пленарных заседаниях. Поправки к закону “О СРП” были резко радикализированы (см. вставку 2). Действие закона “О СРП” резко ограничено во времени (медлительность в принятии решений Государственной Думой) и в пространстве (количественные ограничения на перевод месторождений на условия СРП по соображениям “национальной безопасности”). Чувствуя крайне невысокую вероятность их подписания Президентом, коммунисты фактически решили не рассматривать поправки в российское законодательство, вытекающие из закона “О СРП”, а также новые перечни месторождений, оставив их “для торговли”. И, наконец, законодательство “О СРП” было передано из Комитета по природным ресурсам в Комитет по промышленности (находящийся под влиянием левых фракций) – для полного контроля за процессом, для того, чтобы на Думу выносились более “удобные” проекты для голосований.

 
Приложение 2. Достоинства и недостатки поправок к закону “О СРП”, принятых Государственной Думой
 
Достоинства:
  1. Четкая регламентация процедур внесения в Государственную Думу законов о перечнях участков недр, предоставляемых в пользование на условиях СРП. По сравнению со сложившейся практикой процедуры упрощаются.
  2. Некоторое расширение полномочий субъектов Федерации по принятию решений о предоставлении участков недр в пользование на условиях СРП (только мелкие месторождения).
  3. Протекционистский режим для российских инвесторов, подрядчиков, поставщиков, перевозчиков, а также российской рабочей силы.

  4. Ряд мелких, но важных уточнений – унификация контроля за реализацией соглашений (создание управляющих комитетов по каждому соглашению), ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой о реализации СРП, усиление защиты коренных малочисленных народов и др.
Недостатки:
  1. Чрезмерная бюрократизация процедур принятия решений по СРП: утверждение каждого соглашения отдельным федеральным законом (по мелким месторождениям – законом субъекта Федерации), а фактически двумя законами – сначала включение в перечень, затем утверждение соглашения. Придется поискать инвестора, готового проходить такие процедуры!
  2. Ограничение предоставления на условиях раздела продукции не более 10% разведанных запасов стратегического сырья. По нефти это означает, в частности, что перечень уже практически закрыт.
  3. Очевидно недостаточные размеры участков недр, по которым принимают решение субъекты Федерации (по согласованию с МПР и Минтопэнерго РФ) – необходимо увеличить их, включив и средние месторождения. Федеральный контроль целесообразен только за крупнейшими проектами.
  4. Чрезмерные и неточные формулировки ряда положений закона о протекционизме для российских участников СРП. Надежда на административное “проталкивание” российских поставок, на ограничение принципа конкурсности в подрядах – это приведет только к сокращению прибыльной продукции государства. Фактически это – перекачка бюджетных средств частным российским компаниям только потому, что они российские.

  5. Наконец, непринятие закона о поправках в российское законодательство в связи с принятием закона “О СРП”. Это делает двусмысленными ряд формулировок данного закона, в частности, отсылок к закону “О недрах”, в который так и не внесены поправки, вытекающие из закона “О СРП”.
 
 
Позиция “левых” вполне объяснима. Но загадкой остается позиция “правоцентристских” фракций НДР и “Российские регионы”. Займи они более жесткие позиции – поражения удалось бы избежать. Политическая игра последних полутора лет заключалась в том, что бы привлечь 30-50 голосов с “левого” фланга под поправки в российское законодательство, позволяющие закону “О СРП” действовать, заплатив за эти голоса принятием поправок к самому закону “О СРП” – поправок, которые были бы приемлемы с точки зрения реализации закона. Именно так все и было подготовлено к рассмотрению на Думе. Однако, НДР и “Российские регионы” вдруг проголосовали за поправки в закон “О СРП”, которые практически делают его недействующим, не добившись при этом даже принятия поправок в 12 российских законов! Полное поражение.

Что это – месть Правительству, которое, получив поддержку депутатов, не сделало столь ожидаемых предложений о работе министрами? Или месть “ЯБЛОКУ”, которое демонстративно не поддержало назначение нового Премьер-министра, но тем не менее еще 2 человека из фракции перешли работать в Правительство? Или, может быть, это ощущение приближающихся выборов?

Замемтим, что смысл последней серии поправок к закону “О СРП” состоял именно в том, чтобы резко повысить роль Государственной Думы в принятии решений по СРП. На Думу затягиваются откровенно хозяйственные решения. Бесспорно, это резко усиливает потенциальную коррупционность принятия решений по СРП. А всем нужны избирательные фонды…

В результате законодательство по СРП в тупике. Принимать поправки к закону “О СРП” невозможно. Однако, если Президент их отклонит, перспективы принятия редакции Президента невелики. Впрочем и вето преодолеть будет невозможно. Всю работу надо начинать заново. Левых это вполне устраивает. А людей, которые ждут работы и зарплаты? Предприятия, которые рассчитывают на крупные заказы? Регионы, рассчитывающие на новые бюджетные поступления?

 

Выход

Тем не менее, представляется, что выход из ситуации есть. Если Совет Федерации занимает достаточно жесткую позицию в отношении законодательства по СРП, то тупика можно избежать.

У Государственной Думы нет политических конфликтов с Советом Федерации. Дискуссия идет всегда на достаточно прагматическом уровне. Именно на этот уровень и необходимо перевести дискуссию по СРП.

Совет Федерации, получив поправки к закону “О СРП” принял мудрое решение – рассматривать их позже, когда поступят поправки в российское законодательство, вытекающие из закона “О СРП”. Поправки об ограничении роли федерального законодательства при принятии конкретных решений по СРП со стороны Совета Федерации будут восприняты совсем иначе, чем поступившие от фракции “ЯБЛОКО” или от Президента РФ. Совет Федерации очевидно заинтересован в упрощении процедур рассмотрения СРП в российском парламенте – регионы рассматривают СРП как источник пополнения бюджетов без роста налогов. И в отличие от случая с “вето” Президента здесь гораздо менее уместен “торг”.

Самое время вспомнить о том, что в Думе лежат без рассмотрения 16 законодательных инициатив от 13 субъектов Федерации. Некоторые из них - уже более двух лет. И в какие сроки и, главное, с каким результатом будут приниматься Думой решения – неизвестно никому, включая депутатов Государственной Думы.

Вообще надо заметить, что в условиях обострения политической борьбы и поляризации политических сил именно Совет Федерации может выступать консолидирующей силой, заинтересованной не в политических играх, а в прагматическом решении вопросов хозяйственной и политической жизни. И тупик в развитии законодательства, связанного с СРП - хороший пример, когда Совет Федерации стал бы своеобразной “надполитической” силой.

Есть хорошие, надежные аргументы за СРП – сахалинский опыт. Покажите другие очаги столь бурного экономического роста, который наблюдается по сахалинским соглашениям о разделе продукции.

В конце концов, именно здесь находится ответ на вопрос о том, как перейти к экономическому росту в стране: России нужно полтора десятка проектов типа сахалинских – 5-7 в добывающей промышленности, 2-3 в автомобилестроении, в аэрокосмической области, где-то еще. Что нужно для того, чтобы их запустить? Небольшое, техническое (!) улучшение законодательства и серьезная политическая воля со стороны Правительства РФ и субъектов Федерации. И столь долгожданный экономический рост станет реальностью.

 
А.Михайлов 
Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, фракция “ЯБЛОКО”
 [Начальная страница] [Публикации] [Законодательство по СРП]
info@yabloko.ru