На последнем летнем заседании правительства, 31 августа, будет
рассмотрен вопрос о реализации проектов на условиях соглашений
о разделе продукции. Вердикт очевиден: реализация идет ни шатко
ни валко. Спустя почти пять лет после принятия закона о СРП всего
лишь три проекта - Харьягинский, "Сахалин-1" и "Сахалин-2"
- реализуются на условиях production sharing. Причем соглашения
по всем этим проектам были заключены еще до принятия закона, а
нефть пока добывают только на "Сахалине-2". Учитывая,
что речь идет о самом привлекательном режиме и самой лакомой сфере
российской экономики - добыче полезных ископаемых, провал инвестиционной
политики государства налицо. За три месяца существования кабинета
Касьянова руки до СРП у новых министров не дошли. Было не до того:
двигали Налоговый кодекс и верстали бюджет.
Возможно, о СРП не вспомнили бы еще долго, но в дело вмешался
лично Владимир Путин. В начале августа в ходе беседы с министром
экономического развития и торговли Германом Грефом президент поинтересовался,
что мешает разработке месторождений на условиях раздела продукции,
и поручил до осени подготовить документы, устраняющие эти препятствия.
Не исключено, что внимание президента к production sharing привлекли
иностранные инвесторы. Как стало известно газете "Время новостей"
из источника, близкого к президентской администрации, несколько
недель назад глава государства получил письмо Нефтяного совещательного
форума, объединяющего все представленные в России иностранные
нефтегазовые компании. "Если Россия намеревается соперничать
на рынке дефицитного инвестиционного капитала, она должна создать
у себя привлекательный инвестиционный климат", - говорится
в коллективном послании компаний, работающих практически на всех
континентах. Нынешний российский климат, как явствует из текста,
западные инвесторы привлекательным не считают. По их мнению, за
годы реформ был создан "единственный серьезный механизм для
привлечения прямых иностранных инвестиций в ТЭК России" -
СРП. Однако и он далек от совершенства. Авторы письма выделяют
три основных блока проблем. Во-первых, необходимо завершить работу
над законодательством о СРП. Речь идет не только о скорейшем принятии
главы Налогового кодекса, посвященного разделу продукции, но и
о принятии нормативных актов, связанных с применением на практике
законодательства о СРП. Вторым важнейшим делом инвесторы считают
борьбу с бюрократией. Сейчас, жалуются они президенту, "слишком
много уполномоченных ведомств". "Создается впечатление,
что некоторые министерства видят друг в друге соперников и защищают
свои собственные интересы, ... разногласия между ними приводят
к задержкам при принятии решений", - удивляются иностранцы
и призывают президента создать единый управляющий орган. Третье,
на что сетуют инвесторы, - чудовищный бумагооборот. Объем требуемой
различными ведомствами документации, по их мнению, "чрезмерен".
В качестве примера приводится ситуация с "Сахалином-2":
для осуществления первой стадии проекта потребовалось более тысячи
утверждений и согласований.
Трудно сказать, запали ли в душу президента слова иностранцев
или же они совпали с его пониманием инвестиционных проблем. Так
или иначе в правительстве зашевелились. В первой декаде августа
была создана рабочая группа по СРП во главе с г-ном Грефом, куда
вошли представители Минэнерго, Минприроды, Минфина и МНС. До заседания
правительства 31 августа она должна утвердить график разработки
нормативных актов для ускорения реализации соглашений о разделе
продукции. По словам вице-премьера Виктора Христенко, который
сейчас курирует СРП, возможно, будет подписан указ президента
о передаче вопросов управления СРП из разных министерств в ведомство
Германа Грефа. Но скептики в правительстве уверяют, что заинтересованные
министерства, в частности, Минэнерго отказываться от права голоса
в многомиллиардных сделках не желают.
|