В драматической судьбе закона «О соглашениях о разделе продукции»,
принятого Госдумой 14 июня 1993 года и отклоненного Советом Федерации 3
октября 1995 года, может произойти новый поворот.
На открывающейся сегодня сессии Совета Федерации депутаты - сторонники
принятия законопроекта, по-видимому, постараются убедить палату отменить
предыдущее решение об отклонении закона и возвращении его в Госдуму для
доработки в рамках согласительной комиссии. Сторонники закона будут настаивать
на возвращении к процедуре голосования опросными листами.
Такая позиция имеет весомые формальные основания. Напомним, что 27 июля
Совет Федерации принял решение проголосовать за закон опросными листами.
Эта возможность предусмотрена регламентом Совета Федерации. Тем не менее
рассылка опросных листов началась только 25 сентября. Нормальный срок работы
правительственной почты - две недели. Неудивительно, что к 3 октября вернулся
только 61 опросный лист (минимальное число голосов, необходимых, чтобы
закон был принят, - 90). Владимир Шумейко заявил, что голосование опросными
листами «не состоялось» и вечером 3 октября, в условиях, когда в зале отсутствовали
многие депутаты (постоянная «болезнь» Совета Федерации, обостряющаяся в
вечерние часы и в дни завершения сессии), поставил вопрос на голосование.
Было бы удивительно, если бы оно завершилось победой сторонников законопроекта.
Тем не менее, поскольку о фактическом невыполнении принятого решения
о голосовании опросными листами стало известно уже после 3 октября, а с
другой стороны, поскольку опросные листы продолжали поступать и к настоящему
моменту требуемые 90 голосов «за» уже имеются в наличии, существует возможность
вернуться к рассмотрению вопроса.
Госдума и ее спикер Иван Рыбкин не поставили вопрос о преодолении вето
и не начали никаких согласительных процедур с Советом Федерации. Тем самым,
не без труда выдержав трехнедельную паузу, Госдума дала Совету Федерации
правовую возможность для возвращения к рассмотрению закона и сохранила
вероятность введения в действие уже в этом году закона, принятие которого
способно привлекать в экономику России 6-7 млрд. долларов инвестиций ежегодно.
Вернуться к рассмотрению закона «О соглашениях о разделе продукции»
побуждают и содержательные основания. Не секрет, что в ситуации обострения
предвыборной политической борьбы отправка закона в Госдуму, пусть и с формулировкой
«ввиду неприемлемости отдельных его положений», означает фактическое непринятие
закона как минимум до конца 1995 года. Левые партии не хотят никаких соглашений
о разделе продукции. В этом отношении объяснения не помогают, на думских
просторах безраздельно господствует политическая риторика, лозунги «не
допустим продажи природных богатств», «не дадим ничего этому преступному
режиму», «защитим интересы отечественных товаропроизводителей». Поэтому
даже если в закон «О соглашениях о разделе продукции» и будут внесены изменения,
то он не пройдет Госдуму.
Между тем «неприемлемость отдельных положений» закона, согласно документу,
присланному в Госдуму из Совета Федерации, на деле обернулась его полной
ревизией. К. изумлению, после чтения бумаги можно сделать вывод, что от
имени целой цитаты Федерального Собрания предоставлено говорить многократно
опровергнутым в ходе обсуждения закона Юрию Болдыреву, Леониду Саблину
и Александру Титкину. Все здравое и полезное, высказанное депутатами нефтегазовых
регионов страны, территорий, где расположены машиностроительные предприятия,
которые будут делать оборудование, необходимое для разработки месторождений,
осталось в стороне. Более того, в письме Совета Федерации появились тезисы,
которые вообще не высказывались во время обсуждения закона, поэтому остается
лишь догадываться откуда, они взялись. Возникает полная уверенность, что
если внести изменения, на которых настаивает абсолютное меньшинство палаты,
то в следующий раз против закона проголосует абсолютное большинство.
Для похорон закона вполне хватит любого тезиса, представленного на 12
страницах приложения к постановлению Совета Федерации. В самом деле, для
того, чтобы убить человека, не нужно давать ему стакан цианистого калия,
хватит и значительно меньшей дозы. Для убийства лошади не нужно ведра никотина,
хватит и капли. То же самое и с законом, который вообще-то подобен живому
организму. Механическое вмешательство, введение чужеродных статей и вставок,
рекомендуемыx абсолютным меньшинством Совета Федерации, приведет к тому,
что работоспособный документ, способный служить делу привлечения капиталовложений
в экономику России, превратится в ворох ненужных бумаг, интересных лишь
авторам подобных «улучшений» и потребных для воспоминаний на склоне лет:
«Вот, мол, внучек, и мы тут руку приложили...»
А такого рода «улучшений» предостаточно: уничтожить гражданско-правовую
природу законопроекта (что не позволит гарантировать стабильность реализации
проектов), превратить раздел продукции в модификацию действующей налоговой
системы, при которой инвестиции удушены (что не позволит увеличить приток
инвестиций за счет более благоприятной и простой системы налогообложения);
утверждать соглашения о разделе продукции на парламенте (что на практике
означает утверждение сотен узкопрофессиональных документов объемом в пару
тысяч страниц каждая, что приведет к ужасающему непрофессионализму и коррумпированности
представительной власти). И так далее в том же духе...
А может быть, вечным контролерам (угрюм-бурчеевское «Не допущу!») пойти
еще дальше - «усыновить» специальным законом всю исполнительную власть,
сделав ее при парламенте этакой громадной счетной палатой? И жадно, до
сладкой одури контролировать, контролировать...
Если Совет Федерации сегодня не примет решения вернуться к рассмотрению
закона, то это будет означать, что на неопределенный срок (потому что следующий
парламент будет более левым, чем нынешний) сырьевые регионы (Тюменская
область, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, Сахалинская область и многие
другие) лишатся столь необходимых им инвестиции, которые позволят дать
людям работу и вовремя платить зарплату, наполнить доходами региональные
бюджеты. Машиностроительные заводы Санкт-Петербурга, Северодвинска. Нижнего
Новгорода, Комсомольска-на-Амуре не получат заказов со стороны нефтяников
и газовиков. Надо также иметь в виду, что инвесторы тоже не могут долго
жить в состоянии неопределённости. Как только станет ясно, что нормального
законодательства о разделе продукции в России не примут, серьезные инвесторы
уйдут в другие страны: в Казахстан, Азербайджан, Латинскую Америку. То
есть туда, где иначе подходят к вопросам законодательного регулирования
инвестиций.
Будем, однако, надеяться, что у Совета Федерации достанет здравого смысла
вернуться к рассмотрению закона «О соглашениях о разделе продукции» я одобрить
его.
|