Сложно, ещё сложнее…
По Закону "О СРП" предполагалась куда более ответственная процедура
предоставления государством прав на разработку недр, чем при передаче месторождений
на условиях лицензии.
Казалось бы, зачем же ещё более усложнять заключение соглашений дополнительными
законами (о перечне месторождений, разрабатываемых на основе СРП и по отдельным
соглашениям)? Ведь темпы работы парламента хорошо известны: например, с
момента выхода в декабре 1993 года соответствующего Указа Президента Дума
так и не сумела принять полное законодательство о СРП.
Так нет, Дума принимает поправки именно в базовый закон. Ранее в нём
было сформулировано несколько причин, по которым отдельные соглашения утверждались
законодательно. Все те, кто имел лицензии и хотел их переоформить на СРП,
должны были вопреки Гражданскому кодексу утверждать свои уже заключённые
с государством договора самостоятельным законом. Теперь, вместо того чтобы
устранить это противоестественное ограничение, к нему добавили следующее:
все без исключения соглашения утверждаются законом.
Парламентарии ни на секунду не усомнились: а зачем в этом случае надобен
сам Закон "О СРП"? Ведь его смысл как раз в определении единых для всех
правил игры. Коль каждое соглашение заключается по своим индивидуальным
правилам и утверждается законом, имеющим равную силу с самим законом "О
СРП", то над чем же работала Дума эти четыре года?
Но это не всё. Если стороны решили изменить условия соглашения (контракты-то
минимум на 20-30 лет, а жизнь меняется и требует внесения корректив), то
опять нужны поправки в договора-законы - со всеми остановками: Дума, Совет
Федерации, Президент. Таким образом, заключение крупных хозяйственных сделок
думцы превратили в форменное издевательство над инвестором, в "хождение
по мукам"… Какие уж тут инвестиции!
А ведь есть ещё многоступенчатая процедура включения того или иного
месторождения в перечень. И он тоже утверждается законом.
Однако всех этих барьеров Думе показалось маловато. Она разрешила предоставлять
на условиях раздела продукции не более 10 процентов (!) разведанных запасов
стратегических видов полезных ископаемых. Значит, 90 процентов месторождений
при нынешнем правовом и налоговом решении обречены на прозябание. Как и
регионы, рассчитывающие развернуть работы на "своих" месторождениях, российские
компании, надеявшиеся на внедрение нового механизма аренды, конверсионные
предприятия ВПК, в которых вдохнули бы новую жизнь заказы компаний ТЭК.
Среди прочих думских "усовершенствований" закона отметим ещё два.
Инвестору заявили, что граждане РФ должны составлять не менее 80 процентов
состава работников. Обычно подобное условие оговаривается в самом контракте,
поскольку есть густонаселённые и малонаселённые регионы, и долю местного
населения нужно определить конкретно. Кроме того, нефтяные месторождения
Сибири осваивали советские люди, которые теперь являются, например, гражданами
суверенной Украины. Будем "сокращать" этих иностранцев до положенных по
закону 20 процентов? А при разработке шельфа Калининграда российские компании
будут отказывать в заказах русским докерам стран Балтии?
Короче, вместо того чтобы в рабочем порядке - в самом соглашении о разделе
продукции определять, кого и сколько приглашать на работу, законодатели
навязывают российским компаниям жёсткие ограничения в подборе кадров, одновременно
затрудняя России и её регионам взаимовыгодное хозяйственное освоение пограничных
районов с соседями.
Кроме того, по мнению Думы, и оборудование при любых условиях должно
быть не менее чем на 70 процентов российскон. Думцы решили проигнорировать
замечание Президента о том, что отечественное оборудование должно быть
сопоставимо с иностранным по цене.
Но себе в убыток никто "затеваться" не будет. На практике попытки навязать
инвестору, где и что он должен покупать, бьют по тем самым компаниям, которые
предполагалось защитить, ведь если проект не реализуется, они останутся
вовсе без заказов. Кстати, разрабатывая месторождения на условиях лицензии,
инвестор вправе сам распоряжаться деньгами, а вот при СРП почему-то нет.
Реализация СРП позволяет в одном случае приобретать и более 80 процентов
российского оборудования, а в другом и 40 процентов иностранного может
оказаться мало и разработка месторождения станет невозможна. С таким же
успехом, чтобы поддержать отечественные фармацевтические фирмы, можно запретить
населению покупать эффективные иностранные лекарства, пока не начнём производить
свои… |