Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации
от 2 июня 2000 года № 20 (212) "О результатах ревизии целевого
использования средств федерального бюджета, выделенных в 1999
году Государственному комитету по охране окружающей среды Сахалинской
области, а также его участия в реализации Федерального закона
"О соглашениях о разделе продукции":
Утвердить отчет о результатах ревизии. Поддержать предложение
аудитора Счетной палаты С. П. Опенышева о направлении по результатам
указанной ревизии представлений Счетной палаты в Минприроды России
и председателю Государственного комитета по охране окружающей
среды Сахалинской области Н. И. Онищенко, а также информационного
письма с приложением отчета о результатах ревизии Председателю
Комитета Государственной Думы по экологии В. А. Грачеву.
Отчёт
о результатах ревизии целевого использования средств федерального
бюджета, выделенных в 1999 году Государственному комитету по охране
окружающей среды Сахалинской области, а также его участия в реализации
Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции"
В соответствии с планом работы Счетной палаты Российской Федерации
на 2000 год, утвержденным решением Коллегии Счетной палаты от
28 декабря 1999 г. (протокол № 41 (192), пункт 5.167), и на основании
удостоверения на право проведения ревизии от 21 марта 2000 г.
№ 361 специалистами направления по контролю за расходами федерального
бюджета в сельском хозяйстве и рыболовстве, на охрану окружающей
среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию
ведущими инспекторами В. А. Ивановым и Л. Н. Курченковой с 12
апреля по 27 апреля 2000 г. проведена ревизия целевого использования
средств федерального бюджета, выделенных в 1999 году Государственному
комитету по охране окружающей среды Сахалинской области, а также
его участия в реализации Федерального закона "О соглашениях
о разделе продукции".
Цель ревизии: провести ревизию целевого использования средств
федерального бюджета, выделенных на содержание Государственного
комитета по охране окружающей среды Сахалинской области (далее
- Госкомэкология Сахалинской области или Комитет), в том числе
структуры и объемов финансирования, полноты и своевременности
перечисления указанных средств Комитету, ведения бухгалтерского
учета, а также оценить участие комитета в реализации Федерального
закона "О соглашениях о разделе продукции".
Предмет ревизии: средства федерального бюджета, выделенные в
1999 году Госкомэкологией России на финансирование содержания
Комитета, а также нормативные документы Госкомэкологии России
и Госкомэкологии Сахалинской области, касающиеся реализации Федерального
закона "О соглашениях о разделе продукции" по проектам
"Сахалин-1" и "Сахалин-2" в части государственного
контроля за их влиянием на окружающую среду Сахалинской области.
Объект ревизии: Государственный комитет по охране окружающей
среды Сахалинской области.
Случаев отказа в предоставлении информации и документов со стороны
руководства Комитета и препятствования в работе инспекторов Счетной
палаты Российской Федерации не было.
По результатам ревизии оформлен акт о результатах ревизии целевого
использования средств федерального бюджета, выделенных в 1999
году Государственному комитету по охране окружающей среды Сахалинской
области, а также его участия в реализации Федерального закона
"О соглашениях о разделе продукции". С актом ознакомлены
под расписку вице-губернатор Сахалинской области И. П. Малахов
и председатель Госкомэкологии Сахалинской области Н. И. Онищенко.
Акт подписан без замечаний.
Характеристика объекта ревизии
В 1999 году Госкомэкология Сахалинской области осуществляла свою
деятельность на основании Положения о Государственном комитете
по охране окружающей среды Сахалинской области, утвержденного
Председателем Госкомэкологии России 16 января 1998 г. и постановлением
губернатора Сахалинской области от 22 сентября 1997 г. № 447.
Госкомэкология Сахалинской области в соответствии с утвержденным
Положением является специально уполномоченным территориальным
органом Госкомэкологии России в сфере охраны окружающей среды
и экологической экспертизы и несет ответственность за оздоровление
и улучшение экологической обстановки на территории Сахалинской
области. Исходя из этого, основные задачи Комитета заключаются
в осуществлении функций государственного управления и контроля
на территории Сахалинской области, мониторинга окружающей природной
среды, государственного экологического контроля и государственной
экологической экспертизы в области охраны окружающей среды, участии
в реализации обязательств Российской Федерации, вытекающих из
членства России в международных организациях, и участии в международных
договорах.
Госкомэкология Сахалинской области является юридическим лицом,
имеет гербовую печать с наименованием, а также бюджетные и иные
счета в финансово-кредитных учреждениях.
Госкомэкология Сахалинской области финансируется за счет средств
федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Средства федерального бюджета Комитету направлялись через систему
казначейства.
В соответствии со штатным расписанием на 1999 год, утвержденным
председателем Госкомэкологии Сахалинской области и согласованным
с управлением финансов и экономики Госкомэкологии России 19 февраля
1999 г., в аппарате Комитета числится 158 штатных единиц.
Кроме того, в соответствии с приказами Госкомэкологии России
от 5 октября 1998 г. № 558 и от 9 марта 1999 г. №99 в структуру
Госкомэкологии Сахалинской области включена специализированная
морская инспекция Сахалинской области (далее - спецморинспекция)
в составе 21 штатной единицы. В связи с тем, что приказ Госкомэкологии
России от 5 октября 1998 г. № 558 был обжалован начальником спецморинспекции
в Арбитражном суде г. Москвы и судебное разбирательство длилось
с 4 ноября 1998 г. по 5 октября 1999 г., акт приема-передачи основных
средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
закрепленных за спецморинспекцией Госкомэкологии Сахалинской области,
был утвержден Председателем Госкомэкологии России В. И. Даниловым-Данильяном
только 9 ноября 1999 г., а начальник спецморинспекции был освобожден
от занимаемой должности приказом Госкомэкологии России от 16 февраля
2000 г № 112-к. Постановлением Федерального арбитражного суда
Московского округа от 5 октября 1999 г. спецморинспекции было
отказано в удовлетворении очередной кассационной жалобы.
Несмотря на меры, принимаемые Госкомэколо-гией Сахалинской области,
(приказы и распоряжения Госкомэкологии Сахалинской области от
23 октября 1998 г. № 191/144-п; от 2 февраля 1999 г. № 33; от
9 апреля 1999 г. № 124: от 26 августа 1999 г. № 275/85 и другие),
на время проведения ревизии не осуществлена передача спецморинспекцией
следующих бухгалтерских документов: оригинала бухгалтерского баланса
за 1999 год, карточек по
материалам и малоценным предметам (форма 292), инвентарных карточек
по основным средствам (формы № № ОС-6 и ОС-9), оборотных ведомостей
по основным средствам и других документов.
Изучение результатов ранее проведенных контрольных мероприятий
федеральными и местными контрольно-ревизионными органами; органами
ведомственного контроля использования бюджетных средств в Комитете
и анализ принятых мер
За проверяемый период местными контрольно-ревизионными органами
в Госкомэкологии Сахалинской области проведены следующие проверки.
1. Управлением федерального казначейства Минфина России по
Сахалинской области в марте 1999 г. проведена проверка целевого
использования средств, выделенных из федерального бюджета на содержание
учреждения, а также законности образования и использования внебюджетных
средств в спецморинспекции за второе полугодие 1997 г. и 1998
год. С учетом выявленного нецелевого использования средств федерального
бюджета Минфин России уменьшил финансирование из федерального
бюджета Госкомэкологии Сахалинской области по разделу 09 на 34280
рублей (платежные поручения от 25 ноября 1999 г. № 11178 и от
6 декабря 1999 г. № 11839).
Приказом Госкомэкологии России от 25 июля 1999 г. № 345 "О
результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности специализированной
морской инспекции Сахалинского региона" председателю Госкомэкологии
Сахалинской области предписано взыскать с виновных лиц 36083 рублей
(излишние выплаты бюджетных и внебюджетных средств). В связи с
тем, что приказом Госкомэкологии России от 5 октября 1998 г. №
558 спецморинспекция реорганизована в Сахалинскую природоохранную
морскую службу и является структурным подразделением Комитета,
Госкомэкология Сахалинской области обратилась письмом от 19 января
2000 г. №31 в прокуратуру Сахалинской области о возбуждении иска
о взыскании с бывших работников спецморинспекции указанной суммы.
На время проведения ревизии прокуратура Сахалинской области направила
письмом от 30 марта 2000 г. № 7-23 материалы по указанному вопросу
прокурору г. Южно-Сахалинска для принятия решения о подготовке
искового заявления в суд.
2. Контрольно-ревизионным управлением Минфина России по Сахалинской
области в июне 1999 г. осуществлена проверка целевого использования
средств федерального бюджета в Госкомэкологии Сахалинской области
за 1998 год.
По результатам указанной проверки выявлено нецелевое использование
средств федерального бюджета в объеме 11259 рублей, которые восстановлены
Комитетом в доход федерального бюджета платежным поручением от
28 июня 1999 г. № 133.
По вопросам реализации Федерального закона "О соглашениях
о разделе продукции" (проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2")
в 1999 году Счетной палатой Российской Федерации проведена комплексная
проверка использования государственной собственности, предоставленной
на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской
деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов
и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими соглашений
о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2",
и выполнения представлений Счетной палаты Российской Федерации,
принятых на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 17 апреля
1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания
налогов и платежей в бюджет при исполнении соглашений о разделе
продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях
о разделе продукции" на предприятиях и организациях Сахалинской
области. По результатам комплексной проверки отмечено, что соглашениями
"Сахалин-1" и "Сахалин-2" в недостаточной
мере учтены интересы государства по вопросам экологии, а также
государственного контроля, не решены вопросы пересмотра действующих
нормативных актов природоохранных органов. Соответствующее представление
направлено Председателю Правительства Российской Федерации (№
01 -244/02 от 22 марта 2000 г.).
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
от 30 марта 2000 г. № ХВ-П9-09080, на указанное представление
Минтопэнерго России направило в Счетную палату письмо от 25 апреля
2000 г. № 738, в котором данное министерство поддерживает меры,
предлагаемые Счетной палатой в части приведения правительственных
и ведомственных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями
Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции",
а также обеспечения постоянного контроля со стороны Правительства
Российской Федерации или уполномоченных им органов за подготовкой
и реализацией соглашений о разделе продукции.
Исполнение федерального бюджета за 1999 год в части полноты
и своевременности выделения Госкомэкологией России Комитету средств
по соответствующим разделам бюджетной классификации Российской
Федерации в сравнении с утвержденными лимитами
При формировании проекта федерального бюджета на 1999 год Комитетом
был подготовлен прогноз финансирования, исходя из расчетной потребности
в финансовых ресурсах на соответствующий год по разделу 01 в объеме
8487 тыс. рублей, в том числе по материальным затратам - 2317
тыс. рублей, по разделу 09 - 3796,2 тыс. рублей, в том числе по
материальным затратам - 2363 тыс. рублей.
Установленные Госкомэкологией России показатели финансирования
Комитета на 1999 год удовлетворяли его расчетную потребность в
бюджетных ассигнованиях по разделу 01 на 74,5% от сметы расходов
Комитета, а по разделу 09 - на 16,7 процента.
Госкомэкология России довела до Комитета лимиты бюджетных обязательств
на 1999 год поквартально по разделам 01 и 09 в разрезе статей
экономической классификации. Всего на 1999 год лимит бюджетных
обязательств по разделу 01 составил 6420,33 тыс. рублей, а по
разделу 09 - 805,68 тыс. рублей. Фактическое финансирование Комитета
по разделу 01 составило за 1999 год 6420,33 тыс. рублей, или 100
% лимита бюджетных обязательств, а по разделу 09 - 805,68 тыс.
рублей, или 100 процентов.
В 1999 году средства федерального бюджета поступали по разделу
01 следующим образом: в I квартале - 12,9 % от годового финансирования,
во II квартале -31%, в III квартале - 14,3 %, в IV квартале -
41,8 процента.
Целевое использование Комитетом средств федерального бюджета
по разделам бюджетной классификации Российской Федерации
Анализ использования выделенных в 1999 году средств федерального
бюджета Комитету осуществлялся на основе сплошной ревизии банковских
документов по бюджетным счетам, а также бухгалтерской документации,
в том числе годовой бухгалтерской отчетности исполнения смет по
всем источникам финансирования.
Смета расходов по разделам 01и 09 на 1999 год утверждена руководством
Комитета 26 марта 1999 г., а уточненная смета - 31 декабря 1999
г.
Раздел 01 "Государственное управление и местное самоуправление".
По указанному разделу осуществлялось финансирование расходов
на содержание сотрудников центрального аппарата Комитета и местных
природоохранных органов.
В соответствии с утвержденным штатным расписанием на 1999 год
по разделу 01 финансируются расходы на содержание 99 штатных единиц,
в том числе:
- аппарата управления Комитета - 55 штатных единиц;
- местных природоохранных органов (12 комитетов) - 44 штатные
единицы.
Оплата труда аппарата управления Комитета осуществлялась в 1999
году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
6 марта 1998 г. № 265 "О денежном содержании федеральных
государственных служащих территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, представительств Российской Федерации и
представительств федеральных органов исполнительной власти за
рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений
Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры
Российской Федерации". Во исполнение приказа Госкомэкологии
России от 16 апреля 1999 г. № 180 "О сокращении численности
работников территориальных органов Госкомэкологии России"
утверждено новое штатное расписание: по разделу 01 - 84 штатные
единицы с месячным фондом оплаты труда 473,7 тыс. рублей. По состоянию
на 1 января 2000 г. фактическая численность государственных служащих
по разделу 01 составила 85 человек.
Среднемесячная заработная плата с учетом выплат материального
поощрения за счет средств федерального бюджета аппарата управления
в 1999 году составила 3925 рублей, а руководителей Комитета -7157
рублей.
В Комитете принято положение о поощрении (премировании) государственных
служащих территориального органа федерального органа исполнительной
власти.
В 1999 году фактические расходы на содержание Комитета произведены
в пределах сметных назначений и составили 6298,9 тыс. рублей.
Из объема фактических расходов средства на оплату труда с начислениями
на нее составили 91,8 процента. Материальные затраты на содержание
аппарата управления по разделу 01 профинансированы в объеме 610
тыс. рублей, или 26,3% от расчетной потребности Комитета в финансовых
средствах на материальные затраты.
Выборочная проверка правильности начисления и выплаты надбавок
стимулирующего характера за 1999 год показала, что заработная
плата работникам аппарата управления выплачивалась в соответствии
с должностными окладами и надбавками, установленными штатным расписанием
Комитета. Задолженности по выплате заработной платы на момент
ревизии Комитет не имел.
Проверка расходования средств на хозяйственные расходы, в том
числе на транспортные, показала, что выдача наличных денежных
средств осуществлялась в соответствии с приказом Комитета от 19
января 1999 г. №.7а. С материально ответственными лицами заключены
договоры о полной материальной ответственности.
Проверка расходования средств на командировочные расходы показала,
что выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными
командировками, производится в соответствии с приказом Минфина
России от 13 августа 1999 г. № 57н "Об изменении норм возмещения
командировочных расходов на территории Российской Федерации"
в пределах сумм, причитающихся командированным работникам на эти
цели. Выдача наличных денежных средств под отчет на командировку
оформляется командировочным удостоверением, расходным кассовым
ордером, приказом руководства Комитета. Следует отметить, что
имеются случаи незаполнения отдельных реквизитов в авансовых отчетах,
а именно даты составления документа. Таким образом, не выполняется
пункт 2, статья 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Оплата расходов на командировки и служебные разъезды осуществлялась
в 1999 году за счет средств экологических фондов и средств, полученных
от проведения экологической экспертизы. Всего было израсходовано
на указанные цели 171,7 тыс. рублей.
Бухгалтерский учет в Комитете осуществляется в соответствии с
Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Бухгалтерский учет ведется по мемориально-ордерной системе счетоводства.
Кассовые операции в Комитете осуществляются в соответствии с
Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным
решением Совета директоров Банка России от 22 октября 1993 г.
№ 40.
По разделу Бюджетный Кодекс Российской Федерации 01 нецелевого
использования Комитетом средств федерального бюджета за 1999 год
в ходе ревизии не выявлено.
Раздел 09 "Охрана окружающей природной среды и природных
ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия".
Средства федерального бюджета по данному разделу, выделяемые
Госкомэкологией России, используются на финансирование работников
местных природоохранных органов, обслуживающего персонала, СИГЭКА
и Сахалинской природоохранной морской службы (далее - морская
служба). Во исполнение приказа Госкомэкологии России от 16 апреля
1999 г. № 180 "О сокращении численности работников территориальных
органов Госкомэкологии России" утверждено новое штатное расписание
по разделу 09 - 68 штатных единиц с месячным фондом оплаты труда
в объеме 149 тыс. рублей.
Расходование средств на оплату труда по данному разделу производится
на основании разрядов Единой тарифной сетки.
В комитете приняты положения о поощрении (премировании) работников
обслуживающего персонала и СИГЭКА.
По данным формы 2 "Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной
организации" бухгалтерского отчета за 1999 год фактические
расходы соответствуют сметным назначениям.
За 1999 год фактические расходы Комитета по данным указанной
формы составили 771,8 тыс. рублей: из них оплата труда с начислениями
- 660,4 тыс. рублей, или 85,6 % от общего объема фактически полученных
средств; материальные затраты - 83,7 тыс. рублей, или 10,8 %,
трансферты - 27,7 тыс. рублей, или 3,6 процента. Следует отметить,
что фактическое финансирование материальных затрат по данному
разделу составляет только 4,7 % от расчетной годовой потребности
Комитета.
Среднемесячная заработная плата с учетом выплат материального
поощрения за счет средств федерального бюджета по разделу 09 составила
1207 рублей.
В 1999 году средства федерального бюджета поступали по разделу
09 следующим образом: в 1 квартале - 8,3 % от общего объема финансирования,
во II квартале - 29,5 %, в III квартале - 27,1 %, в IV квартале
- 35,1 процента.
Использование внебюджетных средств
Согласно закону Сахалинской областной Думы от 25 мая 1998 г.
№ 64 "Об областном внебюджетном экологическом фонде",
средства внебюджетного экологического фонда (далее - фонд) должны
находиться на специальном внебюджетном счете в Главном управлении
Банка России по Сахалинской области, а управление фондом осуществляется
администрацией Сахалинской области и советом фонда. В соответствии
с законом Сахалинской области "О внесении изменений и дополнений
в закон Сахалинской области от 23 декабря 1999 г. № 142 "Об
областном внебюджетном экологическом фонде", администрация
Сахалинской области на основании соглашения передала полномочия
по управлению фондом Госкомэкологии Сахалинской области.
В соответствии с вышеуказанным положением о Госкомэкологии Сахалинской
области, одной из важнейших функций Комитета является контроль
за целевым использованием средств экологического фонда, а не управление
фондом.
На 1999 год принят закон Сахалинской области от 12 июля 1999
г. № 125 "О бюджете областного внебюджетного экологического
фонда на 1999 год", который утвердил бюджет фонда по доходам
и расходам в объеме 10278,3 тыс. рублей. Фактические доходы фонда
составили в 1999 году 13167,9 тыс. рублей, в том числе: плата
за загрязнение окружающей природной среды (далее - плата) - 6097,4
тыс. рублей, штрафы за нарушение природоохранного законодательства
и исков по возмещению ущербов окружающей среде - 7070,5 тыс. рублей.
Организации, занятые освоением минерально-сырьевых ресурсов северо-восточного
шельфа острова Сахалин (проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2")
также вносят плату. По данным Госкомэкологии Сахалинской области
расчетная плата в 1999 году по проекту "Сахалин-2" составила
3706 тыс. рублей. Задолженность по плате, выявленная в ходе проведения
ревизии, в объеме 202,5 тыс. рублей была погашена компанией "Энерджи"
платежным поручением от 24 апреля 2000 г. № 747. В соответствии
с действующим природоохранным законодательством указанные средства
были направлены: в федеральный бюджет - 370,6 тыс. рублей; Федеральный
экологический фонд -333,5 тыс. рублей; экологический фонд области
-3001,9 тыс. рублей. Кроме того, за нарушение природоохранного
законодательства компания "Энерджи" внесла штрафы в
размере 409,3 тыс. рублей, а также 192,8 тыс. рублей за нанесенный
ущерб окружающей природной среде.
В 1999 году средства фонда в объеме 5188,6 тыс. рублей были израсходованы
на природоохранные мероприятия.
В соответствии со статьей 4 закона Сахалинской области "О
бюджете областного внебюджетного экологического фонда на 1999
год", непосредственно Госкомэкологией Сахалинской области
было направлено 29% от объема израсходованных средств фонда на
создание и совершенствование систем мониторинга окружающей среды,
осуществление государственного экологического контроля и разработку
нормативов, инструктивной документации по природопользованию.
По данным формы бухгалтерского отчета № 4-св "Отчет об исполнении
сметы по внебюджетным средствам" в 1999 году за счет внебюджетных
средств 457,36 тыс. рублей было направлено на оплату труда работников
СИГЭКА и морской службы по разделу 09.
За проверяемый период из бюджета Сахалинской области средств
на поддержание природоохранной деятельности Госкомэкологии Сахалинской
области и его органов не выделялось.
Роль и степень участия Комитета в реализации Федерального
закона "О соглашениях о разделе продукции" на территории
Сахалинской области
Характеристика проблемы
На территории Сахалинской области продолжается осуществление
проектов по разработке Чайвинского, Аркутун-Дагинского и Одоптинского
нефтегазоконденсатных месторождений и Пильтун-Астохского, Лунского
месторождений нефти и газа на условиях раздела полученной продукции
между Российской Федерацией и фирмами, финансирующими указанные
проекты.
Указанные проекты утверждены следующими нормативными документами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня
1994 г. № 672 "О заключении Соглашения между Российской Федерацией
и компанией "Сахалин Энерджи инвестмент компани, Лтд."
одобрен проект Соглашения о разделе продукции, включая разработку
Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на шельфе
острова Сахалин (далее - проект "Сахалин-2" или "Сахалин-2").
Соглашение заключено Правительством Российской Федерации и администрацией
Сахалинской области, с одной стороны, и компанией "Сахалин
Энерджи инвестмент компани, Лтд." ("Сахалин Энердж-и"),
с другой. Соглашение подписано 22 июня 1994 г. Министром топлива
и энергетики Российской Федерации Ю. К. Шафраником и главой администрации
Сахалинской области Е. Краснояровым. Оператором соглашения является
компания "Сахалин Энерджи".
Пунктом 25 указанного соглашения предусматривается, что "Компания
руководствуется законодательством Российской Федерации об охране
окружающей среды и безопасном ведении работ, а также соответствующими
нормативными актами Сахалинской области, относящимися к рациональному
природопользованию, охране окружающей среды и безопасности персонала",
а также будет осуществлять меры для "максимального ограничения
загрязнения и предотвращения ущерба здоровью и безопасности персонала,
воздушной и водной среде, растительному и животному миру, сельскохозяйственным
культурам, зданиям и другим сооружениям инфраструктуры".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня
1995 г. № 684 "О заключении Соглашения между Российской Федерацией
и Консорциумом в составе государственного предприятия "Роснефть",
акционерного общества открытого типа "Сахалинморнефтегаз",
корпорации "Сахалин ойл девелопмент корпорейшн компани, лтд."
о разработке Чайвинского, Аркутун-Дагинского и Одоптинского месторождений
нефти и газа на условиях раздела продукции" был одобрен проект
соглашения о разделе продукции, включая разработку Чайвинского,
Аркутун-Дагинского и Одоптинского нефтегазоконденсатных месторождений
на шельфе острова Сахалин (далее - проект "Сахалин-1"
или "Сахалин-1"). Соглашение о разделе продукции "Сахалин-1"
было заключено между Правительством Российской Федерации и администрацией
Сахалинской области, с одной стороны, и консорциумом ЗАО "Сахалинморнефтегаз-Шельф",
ЗАО "Роснефть-Сахалин", "Эксон Нефтегаз Лимитед"
("Эксон") и Лтд. ("Содеко"), с другой. Соглашение
подписано 30 июня 1995 г. Министром топлива и энергетики Российской
Федерации Ю. К. Шафраником и главой администрации Сахалинской
области Е. Краснояровым. Оператором соглашения является корпорация
"Эксон".
Статья 24 указанного соглашения предусматривает, что при производстве
работ по освоению Чайвинского, Аркутун-Дагинского и Одоптинского
нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин
Консорциум будет руководствоваться законами и нормативными актами
Российской Федерации, регулирующими рациональное использование
природных ресурсов, защиту окружающей природной среды.
Реализация соглашений о разделе продукции "Сахалин-1"
и "Сахалин-2" связана с освоением и разработкой запасов
углеводородов на перечисленных месторождениях, включая бурение,
закачивание, испытание и использование поисково-разведочных, эксплуатационных,
нагнетательных скважин, проектирование, строительство, монтаж
и использование морских платформ и сооружений, установок разделения
продукции, хранилищ, сборных и магистральных трубопроводов, завода
сжиженного природного газа и других вспомогательных работ. Производство
перечисленных работ связано с опасностью загрязнения окружающей
природной среды, а также нанесения ущерба биоресурсам Охотского
моря и здоровью населения.
В соответствии с подготовленным компанией "Эксон" финансовым
годовым отчетом за 1999 год, по проекту "Сахалин-1"
на экологические исследования было израсходовано 1154 тыс. долларов
США, включая "обеспечение буровых работ, нормативно-правовые
инициативы, разработка проекта, планирование работ по ликвидации
аварийных разливов нефти и получение утверждений государственными
органами (разрешения, технико-экономического обоснования, оценки
воздействия на окружающую среду)". Таким образом, на экологические
исследования компания "Эксон" израсходовала 2,2 % от
расходов 1999 года.
По данным Комитета, по проекту "Сахалин-2" на экологические
исследования за 1999 год было израсходовано 3496 тыс. долларов
США, или 1,3 % от расходов 1999 года.
На основании утвержденного Положения о Государственном комитете
по охране окружающей среды Сахалинской области Комитет выполнял
функции государственного экологического контроля и государственной
экологической экспертизы в сфере охраны окружающей среды на территории
Сахалинской области за организациями, осуществляющими работы по
реализации соглашений "Сахалин -1" и "Сахалин -
2". Комитет также проводил мониторинг окружающей природной
среды в местах проведения буровых работ на шельфе Охотского моря.
Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 694
"О мерах по реализации Федерального закона "О соглашениях
о разделе продукции" на Минтопэнерго России возложены функции
по осуществлению прав и обязательств Российской Федерации, принятых
ею в соответствии с соглашениями о разделе продукции в отношении
месторождений углеводородного сырья, и право выступать от имени
Правительства Российской Федерации по всем вопросам таких соглашений.
В целях усиления государственного контроля при заключении и реализации
соглашений и выполнения данного Указа принято постановление Правительства
Российской Федерации от 2 сентября 1997 года № 1 132 "О мерах
по обеспечению прав и интересов Российской Федерации при заключении
и реализации соглашений о разделе продукции", во исполнение
которого образована Комиссия Правительства Российской Федерации
по координации деятельности федеральных органов исполнительной
власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
по реализации соглашений о разделе продукции, утверждено положение
о Комиссии Правительства. Осуществление прав и обязательств Российской
Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении месторождений
углеводородного сырья указанным постановлением возложено на Минтопэнерго
России.
В соответствии с принятыми соглашениями и в целях выполнения
вышеуказанных нормативных документов Минтопэнерго России своими
решениями создал Совет представителей уполномоченного государственного
органа по проекту "Сахалин-1" и наблюдательный совет
по реализации проекта "Сахалин-2", в состав которых
включены представители администрации Сахалинской области. Несмотря
на актуальность вопросов охраны окружающей среды при реализации
соглашений, представитель Госкомэкологии Сахалинской области не
включен в состав уполномоченного государственного органа (проект
"Сахалин-1") и наблюдательного совета (проект "Сахалин-2")
по реализации соглашений о разделе продукции.
В настоящее время намечается дальнейшее освоение месторождений
углеводородного сырья острова Сахалин. Так, принят Федеральный
закон "Об участках недр, право пользования которыми может
быть предоставлено на условиях раздела продукции (Киринском перспективном
блоке проекта "Сахалин-3")". В соответствии с указанным
Федеральным законом Правительством Российской Федерации утверждено
распоряжение от 5 августа 1999 года № 1234-р об образовании комиссии
по разработке условий пользования недрами и подготовке проекта
соглашения о разделе продукции по Киринскому перспективному блоку
проекта "Сахалин-3", расположенному в пределах территориального
моря и на континентальном шельфе Российской Федерации в Охотском
море. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации
от 20 декабря 1998 года № 1826-р образована комиссия по разработке
условий пользования недрами и подготовке проектов соглашений о
разделе продукции по месторождениям, расположенным на территории
Сахалинской области: Астрахановская морская структура. Восточное
Эхаби, Западное Сабо, Катангли, Набиль, Северный купол месторождения
Одопту-море, Уйглекуты, Центральная Оха.
Осуществление экологической экспертизы по проектам "Сахалин
-1" и "Сахалин - 2", реализуемым в рамках раздела
продукции
Проведение государственной экологической экспертизы, должно осуществляться
в соответствии со статьями 35 и 38 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды", Федеральными законами "Об
экологической экспертизе" и "О внутренних морских водах,
территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации"
(статья 34). В соответствии с указанными законами обязательной
государственной экологической экспертизе подлежат проекты правовых
актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технико-экономические
обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения,
технического перевооружения и другие проекты, в том числе документация,
обосновывающая соглашения о разделе продукции, и концессионные
договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование
природных ресурсов и (или) отходов производства, реализация и
осуществление которых может оказать воздействие на окружающую
природную среду в пределах одного, двух и более субъектов Российской
Федерации. Таким образом, в соответствии с законодательством Российской
Федерации, проекты соглашений о разделе продукции должны были
пройти обязательную государственную экологическую экспертизу.
Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется
на основании постановления Правительства Российской Федерации
от 11 июня 1996 г. № 698 "Об утверждении положения о порядке
проведения государственной экологической экспертизы".
Соглашения о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2"
подписаны Правительством Российской Федерации с нарушением статей
36 и 37 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
и статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
в части обязательной государственной экологической экспертизы,
проводимой на федеральном уровне.
Экологическая экспертиза проектной документации по проекту
"Сахалин-1"
В соответствии с приказами Минприроды России (в настоящее время
- Госкомэкология России) была проведена государственная экологическая
экспертиза по рассмотрению технико-экономических расчетов целесообразности
освоения Чайвинского, Аркутун-Дагинского и Одоптинского нефтегазоконденсатных
месторождений на шельфе острова Сахалин (проект "Сахалин-1").
В сводном заключении экспертной комиссии государственной экологической
экспертизы (далее - экспертная комиссия) от 21 сентября 1994 года
отмечено, что технико-экономические расчеты (далее - ТЭР) не содержат
достаточного экологического и социально-экономического обоснования
крупномасштабной деятельности по освоению указанных месторождений,
решение вопросов охраны окружающей среды неполностью соответствует
требованиям российских законов и нормативных документов в области
охраны окружающей природной среды и экологической безопасности,
а также не обеспечена комплексная разработка ТЭР "Сахалин-1"
с учетом научно-технического уровня и особых природно-климатических,
экологических и социальных условий освоения. Экспертная комиссия
дала отрицательную оценку ТЭР "Сахалин-1" в части соблюдения
требований экологической безопасности, охраны окружающей природной
среды и недр, рационального использования природных ресурсов.
Однако экспертная комиссия подтвердила возможность проведения
работ над проектом "Сахалин-1" в целях обеспечения комплексной
проработки вопросов охраны окружающей среды и природных ресурсов
с учетом природно-географической уникальности региона, его важнейшего
рыбохозяйственного значения для экономики России и Сахалинской
области, а также обязательной кооперации с другими проектами освоения
месторождений шельфа острова Сахалин. Указанное заключение Минприроды
России направило Минтопэнерго России и администрации Сахалинской
области (письмо от 3 октября 1994 г. № 02-11/23-2748). В 1996
году Госкомэкологией Сахалинской области была организована и проведена
государственная экологическая экспертиза рабочего проекта "Строительство
поисковой скважины № 5 на площади Аркутун-Даги-море". Государственная
экологическая экспертиза отметила, что проект строительства поисковой
скважины № 5 на площади Аркутун-Даги-море разработан без учета
действующего в России ГОСТ 17.1.3.02-77, не допускающего сброса
в море отходов бурения. Учитывая социально-экономическую значимость
для Сахалинской области и Российской Федерации проблемы поиска
наиболее экономичных и экологически оправданных технологий морского
бурения и утилизации буровых отходов, а также заключение центрального
управления по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране
и воспроизводству рыбных запасов Комитета Российской Федерации
по рыболовству (ЦУРЭН) № 1-2/277 от 7 августа 1996 г., экспертная
комиссия 12 августа 1996 г. № 71-96/9 одобрила представленные
материалы. Экспертная комиссия признает, что осуществление указанных
работ является экологическим экспериментом приемлемости в условиях
шельфа острова Сахалин зарубежной практики сброса буровых отходов
в море. Для этого необходимо выполнение программы исследований
по экологическому мониторингу водной среды и биоресурсов с привлечением
российских организаций.
Государственной экологической экспертизой, организованной Госкомэкологией
России, выдано положительное заключение от 22 июня 1998 г. на
рабочий проект "Программа оценочного бурения на месторождении
Аркутун-Даги". По результатам рассмотрения представленных
материалов экспертная комиссия считает допустимым предусмотренное
в документации воздействие на окружающую природную среду в процессе
проведения поисково-оценочных работ по программе, включая сброс
бурового раствора на водной основе и шлама в морскую среду. Экспертная
комиссия Госкомэкологии Сахалинской области также провела предварительное
рассмотрение материалов по Программе оценочного бурения 1998 года
по двум морским разведочным скважинам Даги-13 и Даги-15, а также
по испытанию пробуренной ранее скважины Даги-7 за пределами территориального
моря компании "Эксон". По итогам рассмотрения экспертная
комиссия сочла возможной реализацию указанной программы при условии
выполнения рекомендаций и предложений, изложенных в заключении
от 22 июня 1998 г. № 2040, и обратилась с просьбой к руководству
Госкомэкологии России и управлению государственной экологической
экспертизы дать право проводить государственную экологическую
экспертизу документации на разведочные, кратковременные работы
на шельфе острова Сахалин силами сахалинских экспертов с утверждением
состава комиссии и заключения руководством Госкомэкологии России.
В 1999 году компанией "Эксон" были представлены в Госкомэкологию
России проектные материалы "Оценочное бурение скважины Чайво-6"
(проект "Сахалин-1") для проведения государственной
экологической экспертизы. Указанной компанией предлагалось при
проведении буровых работ на данном месторождении в территориальном
море Российской Федерации сброс отработанных буровых растворов
и шлама осуществлять в морскую среду как сброс низкотоксичного
бурового раствора на водной основе и шлама в морскую среду, который
является обычной, обоснованной с экологической точки зрения и
принятой во всем мире практикой. Экспертная комиссия сделала вывод,
что эта точка зрения базируется на выполненных в недостаточном
объеме и методически неправильных гидробиологических исследованиях,
на ряд используемых веществ не разработаны нормативы предельно
допустимых концентраций для рыбохозяйственных водоемов. Кроме
того, статьей 37 (пункт 2) Федерального закона "О внутренних
морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской
Федерации" запрещается захоронение отходов и других материалов,
а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в
территориальном море. Отдельные материалы, представленные на государственную
экологическую экспертизу, предварительно были рассмотрены Госкомэкологией
Сахалинской области и результаты рассмотрения направлены в управление
государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России
письмом от 7 мая 1999 г. №2417, в котором сделан вывод, что, с
учетом замечаний, программа буровых работ в части оценки допустимого
воздействия на окружающую среду может быть согласована Госкомэкологией
Сахалинской области.
Госкомэкология России 26 мая 1999 г. утвердила отрицательное
заключение государственной экологической экспертизы на проектные
материалы "Оценочное бурение скважины Чайво-6". Экспертная
комиссия рекомендует компании рассмотреть возможность использования
специально изготовленных контейнеров для размещения выбуренного
шлама в емкости, с последующей их отгрузкой и транспортировкой
на берег для утилизации или захоронения на полигоне.
На основании предложений МПР России и Минтопэнерго России, по
согласованию с Госкомэкологией России и Госкомрыболовством России,
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999
г. № 1131 утвержден временный порядок производства буровых работ
по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений
в пределах территориального моря и исключительной экономической
зоны Российской Федерации в районах Дальнего Востока, который
установил правила отведения (удаления) в море сточных вод и технологических
продуктов бурения, образующихся при разведке буровых скважин.
В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации
от 28 сентября 1999 г. указанное распоряжение было отменено распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 г. № 6-р.
Экологическая экспертиза проектной документации по проекту
"Сахалин-2"
По технико-экономическому обоснованию (далее - ТЭО) освоения
Лунского и Пильтун-Астохского месторождений нефти и газа на шельфе
острова Сахалин (проект "Сахалин-2") была проведена
государственная экологическая экспертиза. В сводном заключении
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Минприроды
России (в настоящее время - Госкомэкология России) от 25 февраля
1993 г. рекомендует ТЭО в качестве основы для разработки проекта
при условии обязательного учета и реализации замечаний и рекомендаций,
изложенных в заключении. Наиболее важные замечания по ТЭО: отсутствуют
необходимые данные для экологического обоснования влияния основных
инженерных объектов на морские, пресноводные и наземные экосистемы,
не проведены предварительные согласования с органами государственного
надзора, не выполнены оценки возможного ущерба природной среде,
включая уменьшение рыбных запасов, и расчеты затрат на компенсационные
мероприятия.
В 1998 году Госкомэкологией России была организована экспертная
комиссия государственной экологической экспертизы материалов ТЭО
(проект) обустройства Пильтун-Астохского лицензионного участка
(этап 1 - Астохская площадь). Экспертная комиссия пришла к выводу,
что с учетом положительных заключений Главгосэкпертизы Госстроя
России, Госгортехнадзора России, МЧС России, согласований надзорных
и экспертных органов Российской Федерации и Сахалинской области,
степень воздействия на окружающую природную среду является допустимой
в процессе строительства и эксплуатации объектов первого этапа
обустройства Пильтун-Астохского месторождения на континентальном
шельфе острова Сахалин. Кроме того, экспертная комиссия отметила,
что принятый вариант сброса буровых растворов и шлама в море при
соблюдении жестких требований к составу и режиму сбросов в сложившейся
ситуации является наиболее приемлемым по сравнению с размещением
отходов бурения на суше острова Сахалин. Заключение экспертной
комиссии утверждено приказом Госкомэкологии России от 1 июня 1998
г. № 335. В указанном документе установлен срок действия данного
заключения - пять лет, Госкомэкология Сахалинской области должна
осуществлять контроль за выполнением рекомендаций и предложений,
высказанных в указанном заключении.
Госкомэкологией Сахалинской области рассмотрены материалы: "Ходатайство
для получения лицензии на пользование водными объектами"
и "Проект расчета норм предельно-допустимых сбросов для морских
объектов первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения
(1998-2000 гг.)". По этим материалам выдан документ от 26
ноября 1997 г. № 2063 о предварительном согласовании условий водопользования
для морских объектов первого этапа освоения Пильтун-Астохского
месторождения на шельфе острова Сахалин, который рассматривался
экспертной комиссией Госкомэкологии России в составе материалов
по ТЭО обустройства Пильтун-Астохского лицензионного участка (этап
1 - Астохская площадь).
Экспертная комиссия, организованная Госкомэкологией России, подготовила
положительное заключение на проект поисково-разведочного бурения
скважин №16 и №17 на Пильтун-Астохском лицензионном участке. Указанное
заключение утверждено приказом Госкомэкологии России от 7 июля
1998 г. №415.
В данном заключении отмечается, что предлагаемые проектом организационно-технические
решения неполностью отвечают требованиям Закона РСФСР "Об
охране окружающей природной среды", Водного кодекса Российской
Федерации в части непосредственного выпуска бурового раствора
и шлама в морскую среду. В то же время, оценивая намечаемые работы
с точки зрения воздействия на окружающую природную среду, экспертная
комиссия считает его кратковременным, локальным и допустимым в
рамках производственного эксперимента, результаты которого могут
быть использованы при разработке документации для последующих
этапов деятельности с целью повышения уровня экологической безопасности.
Экспертная комиссия комитета провела предварительное рассмотрение
материалов по проекту "Заявление о воздействии на окружающую
среду при проведении в 1998 году разведочного бурения на Пильтун-Астохском
лицензионном участке, проект "Сахалин-2". Заключение
комиссии направлено в управление государственной экологической
экспертизы Госкомэкологии России 22 июня 1998 г. № 2040. Экспертная
комиссия считает возможным реализацию указанного проекта на континентальном
шельфе острова Сахалин при условии выполнения рекомендаций и предложений,
изложенных в данном заключении.
Проведение комитетом контрольной природоохранной деятельности
в рамках указанных проектов
Госкомэкология Сахалинской области осуществляет государственный
экологический контроль за обеспечением соблюдения требований природо-охранительного
законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм,
правил и других нормативных документов по охране окружающей природной
среды в соответствии с постановлениями Правительства Российской
Федерации от 26 мая 1997 г. № 643 "Об утверждении Положения
о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей
среды" и от 17 июля 1995 г. № 718 "О должностных лицах
Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей
среды и его территориальных органов, осуществляющих государственный
экологический контроль", а также Правилами осуществления
государственного экологического контроля должностными лицами Минприроды
России (Госкомэкологии России) и его территориальными органами.
В 1999 году подразделения экологического контроля Комитета продолжали
осуществлять государственный экологический контроль за производством
работ на Пильтун-Астохской морской площади при бурении и эксплуатации
скважин на морском нефтедобывающем комплексе "Витязь"
(буровая платформа "Моликпак", одноякорный причал, подводный
трубопровод, плавучее нефтехранилище "Оха" и СПБУ Сахалинская")
(проект "Сахалин-2"). В связи с отсутствием производственной
деятельности аналогичные работы по проекту "Сахалин-1"
за этот период не проводились.
На буровой платформе "Моликпак" постоянно дежурит государственный
инспектор по охране окружающей среды Сахалинской области (далее
- госинспектор). На основании Программы государственного экологического
мониторинга на 1999 год госинспекторы осуществляли работы по сбору
информации, включая визуальные наблюдения за поверхностью моря,
в том числе наличие нефтяной пленки, пятен мутности, пены естественного
и антропогенного происхождения, плавающих предметов, состояние
и поведение различных видов флоры и фауны, отбор проб по выпускам
сточных вод для определения содержания в стоках загрязняющих веществ.
Кроме того, на основании отобранных проб СИГЭКА Госкомэкология
Сахалинской области проводила лабораторный контроль за содержанием
загрязняющих ингредиентов в сточных водах. За период с 25 июня
по 22 октября 1999 г. госинспекторами составлялись протоколы о
нарушении экологических требований законодательства Российской
Федерации или об экологических нарушениях со стороны компании
"Энерджи", на основании которых главным госинспектором
области было принято 7 постановлений о наложении штрафов за административные
правонарушения в сумме 409,4 тыс. рублей и постановление о возмещении
вреда, причиненного окружающей природной среде, в размере 192,7
тыс. рублей. Указанные средства поступили на счет областного экологического
фонда.
Кроме того, Госкомэкология Сахалинской области осуществляла периодические
инспекционные проверки соблюдения требований природоохранительного
законодательства и норм экологической безопасности по месту проведения
буровых работ. Так, специалистами Комитета в присутствии Сахалинского
природоохранного межрайонного прокурора и представителей компании-оператора
"Энерджи" 20 мая 1999 г. составлен акт проверки соблюдения
требований природоохранного законодательства и норм экологической
безопасности при осуществлении производственной деятельности на
нефтегазодобывающей платформе "Моликпак". Акт вручен
представителям указанной компании для принятия мер.
В связи с развертыванием работ по нефтедобыче на шельфе острова
Сахалин важнейшей проблемой становится создание и совершенствование
систем комплексного экологического мониторинга морских и прибрежных
вод острова Сахалин.
Наличие и формы контроля за целевым и своевременным использованием
ассигнований из федерального бюджета со стороны Госкомэкологии
России
Ведомственный контроль за использованием бюджетных средств, выделенных
Комитету, а также внебюджетных источников финансирования непосредственно
со стороны Госкомэкологии России в 1999 году не осуществлялся.
По итогам проверок контрольных органов в 1999 году Госкомэкология
России издала соответствующие приказы. Так, по результатам проверки
финансово-хозяйственной деятельности спецморинспекции, проводившейся
управлением Федерального казначейства Минфина России по Сахалинской
области с 1.07.97 г. по 31.12.98 г., Госкомэкологией России издан
приказ от 25 июня 1999 г. № 345 по устранению выявленных фактов
нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Указанным
приказом председателю Госкомэкологии Сахалинской области предписано
взыскать с виновных лиц 36083 рублей (излишние выплаты бюджетных
и внебюджетных средств).
Кроме того, по итогам ревизий финансово-хозяйственной деятельности
территориальных органов за 1998 год и 9 месяцев 1999 г., в том
числе и Госкомэкологии Сахалинской области, Госкомэкологией России
издан приказ от 23 февраля 2000 г. № 104 "Об основных нарушениях,
выявленных в результате проверок полноты и целевого использования
территориальными органами Госкомэкологии России средств федерального
бюджета, экологических фондов, экологической экспертизы".
Выводы
В ходе ревизии целевого использования средств федерального бюджета,
выделенных в 1999 году Государственному комитету по охране окружающей
среды Сахалинской области, а также его участия в реализации Федерального
закона "О соглашениях о разделе продукции" установлено
следующее.
1. Объемы финансирования Комитета за счет средств федерального
бюджета не обеспечивают расчетной потребности для осуществления
мониторинга и государственного экологического контроля в области
охраны окружающей среды. Установленные Госкомэкологией России
размеры финансирования Комитета на 1999 год удовлетворяли расчетную
потребность в бюджетных ассигнованиях по разделу 01 на 74,5 %
от сметы расходов комитета, а по разделу 09 - на 16,7 процента.
В 1999 году фактическое финансирование материальных затрат по
разделу 01 составило 26,3 % от расчетной потребности комитета
в материальных затратах, а по разделу 09 - 4,7 процента.
2. В соответствии со статьей 4 закона Сахалинской области "О
бюджете областного внебюджетного экологического фонда на 1999
год" в 1999 году средства областного экологического фонда
в объеме 5188,6 тыс. рублей были израсходованы на природоохранные
мероприятия.
В связи с недостаточным бюджетным финансированием в 1999 году
продолжалось использование внебюджетных средств на оплату труда
работников специализированной инспекции государственного экологического
контроля и анализа и Сахалинской природоохранной морской службы
по разделу 09 в размере 457,36 тыс. рублей, или 5 % от объема
средств из внебюджетных фондов, израсходованных Комитетом.
3. Выявлены отдельные факты нарушения в ведении бухгалтерской
отчетности. Так, на время проведения ревизии не осуществлена передача
Сахалинской специализированной морской инспекцией в Комитет оригинала
бухгалтерского баланса за 1999 год, первичных бухгалтерских документов
по учету основных средств, материалов и малоценных предметов.
4. Соглашения о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2"
подписаны Правительством Российской Федерации с нарушением статей
36 и 37 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
и статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
в части обязательной государственной экологической экспертизы,
проводимой на федеральном уровне.
5. Выполненные заключения экологических экспертиз документации
на различных стадиях освоения проектов "Сахалин-1" и
"Сахалин-2" государственными экспертными комиссиями,
организуемыми с 1994 года Госкомэкологией России и Госкомэкологией
Сахалинской области, дали следующие результаты:
- отрицательную оценку получили технико-экономические расчеты
проекта "Сахалин-1", а также проектные материалы "Оценочное
бурение скважины Чайво-6" из-за несоблюдения требований экологической
безопасности, охраны окружающей среды, сброса отработанных буровых
растворов и шлама в морскую среду, нарушения природоохранного
законодательства, так как статьей 37 (пункт 2) Федерального закона
"О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей
зоне Российской Федерации" запрещается захоронение отходов
и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних
морских водах и в территориальном море;
- положительную оценку получили документация рабочего проекта
"Программа оценочного бурения на месторождении Аркутун-Даги";
материалы по Программе оценочного бурения 1998 года по морским
разведочным скважинам Даги-13, Даги-15 и Даги-7 проекта "Сахалин-1";
технико-экономическое обоснование проекта "Сахалин-2";
технико-экономическое обоснование обустройства Пильтун-Астохского
лицензионного участка. Положительные заключения экспертных комиссий
государственной экологической экспертизы оформлены с условиями,
а именно: экспертная комиссия считает допустимым предусмотренное
в документации воздействие на окружающую природную среду в процессе
проведения поисково-оценочных работ по программе, включая сброс
бурового раствора на водной основе и шлама в морскую среду; оценивая
намечаемые работы с точки зрения воздействия на окружающую природную
среду, экспертная комиссия считает его кратковременным, локальным
и допустимым в рамках производственного эксперимента, результаты
которого могут быть использованы при разработке документации для
последующих этапов деятельности с целью повышения уровня экологической
безопасности.
В природоохранном законодательстве не решены вопросы отведения
(удаления) в море сточных вод и технологических продуктов при
производстве буровых работ на разведуемых морских нефтяных, газовых
и газоконденсатных месторождениях в пределах территориального
моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
6. В связи с нарушением экологических требований законодательства
Российской Федерации разработчиками проекта "Сахалин-2",
Комитетом в 1999 году приняты постановления о наложении штрафов
на них за административные правонарушения в объеме 409,4 тыс.
рублей и о возмещении вреда, причиненного окружающей природной
среде, в размере 192,7 тыс. рублей. Указанные средства поступили
на счет областного экологического фонда.
7. При реализации соглашений о разделе продукции необходима комплексная
проработка вопросов охраны окружающей среды и природных ресурсов
с учетом природно-географической уникальности региона, его важнейшего
рыбохозяйственного значения для экономики России и Сахалинской
области, а также осуществление комплексного экологического мониторинга
при освоении шельфа острова Сахалин.
8. Представитель Госкомэкологии Сахалинской области не включен
в состав уполномоченного государственного органа (проект "Сахалин-1")
и наблюдательного совета (проект "Сахалин-2") по реализации
соглашений о разделе продукции.
Для устранения выявленных в ходе ревизии нарушений и .недостатков
необходимо направить представления, в которых предлагается:
1. Председателю Госкомэкологии России В. И. Данилову-Данильяну:
- в целях усиления экологического контроля и проведения работ
по экологическому мониторингу разработать с участием администрации
Сахалинской области систему мер по финансовому обеспечению Комитета
с учетом расчетной потребности в материальных затратах и возможного
использования для этого средств экологических фондов в установленном
порядке;
- принять меры по выполнению Госкомэкологией Сахалинской области:
- приказа Госкомэкологии России от 5 сентября 1998 г. № 558 "О
совершенствовании структуры природоохранных органов на территории
Сахалинской области", включая передачу Сахалинской специализированной
морской инспекцией в Комитет бухгалтерской отчетности в полном
объеме;
- совместно с Госкомэкологией Сахалинской области и администрацией
Сахалинской области проработать вопросы охраны окружающей среды
и природных ресурсов с учетом природно-географической уникальности
региона, его важнейшего рыбохозяйственного значения для экономики
России и Сахалинской области, проведения комплексного экологического
мониторинга при освоении шельфа острова Сахалин;
- в соответствии со статьями 36 и 37 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды" и статьей 11 Федерального закона
"Об экологической экспертизе" осуществлять на федеральном
уровне проведение обязательной государственной экологической экспертизы
при заключении соглашений о разделе продукции;
- принять участие в совершенствовании нормативных правовых актов
в природоохранном законодательстве для решения вопросов отведения
(удаления) в море сточных вод и технологических продуктов при
производстве буровых работ на разведуемых морских нефтяных, газовых
и газоконденсатных месторождениях в пределах территориального
моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
- совместно с администрацией Сахалинской области и Минтопэнерго
России решить вопрос о включении представителя Госкомэкологии
Сахалинской области в состав уполномоченного государственного
органа (проект "Сахалин-1") и наблюдательного совета
(проект "Сахалин-2") по реализации соглашений о разделе
продукции;
- усилить экологический контроль за соблюдением требований природоохранного
законодательства Российской Федерации в отношении производств,
связанных с реализацией проектов "Сахалин-1 " и "Сахалин-2".
2. Председателю Государственного комитета по охране окружающей
среды Сахалинской области Н. И. Онищенко:
- осуществлять контроль за использованием средств областного
экологического фонда, направляемых на природоохранные мероприятия
в соответствии с действующим природоохранным законодательством;
- устранить отдельные нарушения в ведении бухгалтерского учета,
выявленные в ходе ревизии, включая передачу Сахалинской специализированной
морской инспекцией в Комитет бухгалтерской отчетности в полном
объеме;
- принять участие в проработке вопросов охраны окружающей среды
и природных ресурсов с учетом природно-географической уникальности
региона, его важнейшего рыбохозяйственного значения для экономики
России и Сахалинской области, проведения комплексного экологического
мониторинга при освоении шельфа острова Сахалин;
- усилить экологический контроль за соблюдением требований природоохранного
законодательства Российской Федерации в отношении производств,
связанных с реализацией проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
3. Информационное письмо Председателю Комитета по экологии Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации В. А. Грачеву
по результатам ревизии.
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации
С. П. Опёнышев
|