Глава второй части Налогового кодекса, посвященная налогообложению
при выполнении соглашений о разделе продукции, может вступить
в действие уже с 1 января 2002 года, заявил вчера по окончании
заседания правительства вице-премьер Виктор Христенко. Прогрессивная
российская общественность, сочувствующая проведению налоговой
реформы, возможно, обрадуется, услышав, что на реформенном пути
будет сделан еще один важный шаг, к тому же, как уверяет правительство,
страшно важный для привлечения инвестиций. Что же касается самих
инвесторов, чуждых теоретических радостей российских реформ, то
их чувства после прочтения подготовленной Минфином главы, касающейся
СРП, скорее всего будут далеки от восторгов.
Предложения финансового ведомства можно кратко охарактеризовать
как попытку инвестиционной контрреволюции. То, что предлагается
в 24-й главе НК, по сути, перечеркивает основный принцип раздела
продукции. Согласно статье 13 закона об СРП, взимание налогов,
сборов, акцизов и иных обязательных платежей, за исключением налога
на прибыль, платежей за пользование недрами и социальных платежей
(в отношении НДС при реализации продукции в рамках СРП действует
особый порядок), заменяется разделом продукции. В проекте, подготовленном
Минфином, фактически предлагается приравнять проекты, разрабатываемые
в рамках СРП, к любым другим видам бизнеса. В первоначальном варианте
предполагалось, что инвестору, участвующему в разделе продукции,
придется платить около двадцати налогов и сборов. Причем помимо
таможенных и госпошлин, налога на имущество и недвижимость инвесторам
пришлось бы платить также налоги на покупку валюты, с продаж,
сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами и так далее и тому подобное. Разумеется, почти каждый
из длинного списка налогов инвесторы, занимающиеся разработкой
российских недр на условиях production sharing, будут платить
на особых условиях. И потому большинство глав в проекте называются
"Особенности уплаты такого-то налога при выполнении СРП".
Но даже эта особость не меняет главного: один порядок (раздел
продукции взамен уплаты целой кучи налогов) заменяется на другой
- уплата всех налогов и плюс к этому раздел продукции.
К тому же исключительность специального налогового режима СРП
(к специальным режимам СРП относит 18-я глава общей части НК)
весьма условна, если вчитаться в текст минфиновского проекта.
Например, в отношении возмещения НДС проекты СРП переводятся на
общий для всех порядок. Единственная поблажка - ускоренный, по
сравнению с остальными налогоплательщиками, порядок возмещения.
В общий строй поставлены участники СРП и в части определения возмещаемых
затрат.
Фискальный раж Минфина потряс воображение даже главного фискального
ведомства - МНС. Недовольство этого и других ведомств минфиновским
проектом оказалось столь велико, что за несколько дней до презентации
на правительстве Минфин вынужден был собрать совещание. На нем,
в частности, было решено несколько сократить перечень налогов.
С другой стороны, произошло и ужесточение ряда позиций: например,
по настоянию МНС и Минэкономразвития, срок возмещения НДС предложено
продлить с 10 дней до 3 месяцев.
Недовольные ведомства были, очевидно, этими поправками умиротворены,
поскольку на вчерашнем заседании открытой критики проекта не было.
Промолчало даже Минэнерго, которое в своем заключении высказалось
категорически против главы НК в таком виде, поскольку это потребует
внесения изменений в закон об СРП, что "вызовет резко отрицательную
реакцию иностранных инвесторов".
Против минфиновского проекта выступил лишь депутат Алексей Мельников.
Он заявил, что депутаты более месяца назад внесли свой проект
главы по СРП, альтернативный минфиновскому. Докладывавший проект
Минфина первый замминистра финансов Сергей Шаталов поспешил парировать,
что на думский вариант уже готово отрицательное заключение. Тем
не менее Михаил Касьянов поддержал предложение г-на Мельникова
о доработке главы по СРП в совместной с думцами рабочей группе.
Проект должен быть доработан до 20 июня.
Г-н Мельников заявил газете "Время новостей": "Если
в ходе доработки удастся сделать главу НК, которая будет соответствовать
налоговой части закона об СРП, то она послужит привлечению инвесторов.
Если же правительство вознамерилось изменить правила игры и ревизовать
пятилетнюю работу, то почвы для согласия не будет и на рассмотрение
Думы будет вынесено два альтернативных закона".
Впрочем, учитывая влияние исполнительной власти на Думу, не исключено,
что правительству удастся провести свой вариант закона. Как полагает
один из разработчиков закона об СРП Михаил Субботин, рано или
поздно все равно придется вернуться к депутатскому варианту. По
его словам, Минфин исходит из желания собрать побольше платежей
с соглашений, которые гипотетически будут заключены. Однако на
таких условиях, сказал он корреспонденту газеты "Время новостей",
СРП заключаться не будут. "Инвесторов эта глава не приведет
в шок, потому что они пребывают в этом состоянии давно. И давно
заняли позицию глухих наблюдателей. Но никаких серьезных инвестиций
сделано не будет, а недоверие к нашей системе только возрастет.
Результатом будет то, что бегство капитала из страны останется
на прежнем уровне. Ведь не только иностранные инвесторы не хотят
вкладываться в Россию, но и наши компании вкладывают деньги в
разработку месторождений в чужих странах, а не дома".
Таким образом, если глава об СРП и может вызвать у инвесторов
радость, то лишь у тех, кто успел заключить соглашения до принятия
закона об СРП. На них глава НК по СРП распространяться не будет.
|