Министру экономического развития
и торговли Российской Федерации
Г.О.Грефу
Уважаемый Герман Оскарович!
В соответствии с обсуждениями, которые несколько раз имели место
на предыдущих заседаниях Консультативного совета по иностранным
инвестициям, сообщество зарубежных инвесторов определяет главу
26 Налогового Кодекса (о специальном налоговом режиме МРП) как
жизненно важный элемент российского инвестиционного режима в области
добычи нефти и газа. Насколько нам известно, Правительство рассмотрит
на своём заседании 26 апреля два проекта Главы 26: один из них
представлен группой депутатов и зарегистрирован в Государственной
Думе 23.01.2001, а другой подготовлен Министерством финансов.
Мы хотели бы позволить себе предложить замечания по этим проектам
с точки зрения потенциальных инвесторов.
"Думский" проект в основном соответствует российскому
Закону "О соглашениях о разделе продукции" с изменениями
и дополнениями от 1999 г. Быстрое принятие этого проекта с небольшими
изменениями и дополнениями было бы крупным достижением для программы
структурной реформы, осуществляемой Правительством Российской
Федерации, и послужило бы важным сигналом о том, что российский
инвестиционный климат в нефтегазовом секторе улучшается.
"Минфиновский" проект не соответствует Закону "О
соглашениях о разделе продукции" и не обеспечит адекватной
основы для инвестиций. Основные недостатки этого проекта в следующем:
- в то время как Закон "О соглашениях о разделе продукции"
определяет четыре налога, уплачиваемых инвестором, проект Минфина
добавляет ещё 18 налогов (параграфы 4 и 5). Защиты от введения
дальнейших налогов тоже нет. Это подрывает сам принцип раздела
продукции, согласно которому государство получает прибыльную продукцию
в обмен на освобождение инвестора от большинства налогов.
- Концепция, определяющая налогоплательщика как плательщика этих
дополнительных налогов и затем, далее в данной главе, освобождающая
его от некоторых из этих налогов, является путанной. Это открывает
возможность того, что какие-либо технические трудности при уплате
налога могут привести к тому, что инвестор будет иметь задолженность
по налоговым платежам, от которых он полагал себя освобождённым.
Это подрывает принцип предсказуемости и делает невозможными долгосрочные
экономические расчёты.
- Статья 3 подчиняет режим СРП общей системе налогообложения прибыли
и подрывает таким образом договорную основу раздела продукции
и принцип стабильности.
- Статья 3.2 предполагает, что возмещение затрат может определяться
после того, как затраты уже понесены. Это подвергает инвестора
неприемлемому риску.
- Недопущение налоговых вычетов для невозмещаемых затрат (ст.
3.2.3) не соответствует Закону "О соглашениях о разделе продукции"
(1999 г.).
- Отказ от освобождения от НДС (статья, предусматривающая "особенности"
по НДС, отсутствует) противоречит и Закону "О соглашениях
о разделе продукции" (1999 г.), и главе Налогового Кодекса
(2000 г.), посвящённой НДС.
Правительство России заявило о своей поддержке установлению стабильного,
предсказуемого и привлекательного инвестиционного климата. Одобрение
такой концепции раздела продукции, которая не соответствует мировой
практике и радикальным образом отличается и от Закона "О
соглашениях о разделе продукции", принятого всего лишь два
года назад, и от Налогового Кодекса, принятого всего лишь в прошлом
году при поддержке действующего Правительства, не позволит достичь
этой цели.
Не секрет, что задержки в завершении формирования работоспособного
режима раздела продукции уже стоили России потери возможности
получения крупных инвестиций. Через год после образования Правительства
г-на Путина, рынки и компании опять теряют доверие к тому, что
Россия сможет конкурировать на мировом рынке дефицитных инвестиционных
ресурсов. Для восстановления этого доверия в текущем году необходим
значительный прогресс в деле окончательного формирования режима
раздела продукции.
С уважением,
Карл Джоханссон
Консультативный совет по иностранным инвестициям в России
Сеппо Ремес
Европейский деловой клуб
Эндрю Сомерс
Американская торговая палата в России
Андреа фон Кнооп
Союз немецкой экономики
Гленн Уоллер
Нефтяной совещательный форум
|