А.Солженицын "Россия в обвале", Москва, "Русский путь", 1998 год, стр. 187-192
Повседневная реальная жизнь людей зависит - на четыре пятых или больше - не от общегосударственных событий, а от событий местных, и
поэтому - от местного самоуправления, направляющего ход жизни в округе. Именно так и регулируется жизнь в странах
Запада: через эффективное местное самоуправление, где каждый имеет возможность участвовать в решениях, определяющих его
существование. И только такой порядок есть демократия.
А что такое были у нас советы депутатов? Отначала же, в 1917, советы (искаженная копия дореволюционного земства) были
созданы не как представительства ото всего населения, а для политической цели: как орган диктатуры одних слоев (рабочие, солдаты) над
другими слоями. В дальнейшем ходе революции советы потеряли и эту роль и стали лишь декорацией власти компартии. И подчинялись
они не только местным партийным органам, но и центральным "советским", сверху вниз по своей "советской вертикали", что лишало
их и последнего облика местной самодеятельности.
При перевороте августа 1991 года возникла наивысшая возможность создать в России демократическое народное самоуправление - "демократию малых
пространств". Еще не потеряна она была и в октябре 1993, при роспуске советов. Но наши центральные власти не сделали и движения к тому,
головы их были заняты расчетами другими. Первые попытки местного самоуправления душились, из соперничества, и политическими партиями,
их совместным фронтом (как это было в Красноярске с 1991: коммунисты и демократы из "Выбора России", заодно; да не в одном Красноярске).
И обе наши Государственные Думы, одна за другой, равнодушно тормозили выработку дееспособного закона о местном самоуправлении,
который открыл бы ему законные пути и финансовые возможности. Принятые ими законы-выкидыши не открыли этих возможностей.
А ведь по Конституции 1993 года, статья 12, "признается и гарантируется местное самоуправление", его "самостоятельность" и что
оно "не входит в систему государственной власти", - так дайте же такое наконец! Нет: где и состроено подобие самоуправления,
оно есть подчиненный придаток управления государственного. (С другой стороны, опрометчиво имитируя несозданное самоуправление -
государственная власть пошла на рискованное разрушение собственной вертикали, допустивши выборность губернаторов, затем, местами,
и районных администраторов. При сегодняшнем параличе центральной власти это может, да, оживить и облегчить жизнь в областях - но временно. А во
сколько-нибудь дальновидном обзоре это ведет к утере единого управления государством, к возможностям сепаратизма и даже распада.
Такая цена неразумно уплачивается всего лишь из боязни вырастить подлинное народное самоуправление, из боязни объединительных -
помимо власти - движений в народе).
Еще бы! Очень нужно законодательное открытие пути к народному самоуправлению. Но если, вот, за пять лет, от разгона советов, не дождались -
сколько ждать? Нам, видно, не скоро его дадут, а если дадут, то урезанное и без местных финансов. В отдельных областях более разумные, отзывчивые губернаторы, кому слышней и видней народное горе, быть может, пойдут на помощь пошире.
Но даже если не откроют нам путей местного самоуправления - в жизненных интересах народа: тем, кто не потерял еще активности, надо действовать, самим! - не дожидаясь разрешительных законов от закостеневшего Центра: он может еще нескоро, нескоро очнуться. В сегодняшней России - и многое пребывает в отказном состоянии: нельзя - и все.
Начинать с терпеливого решения местных частных проблем. Объединяться для этого по каждому возникающему поводу - бытовому, профессиональному, культурному, в круге житейского интереса. Объединяться в активные общественные, профессиональные, культурные группы. В любом месте и в любом малом числе работать над каждым краткосрочным или долгосрочным делом. Всякое такое объединение - это форма и способ перешагнуть нынешнее лихое бесчувственное безвременье.
Стать главной движущей и работающей силой местного самоуправления - самое зовущее место для нашей провинциальной интеллигенции, ныне, мало сказать, невостребованной, но брошенной в нищете и отметенной в сторону метлою всех "шоковых" реформ. А ведь интеллигенция эта - честная, высокограмотная, трудовая, самоотверженно идеалистичная, многоотзывчивая, прямая наследница своих дореволюционных предшественников, - уникальное богатство России.
Каждые возникающие на месте очажок, звено, самодвижность - культурная, образовательная, воспитательная, профессиональная, краеведческая,экологическая, землеустроительная, хоть садово-огородная, - они все и есть деятельные зачатки местного самоуправления, даже будущие составные части его структуры. Им - и соединяться в общих усилиях, и начинать направлять местную жизнь, разумно, спасительно, а не в тупик, как загоняет нас многое начальство и столько Указов. Может быть, для начала придется сплачиваться и прежде, чем станут возможны законные полноценные выборы местного управления.
Возражают: но ведь мы - не умеем! Ведь у нашего народа слабое правосознание! Однако беды, в которые теперь народ
попал, динамично обостряют его правосознание. В самом процессе борьбы за народное самоуправление - оно и будет крепнуть.
Да не сразу же все создать в законченном виде! Нет, последовательными приближениями, на пробу.
И так возразят: да где набраться способных людей? А что - на верхах мы видим способных больше?
Но еще уничтожительней возражение: как создавать без денежной основы: как обеспечить новорожденному самоуправлению
финансовую независимость? Повсюду слышал: "Налоги платим, а с них ничего не остается нам самим,
для нашей местности". Да, налоги, собираемые с местного имущества, местных предприятий, промыслов, местной
торговли, развлекательных заведений, туризма - должны все оставаться для использования местного (но не по местному
произволу, а по предусмотрению закона). И еще: налоги с залежей местного значения - камни, глины, водяные источники, -
однако н е н е д р а! Недра и леса общегосударственного значения не принадлежат ни тому счастливчику-селу,
ни тому счастливчику-району, области, автономной республике, - н е т! Они принадлежат т о л ь к о всему государству в целом! И еще: успеть бы каким-то испоследним законом остановить "приватизационное" раздаривание местной собственности.
И наконец: не все же навобогаты - с обезумелым волчьим сердцем. Есть же средь них и открытые к благотворению, как это
всегда велось на Руси. Среди нововыросших предпринимателей, утвердившихся денежно, есть же и порядочные люди - и
они своим благотворением уже помогают добрым начинаниям. А другие - помогут завтра. У тех из них, кто сознает ответственность перед
судьбой России, есть большие возможности повлиять на качество нашего образования, культуры - а даже и шире того. Да в е с ь народ никогда и не действует как целое; не ото всего сразу народа и ждать начала осмысления и движения. Река начинается с ручейков. Разные частные проблемы пересекаются, сочетаются - так и сольются в одно общее движение.
В нынешние тяжкие годы, когда центральная государственная власть России открыто для всех потеряла благонаправленное управление страной, - Россию нельзя спасти без энергичного, деятельного народного участия.
Если мы сами не готовы к самоорганизации - не на кого нам жаловаться.
Проверка нас самих, чего мы стоим и какой же достойны судьбы.
|