[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Приватизация в России]
Иван Засурский
Московское начало всероссийской программы
Явлинский пытается найти баланс между интересами региональных властей и задачами реформ
"Независимая газета", 29 сентября 1994 года
Если кто-то сказал вам, что Явлинский  приватизирует столичное имущество - не верьте. То есть, ЭПИцентром был подготовлен проект программы московского варианта приватизации, но после его представления на правительстве Москвы заварилась такая каша, что сам результат «на выходе», скорей всего, станет весьма отличным от предложенной концепции после неизбежных компромиссов и согласований, на которые, по мнению ее разработчиков, может уйти как несколько недель, так и несколько месяцев -тем более, что эксперты ЭПИцентра, разрешившись от бремени идеи, не намерены охранять ее детальную структуру от посягательств на коррекцию. Ведь Москва необходима как идеальный полигон для проработки программы - практического опыта здесь с лихвой хватит для всей России, а ведь концепция и задумывалась как общерегиональный проект.

История вопроса 

Явлинский и его коллеги по ЭПИцентру написали свою программу-закон о приватизации еще в декабре 1990 года. В 1991 году она послужила основой для разработок Анатолия Чубайса. Однако затем политические компромиссы и идея чековой приватизации привели к полной несопоставимости модели ГКИ и первоначальных разработок. Именно в таком «неузнаваемом» виде приватизация начала работать осенью 1992 года.

Несхожесть подходов Явлинского и Чубайса к приватизации и предопределило отношение к ней Явлинского, который пытался в Нижнем Новгороде сделать по-другому, однако слишком сильно своего негодования не проявлял, считая, видимо, что «лучше так, чем никак».
Другое дело - Лужков. Его разногласия с Чубайсом привели к скандалу, державшему в напряжении весь московский истеблишмент. И когда чековая приватизация закончилась, московское руководство (сумевшее без особых народохозяйственных потерь выполнить нормативы по сбору чеков) крепко задумалось над проблемами дальнейшей работы в этой области. Сергей Иваненко, заместитель председателя комитета Государственной Думы по собственности,  член фракции ЯБЛоко, ведет отсчет истории появления предназначенной для Москвы концепции приватизации с июля этого года, когда Явлинский и Лужков ОБСУДили идею московской постчековой приватизации, а ЭПИцентр занялся практической подготовкой документов.

Компромисс

Изначально было решено не устраивать войну подходов между столичной администрацией и ГКИ. Дело в том, что на этот раз собственно программы приватизации у правительственного комитета по имуществу не существует, полагает активно участвовавший в разработке программы Сергей Иваненко, хотя законодательством о постчековой приватизации предусмотрена определенная процедура. Но региональные власти объективно не заинтересованы в приватизации «своего» имущества. Их задача и мечта - управлять им, a  не приватизировать. Поэтому сам факт принятия концепции постваучерной приватизации еще не означает того, что приватизация покатит тут же по стране девятым валом. Наиболее вероятный вариант другой - за исключением единичных случаев ничего вообще происходить не будет.

Между двумя объективно противостоящими друг другу интересами ведомства по продаже госимущества и региональными властями существует место для программы Явлинского, которая и являет собой определенный компромисс между этими двумя позициями.

Стратегия

Самое главное, что нужно знать о программе Явлинского - это то, что она существует не столько вместо, сколько в дополнение к программе постчековой приватизации Анатолия Чубайса.

На начальной стадии разработки проекта программы Явлинского стало понятно, что закон о постчековой приватизации выглядит довольно пристойно в качестве законодательной базы. И в самом деле, в нем отсутствуют два противоречия в подходах к приватизации Явлинского и Чубайса.

Во-первых, нет бесплатной раздачи государственной собственности. Во-вторых, не предусмотрено обязательных заданий по реализации государственного имущества (так наз. планы-графики приватизации).

Программа ЭПИцентра берет начало там, где концепция Анатолия Чубайса кончается: а что, если предприятие никому не понравится и его никто не купит (а так, ведь, не секрет, сложатся обстоятельства со многими и многими производителями)? В общем, вместе с процедурой по концепции ГКИ приватизация, по московской программе Явлинского, состоит в возможности проведения трех этапов реорганизации предприятий (из которых каждый может закончиться приватизацией) и проблем второго уровня - блока «сопутствующих» решений, без которых экономические результаты реализации программы Явлинского будут такие же, как у Чубайса - то есть их не будет.

Три этапа

1. Инвестиционные торги (через которые, согласно концепции ГКИ, должны реализовываться предприятия), по мнению аналитиков Григория Явлинского, сами по себе - неплохая идея (кроме стартовой цены, но об этом - ниже). Но для того, чтобы предприятие стало пригодным для стороннего инвестора, кто-то должен его привести в надлежащее состояние.

2. Именно ради этого и задуман институт управляющего на контракте, который и берет на себя ответственность за выполнение определенного бизнес-плана. Им должен стать нынешний директор в силу своей осведомленности.

Речь не идет о проведении конкурсов на эту должность - (идея конкурса возникла из путаницы в проектах). Поскольку административный контроль за директором непродуктивен, в контракте, который будет заключен с управляющим, будут оговорены параметры функционирования предприятия, которых должен будет достичь директор. Из таких параметров и состоит бизнес-план, за исполнение которого директор несет абсолютную ответственность. Бизнес-план заключается на определенный срок, после которого предприятие может быть выставлено на инвестиционные торги - или может быть продлен контракт управляющего. Впрочем, и до, и после истечения контракта управляющий может быть смещен через следующую процедуру.

3. Банкротство. По сути, банкротство - это назначение нового управляющего (напомним, что первым управляющим как бы стал «старый» директор). Контракт с управляющим заключается по той же системе, а вся процедура действует как угодно долго, пока не подыскивается эффективный управляющий или, в результате инвестиционных торгов, проблема государства по эффективному управлению предприятием не становится проблемой нового собственника.

Блок «сопутствующих» задач

Второй блок в группе Явлинского считают крайне важным - хотя именно о прописанных там мероприятиях в концепции ГКИ нет ни слова. Потому что (в отличие от процедуры) программа приватизации не имеет смысла без некоторых реформ на микроуровне. Потому что экономика монополистического «рыночного социализма» без преобразований такого рода все равно не сможет функционировать сколь-нибудь эффективно - Анатолий Чубайс только закончил своей раздачей реформу Косыгина по предоставлению полной хозяйственной самостоятельности предприятиям, правда без сохранения партийного контроля (и в этом - главное отличие от модели Броз Тито).

Таким образом, второй блок вопросов создания конкурентной среды формируется из пяти проблем, решение которых, согласно концепции ЭПИцентра, обязательно.

1. Открытый вход на рынок. Регистрация по почте вместо разрешительной системы - это необходимый элемент системы предпринимательства, который является мощным катализатором развития малого бизнеса. Опыт Нижнего Новгорода говорит об успехе этого начинания - там таким образом открыто 1500 предприятий.

2. Начало демонополизации. Антимонопольные органы должны наконец-то начать работать по-серьезному. Причем это - один из акцентов второго этапа. Нельзя бороться с монополиями только путем их разрушения - должны работать нормальные административные механизмы.

3. Свободная торговля. В условиях установления контроля над товарными потоками гарантия прав свободной торговли - это лучшая поддержка малого бизнеса (что не может быть поводом для отказа от льготного кредитования). Речь в данном случае идет о сохранении площадок чисто базарного типа, охраняемых милицией, куда гарантированно мог бы прийти каждый и что-нибудь продать -существование   таких   точек «свободной торговли» должно детонировать монопольные потуги.

4. Рынок жилья. Пока не существует рынка жилья (жилого, а не под офисы) - не будет и реального рынка труда. Сегодня содержание стандартной   двухкомнатной квартиры обходится в 50000 рублей в месяц, а учитывая капитальный ремонт - каждый месяц москвич должен откладывать 150000 помимо квартплаты. Квартплата составляет порядка 6000 рублей для такой площади. Понятно, что рынок жилья в таких условиях функционировать не может - на первом этапе нужно хотя бы стремиться к установлению близкой к реальной квартплаты, а для этого надо перевести в доходы граждан дотации, которые сейчас идут напрямую на покрытие избыточных расходов коммунальных служб.

5. Борьба с преступлениями против частной собственности. Быть может, самая серьезная проблема. Для борьбы с преступлениями предполагается формирование аналога ОБХСС с соответствующим статусом и условиями службы.

Кстати, пакет мер Явлинского-Иваненко взрывных реформ в приватизации жилья (как и всего  остального) не предполагает. Вся же программа рассчитана на; 10-15 лет, причем на данном этапе, по мнению ее разработчиков,  нужно «хотя бы собрать информацию».

Московские отличия 

Те отличия приватизации по-московски, против которых выступал Анатолий Чубайс, принятие которых требуется в виде законодательных актов федерального уровня, приводятся ниже.

1. Стартовая цена. Есть надежда провести федеральный закон, по которому стартовая цена на московское имущество будет устанавливаться с учетом последней переоценки (в 30 раз) - тогда как, по Чубайсу, приватизация происходит только с учетом 20-кратной индексации 1992 года. Это означает, что цена должна превышать изначальную в 600 раз, то есть на  шестьсот тысяч процентов,       

Московская собственность не может стоить дешево - потому  что здесь такие цены на недвижимость, что занижение стартовой цены приведет к увеличению случаев элементарного жульничества и будет провоцировать коррупцию.                       

2. Недвижимость. В группе Явлинского и в Московской мэрии убеждены, что продавать землю в Москве можно, но таким образом, чтобы потом не было необходимости кусать локти. Расхожий пример - японцы, которых американские оккупационные власти заставили в свое время ввести частную собственность на землю и у которых теперь все городское население испытывает громадные проблемы, - недаром Токио самый дорогой город, это все из-за земли. А ведь в Москве не только земля баснословных денег стоит при явных перспективах удорожания, но и военных объектов много, под землей коммуникации, заводы, подземный город. И эта проблема только усугубляется отсутствием соответствующей правовой базы.

В программе Анатолия Чубайса также разрешается выкуп помещений за две ежегодные арендные платы (три - для отдельно стоящих построек). И без объяснений понятно, что это - вариант не для Москвы.

3. Контракт с управляющим. Отличие как московское, так и всероссийское. Пока возможна только передача (в соответствии с президентским указом) в доверительное управление. Однако этого явно недостаточно для успешной реализации программы.

Стратегия и тактика программы, документы, которые необходимо принять для того, чтобы она начала действовать, содержаться в двух документах, подготовленных ЭПИцентром: это «Пояснительная записка к пакету документов» (первый вариант, описание стратегии и проработка частных вопросов) и «Предложения к пакету законодательных актов по приватизации в Москве (концепция документов, необходимых для реализации политики приватизации после 1 июля 1994 года)» (проекты вводящих программу документов).

Помимо программы Явлинского-Иваненко в недрах московского правительства существует много других документов на ту же тему - от Москомимущества, Константина Буравлева. Впрочем, на московском правительстве 20 сентября за основу принят документ Явлинского.

Реализация

Григорий Явлинский в интервью «НГ» заявил, что в смысле реализации у программы есть очень серьезные достоинства. То есть процесс приватизации в Москве слишком сложный и требует слишком много усилий, чтобы проходить ударными темпами. Но даже при общей неясности политической ситуации весь комплекс мер может быть реализован в полном объеме. Дело в том, что проект мер Явлинского-Иваненко имеет социальную направленность, «поскольку он предполагает «неухудшение» условий жизни по цепочке: рабочие места-доходы-жилье-реальная собственность», - считает Явлинский. По его мнению, эта программа может быть реализована даже в условиях существенного «полевения» политического климата.

Относительно сообщений о политическом союзе удалось узнать, что разработчики не скрывают желания Явлинского сотрудничать со всеми региональными лидерами, которые политически не боятся проводить региональные реформы вместе с ним - иначе говоря, не боятся Ельцина.

Вопрос политического союза Явлинский - Лужков, похоже, остается открытым. Однако некая личная приязнь существует и демонстрируется, а ЯБЛочные депутаты намекают на существование серьезного политического потенциала, не сообщая, однако, журналистам ничего конкретного.

Никто не может предсказать завтрашнюю политическую конъюнктуру. Однако для того чтобы послезавтра было лучше, какие-то реформы делать нужно, причем -при любых политических обстоятельствах.
 

Иван Засурский  
"Независимая газета", 29 сентября 1994 года, № 186, с.4

[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Приватизация в России]