[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Приватизация в России]
Юрий Берсенев
Блок «Ю. Лужков - Г Явлинский»
  «Тверская, 13», 22-28 сентября 1994 года
20 сентября на заседании правительства Москвы обсуждались вопросы:

1. Основные направления политики приватизации в городе Москве после 1 июля 1994 года.

2. О ходе выполнения распоряжения мэра Москвы от 11.03.94 №110-РМ «О мерах по пресечению противоправного использования жилых помещений, находящих ся в собственности граждан и юридических лиц».

«Нашего полку прибыло» может с чувством удовлетворения сказать мэр Москвы Ю.Лужков своему главному оппоненту А. Чубайсу и другим руководителям Госкомимущества. Добиваясь для столицы особого статуса в приватизационном поле, мэр и правительство города и в самом деле обрели недюженную поддержку со стороны руководителя Центра экономических и политических исследований Г. Явлинского. Оказалось, что концепция последнего, которая уже реализуется в Нижнем Новгороде, с удивительной точностью совпала по целям, которые ставит перед собой в области приватизации и правительство Москвы. Это особо отмечено мэром, который поблагодарил Г.Явлинского за большую помощь в разработке основных направлений приватизации в Москве после 1 июля с.г.

В данном случае это не пришлось делать на расстоянии. Г. Явлинский находился здесь же, в зале, и был одним из докладчиков по первому вопросу повестки дня. Он не касался конкретных положений проекта, представленного на утверждение правительства, но остановился на некоторых принципиальных его моментах. Сам процесс приватизации в Москве, сказал он, должен быть связан с тем, как правительство города видит его будущее в самых различных аспектах: хозяйственном, культурном, социальном вплоть до экологического. Учитывая, что столица находится в абсолютно ином финансовом положении по сравнению с другими регионами, в ней должны быть введены и особые правила,  регулирующие частную собственность, чтобы она - не дай Бог - не вознамерилась диктовать городу свои условия.

Для чего вообще проводится приватизация? Чтобы привлечь инвестиции и сменить управляющих на тех предприятиях, которые не могут выбраться из кризиса. Сменить же форму собственности - вовсе не главная цель.

По мнению Г. Явлинского, и его предложение взято за основу, стартовая цена на инвестиционных торгах в Москве должна быть в 30 раз больше, чем та, которая установлена федеральной программой. Это должно повысить ответственность инвестора за судьбу предприятия, в которое он вкладывает деньги. Если же не будет спроса со стороны инвесторов, то тогда вступает в действие процедура поиска для бедствующего предприятия нового управляющего на конкурсной основе. В этом случае приватизация будет проводиться в три этапа: первый - определение управляющего, второй - выкуп оборотных средств и третий - выкуп основных средств предприятия.

Сам по себе этот механизм еще не избавляет рынок от засилья монополий. Вот почему нужно максимально упростить систему вхождения в него новых участников: рынок должен быть широко открыт для вновь рождающихся предприятий, что позволит создать конкуренцию. В этих условиях очень важно обеспечить защиту собственника, для чего следует создать специальную службу.

Вот что в самых общих словах и коротко можно сказать с учетом отведенного в газете места о «теоретическом кредо» Явлинского.  Что касается «основных направлений», о которых доложил первый зам. премьера К. Буравлев, то они сводятся к следующему: выборочно определить в ходе «большой приватизации» перечень приватизируемых предприятий и сроки их приватизации, обеспечить правительству Москвы возможность активно воздействовать на деятельность приватизируемых предприятий с целью повышения эффективности их работы, сохранения и укрепления единого хозяйственного комплекса города. Предстоит также разработать мероприятия по приватизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Здесь предусматривается на каком-то этапе осуществить переход к полной платности жилищно-коммунальных услуг, а для уменьшения потерь граждан принять меры по повышению денежных доходов населения за счет увеличения заработной платы и других аналогичных выплат работающим и повышения социальных выплат неработающим гражданам.

Любопытный штрих к заседанию. Говорят, что приезд Явлинского был под вопросом до последнего момента: в то же утро по тем же вопросам приватизации должно было состояться совещание в Госкомимуществе, где руководителя «ЭПИцентра» тоже ждали. Но он предпочел принять участие в заседании правительства Москвы. И было интересно наблюдать, как на это же заседание правительства Москвы со значительным опозданием приехал первый зам. председателя Госкомимущества П.Мостовой. Вероятно, очень спешил засвидетельствовать...

Он и выступил здесь с «лекцией», в которой выразил обеспокоенность тем, что по своим параметрам «московская программа приватизации» не очень вписывается в федеральную, а также может привести к дальнейшему хозяйственному спаду, а не подъёму экономики. Мэр и Явлинский заверили гостя, что его обеспокоенность не имеет оснований. Лужков даже подчеркнул, что незачем вмешиваться Госкомимуществу в вопросы приватизации городской собственности и призвал уважаемое федеральной ведомство к сотрудничеству, а не к конфронтации. Представитель Госкомимущества заявил, что в этом и состоял смысл его визита.

Газета намерена вернуться к «основам» и более подробно охарактеризовать содержание этого программного документа, который после соответствующих корректив будет, скорее всего в рабочем порядке, утвержден правительством уже в ближайшие дни. А затем предстоит главное - добиться, чтобы идею этого документа разделили и поддержали законодатели, чтобы он, так сказать, получил прописку и на федеральном уровне. 
 

Юрий Берсенев
«Тверская, 13», 22-28 сентября 1994 года

[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Приватизация в России]