20 сентября на заседании правительства Москвы обсуждались вопросы:
1. Основные направления политики приватизации в городе Москве после
1 июля 1994 года.
2. О ходе выполнения распоряжения мэра Москвы от 11.03.94 №110-РМ
«О мерах по пресечению противоправного использования жилых помещений, находящих
ся в собственности граждан и юридических лиц».
«Нашего полку прибыло» может с чувством удовлетворения сказать мэр Москвы
Ю.Лужков своему главному оппоненту А. Чубайсу и другим руководителям Госкомимущества.
Добиваясь для столицы особого статуса в приватизационном поле, мэр и правительство
города и в самом деле обрели недюженную поддержку со стороны руководителя
Центра экономических и политических исследований Г. Явлинского. Оказалось,
что концепция последнего, которая уже реализуется в Нижнем Новгороде, с
удивительной точностью совпала по целям, которые ставит перед собой в области
приватизации и правительство Москвы. Это особо отмечено мэром, который
поблагодарил Г.Явлинского за большую помощь в разработке основных направлений
приватизации в Москве после 1 июля с.г.
В данном случае это не пришлось делать на расстоянии. Г. Явлинский находился
здесь же, в зале, и был одним из докладчиков по первому вопросу повестки
дня. Он не касался конкретных положений проекта, представленного на утверждение
правительства, но остановился на некоторых принципиальных его моментах.
Сам процесс приватизации в Москве, сказал он, должен быть связан с тем,
как правительство города видит его будущее в самых различных аспектах:
хозяйственном, культурном, социальном вплоть до экологического. Учитывая,
что столица находится в абсолютно ином финансовом положении по сравнению
с другими регионами, в ней должны быть введены и особые правила,
регулирующие частную собственность, чтобы она - не дай Бог - не вознамерилась
диктовать городу свои условия.
Для чего вообще проводится приватизация? Чтобы привлечь инвестиции и
сменить управляющих на тех предприятиях, которые не могут выбраться из
кризиса. Сменить же форму собственности - вовсе не главная цель.
По мнению Г. Явлинского, и его предложение взято за основу, стартовая
цена на инвестиционных торгах в Москве должна быть в 30 раз больше, чем
та, которая установлена федеральной программой. Это должно повысить ответственность
инвестора за судьбу предприятия, в которое он вкладывает деньги. Если же
не будет спроса со стороны инвесторов, то тогда вступает в действие процедура
поиска для бедствующего предприятия нового управляющего на конкурсной основе.
В этом случае приватизация будет проводиться в три этапа: первый - определение
управляющего, второй - выкуп оборотных средств и третий - выкуп основных
средств предприятия.
Сам по себе этот механизм еще не избавляет рынок от засилья монополий.
Вот почему нужно максимально упростить систему вхождения в него новых участников:
рынок должен быть широко открыт для вновь рождающихся предприятий, что
позволит создать конкуренцию. В этих условиях очень важно обеспечить защиту
собственника, для чего следует создать специальную службу.
Вот что в самых общих словах и коротко можно сказать с учетом отведенного
в газете места о «теоретическом кредо» Явлинского. Что касается «основных
направлений», о которых доложил первый зам. премьера К. Буравлев, то они
сводятся к следующему: выборочно определить в ходе «большой приватизации»
перечень приватизируемых предприятий и сроки их приватизации, обеспечить
правительству Москвы возможность активно воздействовать на деятельность
приватизируемых предприятий с целью повышения эффективности их работы,
сохранения и укрепления единого хозяйственного комплекса города. Предстоит
также разработать мероприятия по приватизации объектов жилищно-коммунального
хозяйства. Здесь предусматривается на каком-то этапе осуществить переход
к полной платности жилищно-коммунальных услуг, а для уменьшения потерь
граждан принять меры по повышению денежных доходов населения за счет увеличения
заработной платы и других аналогичных выплат работающим и повышения социальных
выплат неработающим гражданам.
Любопытный штрих к заседанию. Говорят, что приезд Явлинского был под
вопросом до последнего момента: в то же утро по тем же вопросам приватизации
должно было состояться совещание в Госкомимуществе, где руководителя «ЭПИцентра»
тоже ждали. Но он предпочел принять участие в заседании правительства Москвы.
И было интересно наблюдать, как на это же заседание правительства Москвы
со значительным опозданием приехал первый зам. председателя Госкомимущества
П.Мостовой. Вероятно, очень спешил засвидетельствовать...
Он и выступил здесь с «лекцией», в которой выразил обеспокоенность тем,
что по своим параметрам «московская программа приватизации» не очень вписывается
в федеральную, а также может привести к дальнейшему хозяйственному спаду,
а не подъёму экономики. Мэр и Явлинский заверили гостя, что его обеспокоенность
не имеет оснований. Лужков даже подчеркнул, что незачем вмешиваться Госкомимуществу
в вопросы приватизации городской собственности и призвал уважаемое федеральной
ведомство к сотрудничеству, а не к конфронтации. Представитель Госкомимущества
заявил, что в этом и состоял смысл его визита.
Газета намерена вернуться к «основам» и более подробно охарактеризовать
содержание этого программного документа, который после соответствующих
корректив будет, скорее всего в рабочем порядке, утвержден правительством
уже в ближайшие дни. А затем предстоит главное - добиться, чтобы идею этого
документа разделили и поддержали законодатели, чтобы он, так сказать, получил
прописку и на федеральном уровне.
|