[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Приватизация в России]
Г.Явлинский, С.Иваненко, А.Михайлов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
к поправкам к проекту Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года
  20 июля 1994 года
Суть концепции приватизации, отстаиваемой нами, в частности в предлагаемых поправках, состоит в признании того, что главное - это переход от пассивного следования за событиями (что, к сожалению, сохраняется в Госпрограмме - она направлена на создание «голой» схемы, на вопросы процедуры) к активной политике. Нельзя дальше проводить линию на «сброс» предприятий с «плеч» государства. Надо переходить к индивидуальной работе с каждым предприятием для того, чтобы максимально упростить для них переход к частной собственности и рыночной мотивации поведения.

Главный недостаток концепции Госпрограммы, состоит в том, что процедура, которая была выстроена «под ваучеры», т.е. для бесплатной раздачи собственности, сама по себе не дает стимулов для проведения реальной («денежной») приватизации. Мы полагаем, что в сложившихся условиях основной метод активной политики государства в области приватизации - это заключение контрактов с нынешними или новыми руководителями предприятий (передача госсобственности в доверительное управление, «траст»).

Предлагаемые 9 поправок к проекту Государственной программы приватизации, внесенной Правительством в Государственную Думу, являются, на наш взгляд, концептуальными. Поэтому предлагаем рассмотреть их до первого чтения. Разумеется, в случае принятия этих поправок, потребуются некоторые дополнительные (технические) поправки в тексте документа. Кроме того, мы сохраняем за собой право внести и другие поправки при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Г. Явлинский 
С.Иваненко 
А.Михайлов 
фракция «ЯБЛОКО» 
 

20 июля 1994 года
ПОПРАВКИ
к проекту Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года
(внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 1 июля 1994 года) 
Вносятся депутатами Г.Явлинским, С.Иваненко, А. Михайловым (фракция «ЯБЛОКО»)

I

Изложить 2-ой абзац Преамбулы раздела 1 в следующей редакции:

«Программа устанавливает цели, приоритеты, ограничения и порядок приватизации объектов федеральной собственности, а также основные принципы приватизации объектов муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации, в том числе ограничения, способы приватизации и льготы при приватизации».
Обоснование: сферу и условия применения Программы необходимо привести в соответствие с конституционными правами регионов.

II

Дополнить раздел 1 пунктом 1.8 следующего содержания:

«Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 декабря, представляет в Федеральное Собрание доклад об основных направлениях политики приватизации в следующем году, включающий перечень важнейших предприятий, с указанием предполагаемых способов приватизации, сроков, потенциальных инвесторов; меры по демонополизации и развитию конкуренции, защите собственности и поддержке малого бизнеса.

По итогам обсуждения доклада Государственная Дума и Совет Федерации принимают рекомендации».

Обоснование: программа приватизации должна рассматриваться в контексте экономической политики Правительства в целом. Кроме того, необходимо хотя бы частично восстановить контрольные функции Парламента.

III

Дополнить Программу разделом За следующего содержания: 
За. Подготовка государственных и муниципальных предприятий к приватизации.

3а.1. В соответствии с решением соответствующих комитетов по имуществу объекты государственной (муниципальной) собственности (предприятия, пакеты акций, доли), по которым принято решение о приватизации могут передаваться управляющему (директору) по контракту в доверительное управление (траст) на конкурсно-аукционной основе.

Срок контракта не может, как правило, превышать 3-5 лет для государственных (муниципальных) предприятий и 1 года для акционерных обществ, в которых доля государственной (муниципальной) собственности составляет контрольный пакет.

3а.2. Основанием для принятия решения о передаче объектов государственной (муниципальной) собственности в доверительное управление по контракту является мотивированное заключение комитета по имуществу о нецелесообразности немедленной продажи предприятий (пакетов акций, долей) вследствие отсутствия спроса на соответствующие объекты, обеспечивающего инвестиции в производство и сохранение рабочих мест, а также наличие бизнес-плана реорганизации и развития предприятия, утвержденного комитетом.

3а.3. Проекты бизнес-плана реорганизации и развития предприятия готовятся соответствующим комитетом (фондом) имущества и (или) специализированной консалтинговой фирмой и (или) кандидатом в управляющие.

Расходы по подготовке проектов бизнес-плана финансируются по смете, утверждаемой комитетом по имуществу, а также за счет федерального внебюджетного фонда реорганизации и санации предприятий, либо аналогичных региональных фондов.

За.4. Бизнес-план реорганизации и развития предприятия должен включать следующие требования:

- меры по сохранению численности занятых и рациональная политика оплаты труда,

- поиск новых поставщиков и расширение  рынков сбыта продукции,

- рационализация внутренней структуры предприятия,

- диверсификация источников финансирования,

- улучшение структуры расходов,

- постепенное изменение отношений собственности, в том числе
посредством выпуска ценных бумаг

- другие меры, направленные на реорганизацию предприятия и
повышение его эффективности.

3а.5. Положение о порядке передачи предприятий (пакетов акций, долей), находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в доверительное управление (траст) и Положение о контрактах с управляющими утверждаются Госкомимуществом».

Обоснование: принципиально важно предусмотреть возможность активной политики государства для создания эффективного спроса на приватизируемые объекты.

IV

Дополнить раздел 4 параграфом 4.4а следующего содержания:

«По решению соответствующего комитета по имуществу, средства от продажи предприятий на аукционе или по конкурсу, а также при продаже акций акционерных обществ, созданных в процессе преобразования предприятий легкой, пищевой промышленности, строительства, промышленности строительных материалов, розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов и предприятий, указанных в пунктах 2.2.5, 2.2.6, 2.2.9, 2.2.12, 2.2.13, 2.2.16, 2.2.20, 2.2.21, 2.2.24, 2.2.25, 2.2.36, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.7, 2.3.12, 2.4.7, 2.4.18 настоящей Программы, могут направляться в федеральный внебюджетный фонд реорганизации и санации предприятий, либо аналогичные региональные фонды в части, предусмотренной для передачи в распоряжение приватизированного предприятия в соответствии с пунктом 4.4 настоящей Программы».
Обоснование: необходимо дифференцировано подойти к различным видам объектов и предприятий. Указанные в данном пункте, по нашему мнению, являются относительно высокодоходными и их можно продать дороже. В свою очередь использование этих средств наиболее целесообразно для оказания финансовой помощи низкодоходным  либо убыточным предприятиям других отраслей.

V

Дополнить параграф 5.14 пунктом 5.14.8 следующего содержания:

«Товарищество или акционерное общество, созданное на основе аренды государственного имущества, должно до 31 декабря 1994 года подать заявку на приватизацию в соответствующий комитет по имуществу и оплатить не менее 30% стоимости, определенной в соответствии с пунктами 5.14.3 и 5.14.4. В этом случае данное товарищество (акционерное общество) получает право на рассрочку оставшейся части платежа на 6 месяцев. После 1 января 1995 года выкуп арендованного имущества осуществляется по данным баланса предприятия на дату, предшествующую дате подачи документов на приватизацию».

Обоснование: необходимо стимулировать завершение приватизации на не вполне «рыночных» основаниях, каковым являются, на наш взгляд, аренда с выкупом. Надо как можно быстрее «закрыть « эту проблему.

VI

Дополнить параграф 5.18 абзацем следующего содержания:

«В соответствии с решением соответствующих комитетов по имуществу объекты государственной (муниципальной) собственности (предприятия, пакеты акций, доли), по которым принято решение о банкротстве, могут передаваться управляющему (кроме управляющего предприятия-банкрота) по контракту в доверительное управление (траст) на конкурсно-аукционной основе. Контракты заключаются соответствующими комитетами по имуществу в порядке и на условиях, предусмотренных разделом 3а «Подготовка государственных и муниципальных предприятий к приватизации» настоящей Программы».

Обоснование: см. обоснование к поправке III.

VII

Изложить 1 абзац пункта 5.19.1 в следующей редакции: 

«Приватизация указанных предприятий осуществляется только по специальным законам. Соответствующие законопроекты, которые должны предусматривать наиболее существенные элементы индивидуальной схемы приватизации, вносятся Правительством в Государственную Думу не позднее, чем через 3 месяца после получения заявки на приватизацию этих предприятий».

Обоснование: Парламент обязан участвовать в решении вопроса о приватизации крупнейших предприятий страны, составляющих основу экономики.

VIII

Дополнить параграф 5.20 раздела 5 пунктом 5.20.1 а следующего содержания:

«По решению соответствующих исполнительных органов величина уставного капитала при преобразовании государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества открытого типа, а также оценка стоимости имущества государственных (муниципальных) предприятий при продаже их на аукционе, по коммерческому (некоммерческому) и инвестиционному конкурсу может определяться по данным баланса предприятия на дату, предшествующую дате подачи документов на приватизацию.

Указанный порядок оценки может применяться только для предприятий легкой, пищевой промышленности, строительства, промышленности строительных материалов, розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов и предприятий, указанных в пунктах 2.2.5, 2.2.6, 2.2.9, 2.2.12, 2.2.13, 2.2.16, 2.2.20, 2.2.21, 2.2.24, 2.2.25, 2.2.36, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.7, 2.3.12, 2.4.7, 2.4.18 настоящей Программы».

Обоснование: см. обоснование к поправке IV.

IX

Исключить абзацы 1, 10-18, 20, 27, 28 параграфа 6.11 раздела 6.
Обоснование: эти вопросы должны регулироваться Гражданским и Земельным Кодексами.
 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Приватизация в России]