[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Приватизация в России]
Сергей Иваненко
Приватизация 1992: планы и реальность
Заметки по поводу проекта Закона РСФСР «О государственной программе приватизации на 1992 год»
  "Независимая газета", 10 января 1992 года, № 5, с.4
Приватизация, между прочим, идет, и началась она не вчера

Предприятия в лице трудовых коллективов имеют права полного хозяйственного ведения государственным имуществом, распоряжения чистой прибылью и право собственности на ее часть. Предприятия могут почти неограниченно продавать, обменивать, сдавать в аренду не только другим предприятиям, но и отдельным гражданам здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, сырье и материалы. Закрыть государственное предприятие не так просто - трудовой коллектив вправе потребовать его преобразования в арендное или народное предприятие. Даже при смещении и назначении руководителей, определении размеров и форм их оплаты государство не всесильно; на арендных предприятиях это право также передано трудовым коллективам.

Режим управления пока еще бесспорной государственной собственностью - земля, природные ресурсы, импортное оборудование, поставляемое из централизованных фондов, имущество, созданное за счет прямых ассигнований из бюджета, - не сложился. Наличие как минимум трех уровней государственной власти и управления (республиканской, областной и муниципальной) с "суверенитетом" каждого на собственность, находящуюся на «своей» территории, означает, что реальный собственник не определен. Нельзя также считать окончательно решенным вопрос о бывшей союзной собственностью. Отсутствие взаимных имущественных   исков бывших союзных республик объясняется не столько общей уступчивостью, сколько тем, что пока идет «дележка» весьма политизированной собственности - имущества армии, КГБ, транспорта и т. д. Когда с «черным переделом» будет покончено, можно будет подумать не только о том, что скажет Запад и против кого в будущем будет направлено оружие, но и о том, сколько же все это стоит.

Для полноты картины нужно добавить спад производства, галопирующую инфляцию, резкое падение жизненного уровня, политическую нестабильность и организационную неразбериху. Законодатель также не торопится - нет законов о банкротстве, о полной имущественной ответственности, о залоге; не готовы нормативные акты по процедуре передачи прав собственности. Ожидать нормального протекания инвестиционного процесса приватизация, помимо всего прочего, является его составной частью, - в этих условиях не приходится»

Цели и средства

К реформе собственности правительство в 1992 году предъявляет не слишком амбициозные требования: по возможности ускорить приватизацию небольших предприятий (магазины, общепит, бытовое обслуживание и др.), а также пополнить бюджет. Речь идет по существу о программе «малой» приватизации по типу польской, чехословацкой программ. Общая логика программы и схема приватизации в целом соответствуют принятому в июле 1991 года Закону РСФСР «О приватизация государственных   и муниципальных предприятий» с его довольно жесткими процедурными нормами и ограничениями.

Специально выделяются объекты, запрещенные к приватизации в 1992 году (природные ресурсы, электроэнергетика, связь, объекты инженерной инфраструктуры городов и т. д.). В этот список почему-то попало имущество вооруженных сил, банки. И, хочется думать, в качестве небольшой шутки, «средства  государственного   бюджета, государственных внебюджетных фондов. Центрального банка России, золотой запас, алмазный и валютный фонд».

Вторая группа - объекты обязательной приватизации (предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, строительства, пищевой и легкой промышленности, убыточные предприятия, объекты незавершенного строительства и т.д.). Все остальное разрешено к приватизации или почти разрешено (надо получить согласие правительства России или местных Советов).

Обязательную   приватизацию предполагается проводить путем доведения заданий до органов государственной власти и управления. Определены нормативы (от 50 до 70% от числа предприятий соответствующих отраслей) и минимальные суммы выручки от их приватизации (от 1,3 млрд. руб. в производственно-техническом     обеспечении сельского хозяйства до 23,8 млрд. руб. в пищевой промышленности). Валовая выручка от приватизации в целом по России должна составить, по прогнозу правительства, 92 млрд. руб. Инвестиционные счета и вклады, предусмотренные соответствующим законом РСФСР, предполагается в этом году не наполнять. Все 92 млрд. правительство рассчитывает получить из личных накоплений граждан, фондов экономического стимулирования государственных предприятий и средств негосударственных предприятий. Создание фондов кредитования приватизации не только не предполагается в текущем году, но и прямо запрещается.

Приоритетным методом приватизации в текущем году правительство считает аукцион и его разновидность - коммерческий конкурс (фактически тот же аукцион, на котором, кроме цены, во внимание принимаются обязательства по дополнительным инвестициям). Вводятся специальные ограничения на отход от аукционного принципа: минимальная   стоимость   основных    фондов   (в   среднем 1-2 млн. руб.), при которой предприятие может быть преобразовано в акционерное общество; обязательная регистрация акций создаваемых акционерных обществ на организованном рынке ценных бумаг и т. д.

Льготы существенно сокращены по сравнению с Законом о приватизации:  рассрочка допускается только для трудовых коллективов и не более чем на год; скидки и другие льготы ограничиваются величиной, кратной минимальной заработной   плате (7 с половиной минимальных зарплат на одного работника - бесплатно как привилегированные акции; 3 минимальные зарплаты - обыкновенные акции со скидкой 30% от номинала).

Участие иностранных инвесторов в «малой» приватизации не допускается, за  исключением конкурсов с условием осуществить дополнительные инвестиции.

Чего ожидать

1. Масштабы приватизация в 1992 году будут незначительными. Тактика «бутылочного горла», принятая правительством, скорее всего, резко сократит совокупный спрос на объекты государственной собственности. Основная масса населения, понятно, не сможет участвовать в коммерческих конкурсах и аукционах; однако и предприниматели, скорее всего, не будут торопиться - никто не отменял предъявление налоговой декларации при покупке объектов государственной собственности на сумму более 10 тыс. руб., да и перспектива стать «первыми частниками» в условиях всеобщей нищеты и озлобленности вряд ли привлекательна. Наиболее вероятными покупателями станут представители наиболее легитимных коммерческих структур: бирж, банков и др. - их капитал считается   «заработанным». Отдельные граждане будут участвовать в приватизации, как правило, в качестве скрытых «представителей» иностранного капитала.

2. Структура спроса изменится. В отличие от 1991 года, когда желание приватизировать предприятия исходило от трудовых коллективов практически всех отраслей, поскольку они ориентировались на номинальную стоимость выкупа, широкие льготы, инвестиционные счета; в 1992 году спрос на объекты приватизации приобретет ярко выраженный отраслевой характер. Блокирование каналов   практически бесплатной передачи предприятий трудовым коллективам переориентирует спрос на объекты высокорентабельные и быстроокупаемые - автотранспорт, гостиницы, полиграфическая промышленность, торговля непродовольственными товарами, предприятия, производящие продукцию с низкой степенью переработки сырья.

3. Социальные протесты будут усиливаться. Новыми факторами, которые динамизируют этот процесс вплоть до полной остановки приватизации в отдельных регионах и отраслях, станут: прямое противодействие приватизации со стороны трудовых коллективов; обещание бесплатной раздачи на средства «инвестиционных счетов и вкладов» лишь с 1993 года, то есть с того момента, когда «все лучшее уже будет раскуплено, а народу останется только барахло»; недовольство по поводу приватизации в основном в непроизводственной сфере; неизбежное явное или скрытое сворачивание деятельности приватизированных торговых предприятий, ранее обеспечивавших потребности населения тех или иных районов.

4. Местные программы приватизации будут настроены не столько на выполнение «госзаказа на приватизацию», сколько на недопущение широких социальных волнений. Неизбежны постоянные корректировки «планов», спущенных местным органам власти, на которые будет вынуждено пойти правительство, в том числе и из-за явной искусственности этих планов.

5. Коррупция вряд ли существенно уменьшится. Несмотря на шаги в сторону формально более объективной   рыночной оценки предприятий на коммерческих конкурсах и аукционах, субъективное определение начальной стоимости имущества сохраняет свое значение, в частности,  при  преобразовании предприятия в акционерное общество и первичном распределении акций. Очень существенно это для руководителей государственных предприятий, которые получают право на приобретение до 10 % акций по номинальной стоимости. Процедуры аукциона и коммерческого конкурса также сами по себе не устранят возможность отбора потенциальных покупателей либо сговора между ними.

6. Основной формой приватизации останется преобразование госпредприятий в акционерные общества и товарищества с преобладающей долей государства (главным образом местных властей). Акционерами останутся в основном администрация и работники трудовых коллективов, так как перепродажа полученных ими акций, а также реализация акций, принадлежащих государству, на организованном рынке ценных бумаг маловероятна из-за отсутствия такового. В целом же процесс приобретет характер ярко выраженной номенклатурной приватизации.

7. Кадровая и нормативная база приватизации расширится. Вероятно увеличение спроса на консультационные   услуги со стороны коммерческих банков и бирж, а также администрации государственных   предприятий. Скорее всего возникнут специализированные  «приватизационные» фирмы. Переориентация специалистов на проблематику приватизации конкретных предприятий создаст более благоприятные возможности для улучшения нормативной документации. Усилится лоббистская деятельность в этом направлении.

8. «Всплеск» инвестиционной активности за счет вложения средств в недвижимость на начальном этапе реализации программы может стать фактором сдерживания инфляции лишь в очень небольшой мере, так как деньги, которые будут участвовать в приватизации, «уйдут» не столько с потребительского рынка, сколько с рынка торговых капиталов. Произойдет лишь перемещение избыточного капитала, который и так не слишком сильно давил на потребительский рынок, в отличие, например, от вкладов населения или средств государственных предприятий.

9. Усилится декапитализация государственных   предприятий. Отсутствие барьеров, препятствующих администрации продавать, сдавать в аренду имущество государственных предприятий, находящееся в их «полном хозяйственном ведении», вызовет волну таких операций с целью конвертировать «не свое» имущество в «свои» фонды экономического стимулирования. До недавнего времени эта тенденция немного сдерживалась ограничениями на выплату заработной платы, высоким налогом на прирост фонда потребления, а также  ожиданиями  передачи собственности трудовым коллективам.

10. Крупных иностранных инвестиций в объекты приватизации ждать в этом году не приходится: политическая  нестабильность слишком высока;  к тому же ориентация на разрешительный принцип участия иностранных фирм в более или менее перспективные отрасли (добыча и переработка сырья и т. д.) и ограничения на участие иностранцев в «малой» приватизация не могут увеличить заинтересованность  потенциальных инвесторов.

11. Финансовые   результаты программы приватизации не будут значительными и не окажут серьезного влияния на сокращение   бюджетного   дефицита. Впрочем, выручка в 92 млрд. руб.,  которую  правительство предполагает получить в текущем году, рискует не оказаться чрезмерной,   особенно   если учесть, что темпы инфляции могут составить от 500 до 1000% в год (в не самом скверном варианте).
 

Сергей Иваненко  
"Независимая газета", 10 января 1992 года, № 5, с.4

[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Приватизация в России]