25 апреля Верховный Совет России принял постановление "О мерах по
подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества
на территории СССР", которое призвано "обуздать" стихийную приватизацию
и ввести ее в более цивилизованное русло. В то же время российские парламентарии
использовали возможность заявить о своем отношении к процессу и принципам
приватизации, отвергнув 26 апреля проект республиканского Закона "О приватизации
жилищного фонда в РСФСР".
Принятое 25 апреля постановление носит временный характер - до принятия
соответствующего законодательного акта - и касается правил продажи принадлежащих
государству и местным Советам долей в уставных фондах акционерных обществ
в товариществ. Каковые должны быть проданы "исключительно на аукционах,
гласно, с предварительным оповещением населения за 15 дней до аукциона".
При этом трудовым коллективам гарантируется преимущественное право на владение
приватизированной собственностью.
Одновременно органам исполнительной власти всех уровней в пределах их
компетенции поручается подготовить программы приватизации на 1991 год.
Как стало известно редакции "Ъ", ранее были разработаны три концепции
приватизации в республике. Две из них, подготовленные рабочей группой комитетов
Верхсовета и российским Совмином, были обсуждены на парламентских слушаниях
23 апреля, третий вариант был подготовлен группой Григория Явлинского.
Однако в ходе переговоров представителей "экономических" комитетов парламента
и Совмина было принято решение последний вариант не рассматривать, а в
качестве официальной принять концепцию Совета Министров.
В соответствии с правительственной концепцией, авторство которой принадлежит
вице-премьеру Михаилу Малею, приватизация должна быть проведена в два этапа.
На первом будет приватизирована часть "бесспорной собственности" Российской
Федерации, стоимость которой, по оценкам Малея, составляет 1200 млрд. рублей.
На втором - собственность, которая должна перейти к России от центра. По
мнению Михаила Малея, ее объем должен составить около 1700 млрд рублей.
Перечень конкретных отраслей и сроков, в которые они должны приватизироваться,
будет содержаться в российской Государственной программе приватизации.
Вместе с Государственной программой в приватизационном пакете в Верховный
Совет будут внесены законы "О Государственных комитетах по управлению госимуществом"
и "О демонополизации госсобственности". В первую очередь будут приватизированы
пищевая и перерабатывающая промышленность, ремонтные базы, небольшие заводы,
находящиеся в ведении местных органов власти, предприятия торговли и жилищный
фонд. В итоге планируется оставить непосредственно государству около 3%
собственности, муниципалитетам - 7%. Весь процесс приватизации, по расчетам
экспертов Совета Министров, должен занять около 15 лет.
Слабым местом программы, по мнению специалистов, является ее большая
зависимость от исхода переговоров с союзным руководством о разделе собственности.
Программа в существующем виде выполнима только в том случае, если следствием
подписанного между центром и республиками соглашения (стр. 1) станет действительно
беспрепятственный переход под юрисдикцию России управляемой союзными ведомствами
промышленности. В настоящее время, по самым оптимистичным оценкам, СМ России
контролирует не более 40% промышленного потенциала республики.
-
Реализацию программы осложняет и обоюдно жесткая позиция Валентина Павлова
и Михаила Малея. Союзный премьер до последнего времени придерживался линии
отказа от разграничения собственности, предоставляя России право приватизировать
лишь то имущество, которое находится в настоящий момент под ее юрисдикцией
и которое сам он определяет как "только парикмахерские и бани". Михаил
Малей, в свою очередь, исходит из бесспорной собственности России на
все, что находится в пределах ее границ.
Особенностью предлагаемого российским правительством проекта является
наделение всего населения республики специальными платежными средствами
- именными расчетными чеками. Они будут выдаваться местным Советом и заверяться
подписями его председателя и руководителя исполкома, по подсчетам экспертов,
сама процедуру эмиссии и подписания десятков миллионов таких документов
может растянуться на несколько лет.
Номинал одного чека предположительно составит 8 тыс. рублей (результат
деления планируемой стоимости республиканской собственности на численность
населения России, включая еще неродившихся детей). По сути подобный подход
заключается в том, чтобы вначале наделить население фиктивными капиталами,
а затем аккумулировать их обратно. Однако при получении гражданами чеков,
которые по идее предназначены для покупки доли приватизируемого имущества,
каждый из граждан должен будет заплатить 1 тыс. рублей. Эти деньги правительство
намерено "попросить взаймы безвозвратно", чтобы использовать полученные
150 млрд рублей на укрепление позиций Госбанка республики.
По полученным данным, вариант группы Явлинского был ближе к союзной
концепции приватизации, которая, как известно, предполагает, что реальная
собственность будет продаваться за реальные деньги тем, у кого они есть.
Свое отношение к той версии приватизации, которая предусматривалась программой
"500 дней", российский вице-премьер сформулировал достаточно резко: "Григорий
Явлинский стоит на глубоко ошибочных позициях, поскольку не является политиком
и не является практическим работником. Предлагаемая им голая схема приватизации
была бы губительной для республики и для Советского Союза".
Тем не менее, по мнению экспертов "Ъ", утверждению Михаила Малея о том,
что целью приватизации является не связывание горячих денег и не финансовое
оздоровление, а "обучение рыночным отношениям" и "вовлечение граждан республики
в экономику", свидетельствуют о том, что и в области приватизации России,
возможно, придется прокладывать свой собственный "особый путь". Правда,
известный цирковой режиссер Арнольд много лет назад в аналогичной ситуации
заметил: "Когда вагоновожатый начинает искать "новые пути" - трамвай сходит
с рельсов".
В то время как в республиканском Совмине озабочены созданием необходимых
условий для реализации программы приватизации, парламентарии России получили
возможность продемонстрировать свое отношение к планируемой реформе отношений
собственности. 26 апреля ВС не принял проект Закона "О приватизации жилищного
фонда РСФСР".
Проект предусматривал бесплатную передачу в собственность граждан жилых
помещений по нормам, установленным местными Советами, но не менее 18 кв.
м общей площади на человека и дополнительно 9 кв. м. на семью. В случае,
если размеры жилья превышают установленную норму, покупатель должен произвести
доплату. Предусматривалась также доплата за высокое качество. В случае,
когда занимаемое жилье хуже принятого стандарта или площадь в расчете на
члена семьи ниже среднего норматива, жилец-собственник, по проекту, должен
получить компенсацию в виде ценных бумаг или целевых счетов, реализация
которых возможна только при улучшении жилищных условий. По предварительным
подсчетам специалистов, подобные критерии могут обойтись казне в 50-60
млрд. рублей.
Принципиальной критики на обсуждении проекта не прозвучало. Замечания
Комитета по законодательству были достаточно доброжелательными и касались
преимущественно механизма реализации закона, а также трехлетнего моратория
на перепродажу выкупленного жилья, который депутат Рябов охарактеризовал
как "путь к спекуляции и теневой экономике".
По мнению наблюдателей, проект был отвергнут не в силу своей направленности
или какого-то конкретного недостатка. Просто его разработчику, стремясь
угодить всем, в результате не угодили никому. Однако не исключено, что
парламентарии так и не дождутся внесения в законопроект искомых поправок:
процесс утверждения законодательных актов о приватизации может быть осуществлен
минуя парламент - указом президента Российской Федерации.
|