Проект Федерального
закона "О политических партиях", внесенный Президентом РФ
Принятие Федерального закона "О политических партиях"
обусловлено необходимостью более четкого определения роли и места
политических партий среди институтов гражданского общества. В
настоящее время в Российской Федерации существует более 180 общероссийских
политических общественных объединений, в том числе политических
партий, которые созданы и действуют на основании Федерального
закона "Об общественных объединениях". В то же время
в отношении отдельных видов общественных объединений, включая
политические партии, названный Федеральный закон предусматривает
возможность принятия специальных федеральных законов, отражающих
особенности их создания, деятельности и ликвидации.
Представляемый проект
Федерального закона "О политических партиях" (далее
именуется - законопроект) состоит из десяти глав, включающих в
себя 49 статей.
Согласно законопроекту политическая партия определяется как добровольное
объединение граждан Российской Федерации, созданное с целью участия
в политической жизни общества посредством формирования и выражения
политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов
граждан в законодательных органах государственной власти и представительных
органах местного самоуправления. Одновременно устанавливаются
требования, предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных
отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации;
общая численность членов политической партии - не менее десяти
тысяч граждан Российской Федерации, при этом в каждом региональном
отделении должно состоять не менее ста членов политической партии;
руководящие и иные органы партии, а также ее структурные подразделения
должны находиться на территории Российской Федерации (статья 3
законопроекта).
Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на
всей территории Российской Федерации (статья 5 законопроекта).
Таким образом, согласно концепции законопроекта в Российской
Федерации не предусматривается создание и деятельность межрегиональных,
региональных и местных политических партий, а также иных политических
общественных объединений.
Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются
законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней
структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением
установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность
политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного строя и нарушение целостности
Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной
и религиозной розни. Деятельность политических партий также не
должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами (статьи 8 и 9 законопроекта).
В соответствии с законопроектом политическая партия может быть
создана на учредительном съезде политической партии либо путем
преобразования в политическую партию общероссийской общественной
организации, общероссийского общественного движения при условии
их государственной регистрации за год до принятия съездом общественного
объединения решения о преобразовании в политическую партию. Для
подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается
создание организационного комитета. В случае же преобразования
действующего общественного объединения в политическую партию образование
организационного комитета не обязательно (статьи 11 - 14 законопроекта).
Политические партии и их региональные объединения подлежат государственной
регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица.
При этом регистрация региональных отделений осуществляется после
регистрации политической партии и должна быть завершена более
чем в половине субъектов Российской Федерации не позднее чем через
три месяца со дня регистрации политической партии. Только после
этого политическая партия может осуществлять свою деятельность
в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной
регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись
о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических
лиц, аннулируется (статьи 15 - 19 законопроекта).
В целях обеспечения демократических принципов в организации и
деятельности политических партий законопроектом предусматриваются
требования к их уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить
выборность и сменяемость руководящих органов политических партий,
а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе
при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной
власти и органы местного самоуправления (статьи 21, 24, 25 законопроекта).
Согласно законопроекту членство в политической партии является
добровольным, фиксированным и индивидуальным. Членами политической
партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста
18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные
граждане, лица без гражданства. Ограничение права на вступление
в политические партии или обязанность приостановления членства
в партии может устанавливаться для определенных категорий граждан
Российской Федерации федеральными конституционными законами и
федеральными законами. Член политической партии может состоять
только в одном региональном отделении данной политической партии
- по месту постоянного или преимущественного проживания, основному
месту работы или учебы (статья 23 законопроекта).
В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических
партий, законопроектом определяется порядок формирования денежных
средств и иного имущества политической партии, а также представление
партией ежегодных финансовых отчетов (статьи 29, 30 и 34 законопроекта).
В качестве одного из видов государственной поддержки политических
партий предусматривается ежегодное прямое государственное финансирование
партий по результатам их участия в федеральных выборах, а не в
период их проведения (статья 33 законопроекта). Такая форма финансирования
политических партий достаточно широко распространена в мировой
практике.
Учитывая особую роль политических партий в организации электоральных
процессов, законопроектом предлагается установить, что политические
партии являются единственным видом общественных объединений, обладающим
правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов
в органы государственной власти. Одновременно определены критерии,
в соответствии с которыми партия признается участвовавшей в выборах.
В случае если в течение пяти лет после создания партии ее участие
в выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая
партия подлежит ликвидации (статьи 36 и 37 законопроекта).
Исходя из предлагаемых новаций законопроектом устанавливается
двухлетний переходный период для преобразования действующих общероссийских
политических общественных объединений в политические партии, в
течение которого за последними сохраняются права на участие в
избирательных кампаниях в соответствии с законодательством Российской
Федерации о выборах (статья 47 законопроекта).
В связи с принятием Федерального закона "О политических
партиях" потребуется признание недействующим на территории
Российской Федерации Закона СССР "Об общественных объединениях",
внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общественных объединениях", а также в федеральные
законы, устанавливающие гарантии избирательных прав граждан и
регулирующие порядок проведения выборов в органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Законопроект разработан в Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации Рабочей группой под руководством члена Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации Е.П. Дубровиной. В
состав Рабочей группы вошли представители фракций и профильных
комитетов в Государственной Думе, ведущие ученые и специалисты.
Реализация Федерального закона потребует затрат из федерального
бюджета.
Проект Федерального
закона "О политических партиях", внесенный Президентом РФ
|