Я представляю законопроект,
который разработала фракция "Яблоко". Помимо меня, в
работе участвовали мои коллеги из Санкт-Петербурга - это председатель
комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Виталий
Калинин и эксперт этого комитета Борис
Вишневский.
Александр Шишлов
Прежде,
чем говорить о нашем отношении к концепции закона, я хочу сказать
о целях принятия закона о партиях.
Закон о политических партиях может использоваться по-разному.
Такой закон может стать инструментом государственного централизованного
контроля за политической жизнью, инструментом ограничения политической
активности граждан, инструментом, тормозящим развитие гражданского
общества.
И напротив, такой закон может стать механизмом обеспечения тех
конституционных гарантий многопартийности и политического плюрализма,
который содержатся в российской Конституции, способом активизации
граждан, шагом на пути к построению гражданского общества.
Мы выступаем за то, чтобы закон о политических партиях служил
именно таким целям, чтобы он служил инструментом для развития
гражданского общества, для обеспечения независимого от государства
и ответственного политического представительства интересов граждан.
Партия - это то сообщество, которое участвует в политической
жизни и критерием определения политической партии должна быть
прежде всего не численность, а систематическое и длительно участие
в политической жизни, прежде всего в выборах.
Поэтому для нас не является принципиальным вопрос о верхней
границе или нижней границе для численности политической партии.
Мы считаем, что этот вопрос достаточно надуманный, потому что
число 10 тысяч можно обосновать точно так же, как число 5 тысяч
или 25 тысяч. Гораздо существеннее другое - чтобы партия, если
мы говорим об общероссийской партии - имела представительство
в значительной части субъектов федерации, гораздо существеннее,
чтобы партия постоянно участвовала в избирательных кампаниях,
доводила своих кандидатов до избирательных бюллетеней и получала
поддержку избирателей.
В связи с этим мы полагаем, что если партия, скажем, преодолевает
5-ти процентный барьер, то для нее требование численности вообще
не имеет никакого значения, потому что она уже показала, что идеи,
которые она несет, пользуются общественной поддержкой.
Исходя из той концепции, что партии должны способствовать политической
структуризации общества, развитию гражданского общества, мы считаем,
что участие государства в создании политических партий должно
быть сведено к минимуму, а лучше, чтобы его вообще не было.
Поэтому мы полагаем, что создание политических партий не нуждается
в каких-то специальных оргкомитетах, которые регистрируются в
министерстве юстиции. Это процесс, который полностью лежит в сфере
ответственности тех, кто инициирует создание политической партии.
Разумеется, к учредительному съезду новой политической партии
должны предъявляться определенные условия, на учредительном съезде
должны быть созданы и региональные отделения, должны быть приняты
программа, устав, должны быть приняты члены партии в том количестве,
с которым мы согласимся при принятии закона. Однако предварительное
участие государственных органов в процессе создания партии нам
представляется совершенно необоснованным.
Я хочу сказать о некоторых обстоятельствах, которые нам представляются
весьма важными при принятии закона о политических партиях. Прежде
всего, мы полагаем, что законодатель должен обеспечить требования
к внутрипартийной демократии.
Как ни странно, это тот случай, когда государственное вмешательство
нам представляется оправданным, потому что мы знаем из нашей современной
истории, что многие политические партии, по сути дела извращают
идею ответственного политического представительства и служат лишь
трибуной для выражения интересов крайне ограниченного круга лиц.
И поэтому, если мы заинтересованы в том, чтобы партии служили
инструментом демократизации, инструментом развития гражданского
общества, то сами партии должны быть образцом демократии, образцом
демократического принятия решений.
Поэтому в уставе партии должны быть содержаться такие положения,
как предельный срок полномочий руководящих органов, как предельный
срок продления таких полномочий, как запрет на делегирование полномочий
коллегиальных органов кому бы то ни было. Следует закрепить, например,
такое положение, как тайное голосование по всем персональным вопросам.
Мы полагаем, что это важно, и принятие таких позиций в законе
будет способствовать демократичному функционированию политических
партий.
Мы считаем очень важным ограничить влияние государства на деятельность
политических партий, поэтому в законе о партиях следует определить,
что перечень тех сведений, которые предоставляются политическими
партиями в налоговую службу, в министерство юстиции, в региональные
регистрирующие органы - это исчерпывающий перечень и больше никаких
сведений никто от партий потребовать не может.
Но есть и другое обстоятельство: мы полагаем, что деятельность
политических партий должна быть открыта для общества, и поэтому
те сведения, которые входят в этот перечень, должны быть доступны
не только государственным органам - они должны публиковаться.
Мы полагаем, что все партии должны иметь свой сайт в Интернете
и основные сведения о собственной деятельности - программа, устав,
состав руководящих органов, финансовые отчеты должны также публиковаться
и на сайте партии в Интернете.
Теперь о государственном финансировании. Мы полагаем, что государственное
финансирование партий может осуществляться в трех формах. Две
из них уже существуют - это поддержка в ходе избирательных кампаний
и поддержка деятельности фракций в Государственной Думе. Третья
форма - это поддержка повседневной деятельности партий. Мы полагаем,
что это важный элемент и введение такого инструмента государственной
поддержки является способом для того, чтобы финансовая жизнь партии
была открытой и подконтрольной для общества. Возможно, это едва
ли не единственный способ в нынешних условиях для того, чтобы
финансовая деятельность партии становилась открытой.
Что касается контроля за деятельностью партий, мы полагаем,
что контроль за деятельностью партий должен быть не только государственным.
Разумеется, в случаях, если партия нарушает законодательство,
если партия перестает отвечать законодательно установленным условиям
сохранения статуса партии должен стоять вопрос о приостановке
ее деятельности или ее ликвидации по решению суда.
Но для того, чтобы исключить возможность произвольного подхода
государственных органов к деятельности различных политических
партий, мы полагаем, что было бы правильно наделить правом обращения
в суд с соответствующими заявлениями не только прокурора и, скажем,
регистрирующие органы, но и другие политические партии, потому
что вряд ли кто-нибудь еще, кроме других политических партий,
сможет осуществлять контроль за деятельностью политических партий
более эффективно. Всегда наиболее эффективным является контроль
со стороны конкурентов.
Несколько слов о том, как на наш взгляд должен проходить переходный
период после вступления в силу данного закона.
Мы полагаем, что период, в течение которого должна пройти государственная
регистрация партий по новому закону, не должен быть растянут,
потому что серьезные политические субъекты, которые действуют
на политической арене в России, смогут быстро привести свои уставы
в соответствие с новым законом и принять новые обязанности, которые
будут вытекать из этого закона. При этом мы считаем важным выделить
те партии, те политические субъекты, которые уже доказали свою
жизнеспособность, и мы полагаем, что процедура регистрации для
тех избирательных объединений, которые будут реорганизовываться
в политические партии, и которые имеют сейчас фракции в Государственной
Думе, должна быть более простой, исходя из того тезиса, о котором
я говорил в самом начале: главное условие получение статуса политической
партии - это участие в выборах и поддержка населения.
В заключение я хочу еще раз сказать: я думаю, самое главное,
с чем мы должны определиться, это с целью принятия закона о политических
партиях. С точки зрения фракции "Яблоко" целью этого
закона должно быть не усиление централизованного государственного
контроля за политической жизнью, а обеспечение возможности ответственного
политического представительства граждан.
|