Я буду говорить только об одной проблеме, которая, не решена
ни в одном законопроекте, хотя, возможно, законопроект "ЯБЛОКА"
является наиболее качественным в данном отношении.
Я считаю, что принятие закона о партиях принесет нашему обществу
огромный вред, если в нем не будут установлены достаточно жесткие
барьеры на пути монополизации политической жизни правящей партией,
или так называемой "партией власти". В данном случае
я использую понятие "партия власти" в широком смысле.
"Партия власти" - это не только зарегистрированное политическая
партия, чьи представители входят во власть, это может быть и некое
неформальное сообщество представителей власти и их сторонников,
которые реализуют общие политические цели.
Как известно, все политические интересы - это партийные интересы.
Интересы власти в этом отношении исключения не представляют. В
этом смысле любая власть всегда выступает как своего рода партия.
Так вот: в тексте законопроекта отсутствуют препятствия на пути
монополизации политической жизни нашего общества со стороны партии
власти. Что я имею в виду?
В законопроекте ЦИКа отсутствует прямой и ясный запрет на членство
в политических партиях военнослужащих, сотрудников правоохранительных
органов и так далее. Здесь товарищ выступал и говорил: как же
можно этих людей лишить права политического выбора, они, дескать
должны руководствоваться своими политическими предпочтениями и
им нужно давать право вступать в партии. Но неужели не понятно,
что в наших условиях, да и не только в наших, а в условиях любой
страны, эти люди будут в первую очередь руководствоваться не своими
политическими предпочтениями, а приказом непосредственного начальства.
С моей точки зрения, это достаточно очевидно, особенно если мы
говорим о наших вооруженных силах и о политической культуре, которая
господствует и в нашей армии, и в правоохранительных органах.
В законе содержится запрет на создание и деятельность структур
и подразделений партий в воинских частях и в правоохранительных
органах. Однако, этот запрет сформулирован столь мягко, что он
все-таки позволяет вести политическую партийную агитацию в соответствующих
структурах. С моей точки зрения, это чрезвычайно опасно. Это самое
слабое место закона, которое позволяет "партии власти",
осуществлять политическую экспансию в соответствующей структуре,
построенному по жесткому командно-дисциплинарному принципу, и
конечно же, у "партии власти" гораздо больше возможностей
это делать, чем у какой-либо другой. Таким образом, здесь партии
ставятся в заведомо неравное положение.
Далее, я считаю скандальной ситуацией на грани, когда в законе
отсутствует запрет на деятельность политических партий в школах,
в дошкольных учреждениях и любых других детско-юношеских организациях.
Совершенно очевидно, что это может привести к безраздельному господству
опять-таки одной из заинтересованных партий, которая имеет административные
ресурсы для ведения агитации в указанных учреждениях и, соответственно,
может добиться того, что подрастающее поколение будет воспитываться
в духе всего лишь только одной из существующих в нашем обществе
партийных идеологий. Первый сигнал уже прозвучал, когда уважаемая
мною партия "Единство" распространяла в школах Санкт-Петербурга
специальную книгу с портретом выступавшего здесь господина Грызлова
и господина Путина. Это конкретный факт проведения партийной агитации
в школах, если это не остановить это сейчас, это может принять
очень опасные и даже необратимые последствия для нашего общества.
Я считаю, что на такую деятельность, должен быть наложен очень
жесткий запрет, наверное, частично по аналогии с избирательным
законодательством. И такие действия должны вести к санкциям, вплоть
до снятия партий с регистрации. Это касается и воинских частей
и правоохранительных органов, и школ.
И еще об одной вещи хотелось сказать. Это вопрос о деятельности
партий в государственных средствах массовой информации или в средствах
массовой информации с государственным и муниципальным участием.
В проекте ЦИК существует только в самом общем виде положение о
том, что партии имеют право равного доступа к соответствующим
СМИ. Как нам всем прекрасно известно, такие общие формулировки
не работают никогда. С моей точки зрения, в законе должно быть
очень четко и жестко прописаны гарантии участия партий в соответствующих
СМИ, вплоть до того, что должны быть указаны объем эфирного времени,
если речь идет об электронных СМИ, а также объем газетных полос,
на которые имеет право претендовать любая зарегистрированная партия.
Если этого не сделать, государственные СМИ так и останутся под
монопольным контролем партии власти. Кстати, прецедент грубого
пренебрежения принципом равного доступа к государственным СМИ
у нас уже был, когда "Российская газета" распространяла
в виде вкладыша газету "Нашего дома России".
Я считаю эти замечания исключительно важными. По-видимому, фракция
"ЯБЛОКО" и я лично будем вносить соответствующие поправки.
Я думаю, что и разработчики обратят на это достаточно пристальное
внимание. И считаю, что если мы не создадим такие антимонопольные
ограничения для "партии власти", то мы получим в лице
этого закона очередную "дубину", которая всех нас ударит
по голове.
|