Недавнее принятие Госдумой второй части Налогового кодекса обнаружило,
что Дума в ее нынешнем составе оказалась достаточно подготовленной
к радикальной реформе экономики, налоговая составляющая которой,
пожалуй, наиважнейшая. Однако, в целом лояльная к правительству,
Дума вовсе не однородна в своих подходах к той или иной экономической
схеме, и за свой вариант отчаянно сражались представители ОВР,
«Яблока» и СПС. Когда стало понятно, что радикального отката от
принципиального курса на смену налогового законодательства уже
не последует, особенно важным стал вопрос, варианты каких движений
покажутся правительству наиболее интересными. Вопрос в полной
мере политический.
По сравнению со своими коллегами-конкурентами по Думе у Григория
Явлинского с самого начала было преимущество. При ближайшем рассмотрении
выясняется, что вариант налогового законодательства, предложенный
правительством, скорее следует основным положением соответствующего
раздела в программе Явлинского, чем противоречит им.
Фактически регрессивная шкала по социальным платежам, принятая
недавно Госдумой по согласованию с правительством, прописана отдельным
пунктом в программных документах движения Григория Явлинского.
Правительство дважды «ломалось», но цифры по шкале отчислений
в социальные фонды (соцстрах, медстрах, пенсионный) были утверждены
Думой в соответствии с предложенными Явлинским: 20% при доходах
в 100 - 300 тыс. руб. в год, 10% при доходах 300 - 600 тыс. руб.
в год и 2"о при доходах свыше 600 тыс. руб. (последнее -
на перспективу с 2003 года). В полной мере совпали взгляды Явлинского
и кабинета министров на снижение оборотных налогов. Правда, Явлинский
предлагал вообще отменить этот налог, но и снижением его с 4%
до 1% остался вполне удовлетворен.
Еще один пункт, по которому взгляды правительства и Явлинского
фактически совпали, стал вопрос о НДС в части экспортно-импортных
операций России со странами СНГ. Первоначально правительство Касьянова
весьма жестко отстаивало принцип заключения с каждым государством
СНГ двусторонних соглашений о схеме взимания косвенных налогов.
Однако очевидные изъяны подобного подхода - затягивание переговорного
процесса, неудобство в проведении различных режимов для разных
государств СНГ и т.д. - вынудили правительство отнестись к вопросу
с большим хладнокровием и прагматизмом. В результате был принят
предложенный Явлинским принцип «страны назначения», предусматривающий
нулевую ставку на весь экспорт (кроме нефти и газа) и уплату НДС
лишь в стране-получателе.
Кроме того, НДС теперь будет взиматься со всех индивидуальных
частных предпринимателей и малого бизнеса, что также предлагалось
Явлинским.
Было бы неправильно говорить, что иногда почти текстуальные совпадения
программных принципов Явлинского и предложений правительства говорят
о чем-то кардинально новом во взаимоотношениях власти со своим
вчерашним горячим оппонентом. Потепление отношений, судя по некоторым
признакам, только начинается, и до подлинного взаимного доверия
еще идти. Однако разговоры о том, что Явлинский с его экономическими
выкладками суть маргинал от экономики, уже не ведутся.
Обстоятельства заставляют правительство быть предельно практичным
в своих подходах к решению экономических проблем. Между тем взаимный
прагматизм; к которому медленно, но верно двигаются Кремль и часть
традиционно оппонирующей ему политической элиты, приводит к главному:
практика принятия экономических решений становится осмысленнее,
взвешеннее. С другой стороны, вчерашним оппонентам Кремля - вроде
группы Григория Явлинского - уже нет нужды объяснять всем и каждому
реалистичность предлагаемых ими экономических решений. А изменения
в восприятии, в свою очередь, должны вызвать и подвижки в политическом
ландшафте страны. Что это будут за подвижки - покажет время.
|