Статьи А.Д.Сахарова на нашем сервере
А.Д.САХАРОВ
ПИСЬМО В ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ СИМПОЗИУМА
ПО ПРОБЛЕМЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ*
* Прочитано на симпозиуме, организованном Международной амнистией в декабре 1977 года.
Я благодарен за приглашение принять участие в симпозиуме,
посвященном давно волнующему меня вопросу о необходимости отмены смертной казни. Я не могу
приехать и прошу считать это письмо заменой выступления.
Я полностью поддерживаю основные аргументы, выдвигаемые
противниками смертной казни.
Я считаю смертную казнь жестоким и безнравственным институтом,
подрывающим нравственные и правовые устои общества. Государство в лице своих чиновников, как все люди,
склонные к поверхностным выводам, как все люди, подверженные влияниям, связям, предрассудкам и
эгоцентрической мотивации поведения, - присваивает себе право на самое страшное и абсолютно необратимое
действо: лишение жизни. Такое государство не может рассчитывать на улучшение нравственной атмосферы в
стране. Я отрицаю сколько-нибудь существенное устрашающее действие смертной казни на потенциальных
преступников. Я уверен в обратном -жестокость порождает жестокость.
Я отрицаю практическую необходимость и эффективность смертной
казни как средства защиты общества. Необходимая в некоторых случаях временная изоляция преступников
должна осуществляться более гуманными, более гибкими мерами, допускающими корректировку в случае
судебной ошибки или изменений в обществе или в личности преступника.
Я убежден, что общество в целом и каждый его член в отдельности, а
не только те, кто предстает перед судом, несут ответственность за происходящие преступления. У
задачи уменьшения и ликвидации преступности нет простых решений, и во всяком случае не смертная
казнь является таким решением. Только длительная эволюция общества, общий гуманистический подъем,
воспитывающий в людях глубокое преклонение перед жизнью и человеческим разумом, и большее внимание
к трудностям и проблемам ближнего могут привести в будущем к снижению преступности и даже полной
ее ликвидации. Такое гуманное общество сейчас не более чем мечта, и только акты проявления
гуманности сегодня создадут надежду на возможность ее осуществления в будущем.Я считаю, что
принципиальная важность полной отмены смертной казни дает основания не рассматривать те возражения
сторонников ее сохранения, которые основываются на частных исключительных случаях.
Еще в детстве я с содроганием читал замечательный сборник
"Против смертной казни", изданный в России в 1906-1907 годах, в годы послереволюционных
казней. (Изд. Сытина, с участием моего деда И.Н. Сахарова.) Я знаю страстные высказывания
писателей - Л. Толстого, Достоевского, Гюго, Короленко, Розанова, Андреева и многих других.
Из упомянутого сборника я знаю аргументацию ряда ученых - Баженова (психология казнимых),
Соловьева, Гернета, Гольдов-ского, Давыдова и др. Я разделяю их убежденность в том, что смертная
казнь по своему психологическому ужасу несоизмерима с большинством преступлений и что поэтому
она никогда не является справедливым возмездием, наказанием. Да и о каком наказании может идти
речь по отношению к человеку, который перестает существовать. Так же, как они, я убежден, что
смертная казнь не имеет моральных и практических оправданий и представляет собой пережиток
варварских обычаев мести. Мести, осуществляемой хладнокровно и обдуманно, без личной опасности
для палачей и без аффекта у судей, и поэтому особенно позорной и отвратительной.
Кратко остановлюсь на часто обсуждаемом сейчас вопросе о
терроризме. Я считаю совершенно неэффективной смертную казнь для борьбы с терроризмом и
другими политическими преступлениями, совершаемыми из фанатических убеждений, - в этом случае
смертная казнь является только катализатором более массового психоза беззакония, мести и
жестокости. Сказанное не значит, что я в какой-то мере оправдываю современный политический
терроризм, сопровождающийся часто гибелью непричастных, случайных людей, взятием заложников,
в том числе детей, и другими ужасными преступлениями. Но я убежден, что тюремное заключение, быть
может, с принятием закона, запрещающего в установленных судом случаях досрочное освобождение,
является более разумным для физической и психологической изоляции террористов, для предупреждения
дальнейших актов террора.
Особенно важна отмена смертной казни в такой стране, как наша,
с неограниченным господством государственной власти и бесконтрольной бюрократии, с широко
распространенным пренебрежением к закону и моральным ценностям. Вы знаете о десятилетиях
массовых казней неверных, которые осуществлялись без какого-либо подобия правосудия (а еще
большее число людей погибло вообще без судебного приговора). Мы все еще живем в созданной
этой эпохой нравственной атмосфере.
Я особо хочу обратить ваше внимание на то, что в СССР смертная
казнь назначается за многие преступления, никак не связанные с покушением на человеческую жизнь.
Многим памятно, например, дело Рокотова и Файбишенко, обвиненных в 1961 году в подпольной торговле
драгоценностями и незаконных валютных операциях. Президиум Верховного Совета принял тогда закон,
предусматривающий смертную казнь за крупные имущественные преступления, когда они уже были
присуждены к тюремному заключению. Состоялся новый суд, и задним числом - что нарушает важнейший
юридический принцип - их приговорили к смерти. А затем по этому и аналогичным законам были осуждены
многие, в частности за частнопредпринимательскую деятельность, за организацию артелей и т.п. В 1962 году
был расстрелян старик, изготовивший несколько фальшивых монет и зарывший их во дворе.
Общее число смертных казней в СССР неизвестно - эти данные
засекречены, но есть основания предполагать, что оно составляет сейчас несколько сот человек в год,
то есть больше, чем в большинстве других стран, где еще существует этот варварский институт. Есть
и другие особенности нашей современной действительности, которые имеют отношение к обсуждаемой
проблеме. Это удручающе низкий культурный и нравственный уровень нашего теперешнего уголовного
правосудия, его зависимость от государства, а часто -коррупция, взятничество и зависимость от
местного "начальства". Я получаю огромное количество писем от осужденных по уголовным
делам. Хотя я не могу проверить эти дела в каждом конкретном случае, но в своей совокупности они
создают неоспоримую и ужасную картину беззакония и бесправия, поверхностного и предвзятого
разбирательства, невозможности добиться пересмотра явно ошибочных или сомнительных приговоров,
избиений на допросах. Среди этих дел есть и связанные со смертными приговорами. Вот одно из них.
Передо мной копия приговора Рафкату Шайму-хамедову, документы, составленные адвокатом, письма
матери. Рабочий, татарин по национальности, Шаймухамедов приговорен к расстрелу 31 мая 1974 г. в
Иссык Куле по обвинению в убийстве с целью грабежа продавщицы магазина в соучастии с двумя
другими молодыми людьми (приговоренными тогда же к нескольким годам заключения). Шаймухамедов,
отрицая свою виновность, отказался просить о помиловании и объявил голодовку. 20 месяцев он провел
в камере смертников, ожидая или казни, или пересмотра дела. За это время мать и адвокаты направили
десятки жалоб, но все вышестоящие инстанции безо всякого рассмотрения возвращали их обратно. В
январе 1976 года приговор был приведен в исполнение с санкции зам. прокурора СССР Малярова.
Приговор Шаймухамедову поразителен своей безграмотностью в прямом и юридическом смыслах,
бездоказательностью и противоречивостью. Из жалоб адвокатов и из письма матери выявляется
еще более впечатляющая картина. Не доказано присутствие осужденного на месте преступления.
Игнорируются все противоречащие версии обвинения показания свидетелей, а также данные экспертизы
(согласно которой группа крови потерпевшей не совпадает с группой крови в пятне на одежде
Шаймухамедова). В письме матери утверждается, что причина такой пристрастности - корыстная
заинтересованность двух прокуроров (Бекбоева и Кле-шина); она рассказывает о сценах вымогательства,
о взятке, полученной от другого обвиняемого, о фабрикации — уже после расстрела Рафката -
уголовного дела против второго сына с той же целью вымогательства. Я не могу проверить этих
сообщений, но мне ясно главное - с какой легкостью и отсутствием аргументации вынесен смертный
приговор, как легко такое страшное дело становится рутиной.
Я так подробно остановился на этом деле потому, что в нем, как
мне кажется, наглядно отразился весь ужас смертной казни и ее разрушающее влияние на общество.
Я надеюсь, что симпозиум внесет вклад в благородные усилия
многих поколений, направленные на полную отмену смертной казни во всем мире.
19 сентября 1977г.
© Хроника-пресс. - Нью-Йорк, 1977.
Статьи А. Д. Сахарова публикуются с любезного разрешения Е. Г. Боннэр.