Д.И.Овсянниково-Куликовский
несколько отрывков из статьи "Психология русской интеллигенции",
посвященный П.Я.Чаадаеву.
20-е и 30-е годы были эпохою подготовки
наших идеологий — их зарождения. Чацкие, Онегины, Печорины — отщепенцы
от окружающей среды, а это и образует необходимую предпосылку для возникновения
идеологических настроений Могло, конечно, случиться, что в ту эпоху дело
ограничилось бы только настроениями, предрасцоло-жением к идеологическому
творчеству, само же это творчество могло и не обнаружиться — за отсутствием
лишь обладающих необходимыми для этого дарованиями. В действительности
случилось обратное: дело не ограничилось настроениями, — явился деятель
мысли с несомненным призванием к идеологическому творчеству. Как человек,
он представлял собою законченный тип отщепенца, и в его духовном складе
причудливо совмещались характерные черты и Чацкого, и Онегина, и Печорина.
Это был Чаадаев.
В идеологии Чаадаева, чуть ли не самой
стройной, цельной и оригинальной изо всех наших идеологий, ярко выступают
черты, присущие всем идеологиям, но в большинстве из них более или менее
замаскированные или затушеванные другими сторонами. Эти черты сводятся
к тому, что можно назвать «игрою ума», «кабинетным творчеством», субъективным
построением, где произвол фантазии причудливо сочетается с логической силой
мысли и где ярко отпечатлелись личные предрасположения, личные вкусы, симпатии
и антипатии автора. Трудно найти систему идей более личную, индивидуальную.
Чаадаев не имел последователей, и вскоре его идеология была заслонена и
затерта другими. Чтобы стать адептом доктрины Чаадаева, нужно быть самому
хоть немножко Чаадаевым. В этой особенности я вижу только крайнее выражение
черты, в смягченном виде присущей всем идеологиям, Все они по-своему
стройны и логичны, но — подобно религиям — обращаются больше к чувству,
к моральным предрасположениям, чем к уму человека, и для их принятия требуются
известные «вкусы». Адепты разных идеологий могут спорить без конца и не
договариваться ни до чего. Знаменитые русские споры, кипящие со времен
Онегина, кипели именно по той причине, что все наши направления были по
преимуществу идеологическими.
Другая черта, присущая — в большей или
меньшей мере — всем идеологиям, а у Чаадаева выступающая с особенной яркостью,
состоит в том, что философская (теоретическая) часть их не имеет всеобщего
значения, какое имеют настоящие философские системы, а их практическая
(прикладная) сторона, слишком тесно связанная с философской, не получает
реальной силы — практического дела, в смысле общественной или политической
деятельности — деятельности партии. В лучшем случае выходит нечто
вроде секты.
Идеолог слишком философ, чтобы быть
практическим деятелем, и слишком моралист, публицист и деятель жизни, чтобы
быть настоящим философом. Философские
и научные ценности приноровляются у него к моральным и практическим запросам,
а эти запросы получают своеобразную философскую постановку, отпугивающую
всех, кто, имея те же запросы, не может ее принять. Идеологии, если они
сколько-нибудь разработаны, обращаются, подобно религиозным вероучениям,
к тем, которые, по своему духовному складу к ним предрасположены, и в этой
среде они вербуют адептов и получают распространение.
В идеологии Чаадаева эти черты получили
крайнее выражение. Чтобы принять ее, нужно было разделять его мистику и
его пристрастие к католицизму, нужно было возвыситься до горького национального
отчаяния, до презрения к России, ее прошлому и настоящему, нужно было отчаяться
в ее будущем, оставив, впрочем, лазейку, чтобы потом уверовать в него,
наконец, нужно было совместить в себе «миллион терзаний» Чацкого с онегинскими
«ума. холодными наблюдениями и сердца горестными заметами», да еще в придачу
обладать печоринским злорадным презрением ко всему окружающему. Психологическими
предпосылками идеологии Чаадаева явилось именно отщепенство Чацких, Онегиных
и Печориных, и в этом смысле она была характерным продуктом своего времени.
Этим объясняется и живой интерес, который она возбудила во всех мыслящих
людях 39-х годов, от Пушкина до Герцена. Но ни один из них не стал адептом
идей Чаадаева. Ни чаадаевцев, ни чаадаевщины не было, если не считать
случайных совпадений вроде эмиграции и перехода в католицизм доцента Моск.
Унив. Печорина, ставшего иезуитом, или разрозненных отголосков чаадаевской
критики русской истории и культуры у некоторых позднейших писателей. Все
это проявления аналогичных — чаадаевских — настроений, но вовсе не традиция
и не влияние «Философических писем» московского мыслителя 30-х годов.
***
У нас в 30-х и 40-х гг. очередной задачей
интеллигенции была выработка не столько общественного, сколько национального
самосознания. Оттуда — видное место, какое в воззрениях мыслящих людей
того времени занимали исторические понятия, — то, что можно назвать философией
русской истории в ее отношениях к истории западноевропейских народов. Это
и было центральным пунктом построений Чаадаева, и это же послужило яблоком
раздора между западниками и славянофилами. Сравнительно с системой идей
Чаадаева, которая претендовала на мировое значение и образовала замкнутый
круг, откуда нет выхода, а были только лазейки, идеологии славянофилов
и западников представляют собой значительный прогресс — в смысле разумного
ограничения задачи и ее постановки на почву научных изучении (преимущественно
в области русской истории). В рядах славянофилов выдвинулся на этой почве
К. Аксаков, в рядах западников — Кавелин и С. М. Соловьев. Столь же благотворно
сужение задачи сказалось и в вопросах общественности: вместо решения мировых
проблем озабочивались постановкой насущных вопросов русской жизни и прежде
всего вопроса об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Известно,
какую услугу России оказали позже, когда пробил час эмансипации, на этом
поприще и славянофилы, и западники. Здесь мы видим воочию доказательство
жизненности и плодотворности идеологического движения 40-х гг. Можно вообще
сказать, исходя отсюда, что чем идеология уже, чем определеннее ее проблемы,
приуроченные к очередным историческим задачам эпохи, тем она плодотворнее
и может сыграть крупную роль в прогрессивном развитии нации. Это положение
оправдывается и на примере последующих идеологий, возникавших со второй
половины 50-х гг. Тут на первый план выдвигается народничество, в состав
которого вошли элементы и славянофильские, и западнические.
|