Иное произведение Пушкина похоже на те загадочные картинки для
детей, когда нарисован лес, а под ним напечатано: "Где тигр?"
Очертания ветвей образуют фигуру тигра; однажды разглядев ее,
потом видишь ее уже сразу и дивишься, как другие не видят. Дети
любят такие картинки; признаюсь, и мне было весело увидать зверя
в простодушном рассказе Белкина. Но картинка разгаданная теряет
всякий интерес, а "Станционный смотритель" разгадкою
впервые оживает и раскрывается. Он очарователен тонкостью лукавства:
он весь - сарказм, но насмешка разлита в нем так, что и не заметишь.
Нынешние символисты могли бы поучиться здесь легкости и естественности
работы. Идея нисколько не спрятана, - напротив, она вся налицо,
так что всякий может ее видеть; и однако все видят только лес.
"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не
бранился?" Так начинается рассказ, и дальше на протяжении
целой печатной страницы идет рассуждение о станционных смотрителях
вообще. Ничего не может быть забавнее этой страницы. С каким добросовестным
вниманием добрый Белкин приступает к своему предмету, как задушевно
он говорит о станционных смотрителях, с каким благородным жаром
ратует против несправедливого мнения о них! Эта страница с первой
же минуты усыпляет читателя и, усыпленного, естественнейшим образом
вводит его в рассказ. Теперь можно без опасений рисовать обманные
деревья, располагая какие угодно фигуры между ветвей: читатель
будет видеть только стволы и ветви. Белкин и переходит простодушно
к повествованию.
Едва только он начал, только успел рассказать, как приехал на
станцию, потребовал чаю и увидал 14-летнюю хорошенькую дочь смотрителя,
- он мельком сообщает незначительную подробность, и ничего не
может быть естественнее способа, каким он сообщает ее. "Тут
он принялся прописывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением
картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали
историю блудного сына: в первой -почтенный старик в колпаке и
шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает
его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами
изображено развратное поведение молодого человека; он сидит за
столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее,
промотавшийся юноша, в рубище и треугольной шляпе, пасет свиней
и разделяет с ними трапезу: в его лице изображены глубокая печаль
и раскаяние. Наконец, представлено возвращение его к отцу: добрый
старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу;
блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного
тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости.
Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это
доныне сохранилось в моей памяти, так же, как и горшки с бальзамином"
и т. д. (1)
Какие картинки висели на стене - это, конечно, мелкая художественная
подробность, назначение которой - дополнить обрисовку дома и его
хозяина; на ней не стоит останавливаться; в дальнейшем повествовании
она, разумеется, не играет никакой роли. - Но я советовал бы всем
изучающим Пушкина принять к руководству двойное правило: слепо,
даже суеверно верить всем его сообщениям - и никогда не верить
его указаниям о цели его сообщений. В рассказе о фактах Пушкин,
можно сказать, принудительно правдив до щепетильности: выдумывать
он не мог, даже если бы хотел, потому что тогда его перо писало
бы плохо - плохие стихи или плохую прозу. Но равно так же он был
неспособен раскрывать до конца или ясно высказывать свои замыслы,
свои постижения и предчувствия - "мечтанья неземного сна",
потому что они и не могут быть выражены ясно; и если бы он пытался
делать это, его стихи и проза были бы плоски. Он сплошь и рядом
утаивает или даже умышленно прячет концы в воду. Описание тех
картинок - вовсе не мелочь: нарисованная в них история блудного
сына и есть искомый тигр "Станционного смотрителя".
Что эти картинки были для него важны по ходу его мысли, тому
есть доказательство. Среди его бумаг сохранилось черновое начало
какой-то повести, оставленное им на четвертой странице. Повесть
эта, судя по хронологическому указанию, имеющемуся в ней ("4
мая 1825 г. произведен я в офицеры"...), едва ли могла быть
приписана Белкину. Из этого-то наброска Пушкин дословно перенес
в "Станционного смотрителя" описание картинок о блудном
сыне. И там их разглядывает в станционном доме проезжий офицер;
но там они - только рядовая и вовсе не самая характерная подробность
среди многих столь же обстоятельно описываемых подробностей станционной
обстановки и скуки, тогда как в нашем рассказе нет речи о долгом
ожидании, и из всей обстановки показана только одна эта деталь.
Тем отчетливее она обрамлена и поставлена на виду; но сделано
это так искусно, как бы ничего и не было; на стене висели картинки,
только всего.
Содержанием этих картин Пушкин формулирует - в нарочито сочном,
немецки-филистерском виде - одно из положений ходячей мысли; и
этому благочестивому обману он в своем рассказе противопоставляет
живую правду.
Начинается правда точь-в-точь как легенда. Там почтенный старик
в колпаке и шлафроке и беспокойный юноша, его сын; здесь - смиренная,
но опрятная обитель, занавески на кровати, горшки с бальзамином;
станционный смотритель, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый,
в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах,-
и его дочь, хорошенькая Дуня, кокетка, легко дарящая в сенях поцелуй
проезжему офицеру. Дальнейшие картины правды, - а Пушкин показывает
их столько же, сколько было на стене: счетом четыре,- нисколько
не похожи на легенду. В притче герой - блудный сын, у Пушкина
- отец, смотритель; и картины повествуют о нем. Картина вторая:
в доме смотрителя на окнах уже нет цветов и все кругом показывает
ветхость и небрежение; сам он за три года превратился из бодрого
мужчины в хилого старика: седой, сгорбленный, глубокие морщины
на давно небритом лице, угрюм и неприветлив, пристрастился к вину,
а блудная дочь, по его собственному рассказу, цветет любовью,
счастьем, богатством. Картина третья: смотритель окончательно
спился, идет из кабака, а мальчишки за ним: "дедушка, дедушка,
орешков!" Наконец, последняя сцена правды, полный контраст
с последней картиною притчи: прекрасная барыня - карета в шесть
лошадей - трое маленьких барчат, кормилица, даже черная моська;
барыня, выйдя из кареты, идет на жалкое кладбище, ничем не огражденное,
без единого деревца, где среди других убогих могил - могила ее
отца, груда песку, в которую врыт черный крест с медным образом;
барыня долго лежит на могиле и плачет, потом идет в село, зовет
священника и дает ему денег на панихиду.
А погиб смотритель не от существенной напасти; важно то, что
погиб он из-за тех немецких картинок. Так, как в этих картинках
рассказана история блудного сына,- так верит смотритель, и потому,
что он верит именно так, ему уже все вещи видятся в неверном свете.
Дуня, бежав с Минским, вышла на путь своего счастия; Минский действительно
любит ее, и она - его, они венчаются, она счастлива, богата, все
пошло как нельзя лучше: если бы ложная идея не застилала глаза
смотрителю, он постарался бы с самого начала узнать о намерениях
Минского, и тотчас успокоился бы, и все было бы по хорошему: он
был бы счастлив счастием Дуни. Но он не хочет, не может видеть
вещи такими, каковы они есть. Кажется, как было не поверить, когда
Минский. разысканный им в Петербурге, искренне сказал ему: "Не
думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе
честное слово"? как было не поверить, когда, ворвавшись в
квартиру Минского, он увидал: "В комнате, прекрасно убранной,
Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды,
сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском
седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные
его кудри на свои сверкающие пальцы"? Но смотритель непоколебимо
убежден, что в немецких картинках изображена универсальная истина,
что офицер, сманивший Дуню, несомненно, поиграет ею и бросит,
- и потому он не видит вещей, впадает в отчаяние и спивается.
Почему ходячая мораль пустила в нем такие глубокие корни? Но такова
его душевная почва, что она более всего восприимчива к банальным
истинам: возможно. что вступительным рассуждением о станционных
смотрителях Пушкин хотел кстати показать неизбежность такого умонастроения.
"Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого
класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда
... ; ... смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые,
склонные к общежитию", и т. д. Станционного смотрителя сгубила
ходячая мораль; сама призрак, ничто, она совершенно реально высасывает
кровь из людей; ее тирания - вот мысль, выраженная Пушкиным в
"Станционном смотрителе". Этот рассказ не формальная
пародия, как "Граф Нулин": здесь самый оригинал (опошленная
людьми евангельская притча) является в психике действующего лица
той силой, которая искажает действительность.
* * *
(1) Стенные картины о блудном сыне были в 20-40
годах по видимому частой принадлежностью станционной обстановки;
может быть, какой- нибудь немецкий коммивояжер развозил по русским
почтовым станциям это произведение немецкой художественной промышленности.
Гр. В. А. Соллогуб в "Тарантасе" описывает комнату на
почтовой станции: "Meжду окон красуются изображения Малек-Аделя
на разъяренном коне, возвращение блудного сына, портрет графа
Платова", и т. д.
|