У Пушкина немало произведений объективных, как "Борис Годунов"
или "Капитанская дочка"; но лучшие его вещи глубоко
автобиографичны, т. е. зачаты им в страстных думах о его собственной
судьбе, когда его личное недоумение, созрев, открывалось ему как
загадка универсальная, когда он постигал вселенский смысл своего
личного и частного дела. Таковы "Цыганы", "Медный
Всадник" и многое другое; и такова же эта маленькая гениальная
драма о Моцарте и Сальери.
Пушкин сам был Моцартом,- в искусстве,- и он знал это; но во
всем другом он был Сальери,- и это он тоже знал, это он мучительно
чувствовал каждый день, потому что его жизнь была очень трудна.
Конечно, дар песен - неоценимое богатство; он сам сказал о себе:
Иная, высшая награда
Была мне небом суждена:
Самолюбивых дум отрада,
Мечтанья неземного сна.
- Но почему же не были ему "суждены небом" и прочие
дары? Другим - удача во всем и легкая жизнь, богатство, красота,
успех у женщин: тоже сладкие дары и тоже данные даром. Что за
произвол в раздаче и какая возмутительная, какая оскорбительная
несправедливость! Но ведь он сам, Пушкин,- носитель такого же
дарового дара? Да,- и тем хуже. Может быть, Пушкин вспоминал Катенина
(в Сальери решительно есть черты Катенина ); Пушкин и свой дар
рассматривал как частный случай общей несправедливости.
Так, мне кажется, родилась в нем идея "Моцарта и Сальери".
Случайному или произвольному определению "неба" человеческое
сознание противопоставляет свой закон,- закон справедливости,
или, что то же, разумной причинности. "Моцарт и Сальери"
есть трагедия причинно мыслящего разума, осужденного жить в мире,
где главные события совершаются беспричинно; и Пушкин, сам обязанный
своим лучшим достоянием беспричинному выбору, выступает здесь
истолкователем и адвокатом протестующего сознания. В мире царит
Судьба: разум, восстав против нее, конечно, будет раздавлен, потому
что Судьба всемогуща, но разум не может не восставать, в силу
самой своей природы. Кто застигнут несправедливостью Судьбы, тот
либо разобьет себе голову о стену, либо, как обыкновенно и делают
люди, обманет себя размышлением, что здесь - однократная Случайность,
что в общем жизнь все-таки совершается причинно, и что поэтому,
как только случайность исчезнет, все опять пойдет закономерно.
Именно так рассуждает у Пушкина Сальери. Он слишком уверен в нормальности
разумного порядка; всякий другой порядок бытия кажется ему настолько
нелепым и невероятным, что он просто не хочет допустить такой
возможности; оттого он убивает не себя, а Моцарта, чтобы с устранением
этой чудовищной аномалии восстановился правильный ход вещей.
Это, действительно, мировая трагедия. Трудно, невыносимо человеку
примириться с роком. В нашей жизни явно действует не один, а два
закона: наши целесообразные усилия основаны на законе причинности,
но наперекор им и ей в мире царит судьба, в миг разрушающая и
созидающая, произвольно дарящая и отнимающая. Какому же закону
довериться? Сложить руки и ждать всего от судьбы, или, наоборот,
утвердиться в причинности разума и строить безоглядно, стараясь
забыть о страшных возможностях? Толпа живет под обоими законами,
не сознавая этой двойственности, поминутно отдаваясь то одной,
то другой волне; но в коллективном сознании человечества вопрос
издревле ставился с полной отчетливостью и всегда был решающим.
Например, в религии он гласил так: спасается ли человек своими
заслугами, или благодатью, помимо заслуг?
Пушкин, разумеется, не притязал на решение вопроса; здесь, как
и в других подобных случаях, он только показывает, только вскрывает
противоречие в его всеобщности и глубине. В пьесе одно действующее
лицо,- Сальери, потому что Моцарт не действует - он только есть.
Сальери действует в пьесе (убивает Моцарта), потому что действие,
целесообразная активность, есть вообще его стихия, тогда как Моцарт
- как бы пассивное орудие небесных сил. Это одна из заветных мыслей
Пушкина, обычный у него контраст: действовать - земное, от ущерба
или греха; небесное же (красота, совершенство, избыток) - пассивно,
неподвижно, не стремится и потому не действует. Сальери всю жизнь
действовал, он и в драме действует; у Моцарта нет биографии, и
мы ее не узнаем в драме, а биографию Сальери узнаем, чтобы видеть
последовательность его усилий. Сальери сам не сознает, что явление
Моцарта для него - не только вопрос об искусстве или о славе:
здесь для него поставлен на карту самый смысл существования, ибо
если признать явление Моцарта законным, то все прошлое деятеля
Сальери оказывается глупостью, а будущего у него вовсе нет. Сальери
с ранних лет поставил свою жизнь на почву человеческого, последовательного
созидания; для него история - прогресс, и в частности музыка развивается
прогрессивно, в силу целесообразной человеческой деятельности.
Такому же честному труженику, как он, Сальери не позавидует; напротив,
наличность таких же радует его, потому что самым фактом своего
делового усердия они укрепляют в нем его жизненную основу, его
уверенность в творческой силе сознательных действий.
Я счастлив был - я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.
Это - нормальный прогресс искусства и заслуженный, понятный успех
его деятелей. И вдруг является Моцарт, как молния с неба. Не то
страшит Сальери, что Моцарт превзойдет его славою, но Моцарт -
явно гений, больше, чем он, и гений, не заработавший своей гениальности.
Что же это? Значит в мире есть еще и второй закон, кроме закона
понятного и освящаемого разумом, и Моцарт - гений по второму закону?
Сальери не может допустить мысли, что такой закон существует;
существует только один закон - приобретения по заслугам, иначе
мир - хаос и ужас, и жить нельзя. Важно заметить, что, по Пушкину,
Сальери непоколебимо уверен в своей гениальности. Он - гений,
и этим он обязан самому себе. В этой мысли Сальери - великая гордыня,
крайнее самоутверждение человека. Сальери убивает Моцарта, чтобы
устранить двойственность из мира и восстановить единовластие того
разумного закона, которому он доверился сызмала и которому обязан
всем; он убивает в сущности не Моцарта, а Бога ("небо")
и спасает не себя, а человечество в его целесообразном труде.
Я избран, чтоб его
Остановить,- не то мы все погибли.
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой.
Эти слова в устах Сальери - не софизм, это - его настоящая мысль.
Непонятно, чудовищно на минуту нарушен закон: ему, Сальери, выпал
тяжкий жребий устранить нарушение, чтобы опять водворился правильный
строй, где высшие блага даются справедливо, по заслугам. Он ставит
вопрос широко: прочен только прогресс, достигаемый планомерностью
человеческих усилий, небесные же озарения минутны, как молния.
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет!
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим.
Он несколько занес нам песен райских.
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Мысль не новая, никогда не умирающая! Нам невозможно доверяться
капризам неба; человек должен взять свое дело в свои собственные
руки и строить хотя медленно, но верно.
Он должен совершить убийство, и убить ему сравнительно легко,
потому что он Моцарта не чувствует, как личность. На такого, как
он сам, "жреца, служителя музыки", у него верно не поднялась
бы рука, потому что человек для него - только геометрическая точка
целесообразных усилий; где он видит накопление таких усилий, там
для него - человек, где таких усилий нет,- там марево, тень человека.
Таков в его глазах Моцарт: призрак, залетный херувим, но только
не живая личность. Пушкин тонко отметил это,- умолчанием, полным
отсутствием в Сальери личной жалости к Моцарту. В длинном монологе
Сальери, когда он решает отравить Моцарта, нет ни одного слова
сожаления о друге и человеке, о цветущей жизни, которую он готовится
разрушить. В конце пьесы, слушая Реквием, Сальери плачет не о
Моцарте, а о последней "райской песне", которая сейчас
должна смолкнуть; и по уходе уже отравленного Моцарта - ни слова
сожаления о нем, но жестко-равнодушное вдогонку:
Ты уснешь
Надолго, Моцарт!
Этим убийством Сальери думает только поправить случайную ошибку
Бога, потому что в целом, по его мысли, Бог стоит, конечно, за
правильный порядок, т. е. за последовательное нарастание причин
и следствий, усилий и достижений. Иначе Сальери не способен мыслить;
для него Бог - санкция человеческого разумения, и Провидение тожественно
с закономерностью. Другими словами, он самого себя, свой разум
признает Богом, т. е. Бога собственно отрицает; поэтому я и говорю,
что, убивая Моцарта, он тем самым убивает в себе Бога.
Эта драма есть драма об одном Сальери, Моцарт же - только искра,
от которой загорается пламя, освещающее для нас душу Сальери.
Таков излюбленный прием Пушкина: взять душу готовую, вполне насыщенную,
поднести к ней извне соответственную частицу бытия, и сразу накопленный
в ней жар вспыхивает пожаром, и мы с изумлением видим (о чем раньше
никто бы и не догадался), какая страсть назрела в этой душе и
как эта страсть была сильна. Таков и Герман в "Пиковой даме".
В "Моцарте и Сальери" Моцарт играет только служебную
роль, и таким Пушкин изобразил его. Моцарт должен быть полярно
противоположен Сальери в том, что составляет сущность Сальери.
Если Сальери олицетворяет собою человеческое самоутверждение,
то Моцарт должен быть весь олицетворением небесных сил. Таким
он и представлен в драме. Пушкин по себе знал, как много серьезного
в душе гения, как много скорбного в его жизни, как много труда
в его творчестве. Но все это в Моцарте скрыто от нас; он повернут
к Сальери и к нам своей небесной стороной: беспечный в жизни,
бессознательно или шутя создающий гениальное в искусстве. Он творит
не потому, что трудится творить, как Сальери, а единственно потому,
что он "с волей небесною дружен". Его небесную природу
Пушкин разоблачает еще иначе: Моцарт бессознательно знает и близкую
свою смерть, и в Сальери - своего убийцу, о чем он сознательно,
конечно, не смеет и мыслить, Его душа открыта и ведению неба,
как звукам небесным. Он, можно сказать, максимально небесен из
всех людей, каких мог бы встретить Сальери, и потому его явление
- наиболее резкий вызов существу Сальери, какой только возможен.
Только при встрече с таким явлением душа Сальери должна дать полную
реакцию, в которой она и раскрывается до дна.
Пушкин внес много тонких черт в противопоставление Моцарта и
Сальери. Их коренное различие в том, что Сальери чувствует себя
"служителем искусства", а Моцарт чувствует себя "сыном
гармонии". Для Сальери искусство - суровый и властный господин,
награждающий за труд и по заслугам; искусство - вне его; он в
поте лица трудится для искусства, как вернейший раб, и ждет, что
за усердие господин наградит его:
Быть может, посетит меня восторг
И творческая ночь и вдохновенье.
Другого отношения к искусству он не понимает; оттого он каждого
из своих товарищей оценивает в меру его усердия и полезности для
общего дела, оттого и о Моцарте он ставит кардинальный вопрос:
"Что пользы в нем?", т. е. для искусства. Моцарт не
извне служит музыке, но она органически в нем, или он - в ней;
он вовсе не служит ей и не ждет от нее даров, она как бы изнутри
и помимо воли внушается ему:
Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две-три мысли
Сегодня я их набросал.
Сальери живет для искусства, а для Моцарта творчество одно из
естественных проявлений его жизни, притом - из приятнейших; Сальери
говорит о нем: "Гуляка праздный", а он сам называет
себя: "Счастливец праздный", да и не себя одного, а
всякого музыканта, потому что иначе он не может представить себе
жизнь в музыке, как только радостным цветением души в созвучиях.
Кто из них прав? Правы оба, хотя по-разному. Человек, как обитаемая
им земля, не только вращается вокруг своей собственной оси (Сальери),
но и несется в пространстве по далекой орбите. Наша планета гармонично
сочетала в себе оба движения - почему же в человеческой душе не
координировались разум и судьба? И вот, есть два судилища: пред
судом разума прав Сальери, но явление Моцарта - живая красота
- вовсе не подлежит этому суду. В легенде о Фрине, обнажившейся
пред судьями, есть вечная правда.
Целый ряд положительных заявлений Пушкина свидетельствует о том,
что в драме он видел не очную ставку характеров, а их действенное
раскрытие. Все свои драматические опыты Пушкин строил по одному
- по Шекспировскому плану: господствующая страсть характера доводится
на глазах зрителей до предельного напряжения, и тогда вспыхивает
пожаром, испепеляя и своего носителя, и часто все, что в ту минуту
близко к нему. Нарастание страсти и, как результат его, разрушительное
действие вовне - таково, по Пушкину, содержание драмы. И этот,
же план проведен в "Моцарте и Сальери".
Но как раз "Моцарт и Сальери" наглядно показывает,
что фокусом драмы являлась для Пушкина не сама страсть героя,
как индивидуальное и конкретное нечто: мысль Пушкина была устремлена
в глубину этой страсти, в ее универсальный, символический смысл.
Его Сальери - действительно герой, потому что действует не за
себя только, но отстаивает дело всего человечества. В этой тяжбе
человека с Богом открываются неисследимые глубины. На что собственно
притязает Сальери? Ведь и все, что в нем есть,- "небесного"
происхождения; самая жизнь его - дар неба, и музыка - дар неба;
говоря: "Родился я с любовию к искусству", он говорит
о небесном даре, и воля его к планомерной деятельности в искусстве
питается из тех же тайных родников. Он живет в небесной стихии,
ею дышит, ею и в ней созидает; у него нет ничего своего. Небесен
и разум, которым он организует стихию. Но здесь он и ставит предел:
"Разум - не только твой, но и мой. Пусть все элементы, из
которых я строю, - твои, план и деятельность принадлежат мне,
и ты не должен вмешиваться в мою творческую работу". Ему
предносится ослепительное видение - как человек из бедного материала,
дарованного ему небом, сам, своим собственным "усильным,
напряженным постоянством", создаст свое могущество и красоту.
Мы - чада праха, наши желания пока бескрылы, но мы вырастим себе
крылья, только бы небо не мешало нам своими капризами. Так в Сальери
воплощается человеческий идеализм, идеализм культуры. Богу отводится
роль поставщика материалов и орудий,- строителем хочет быть сам
человек.
Это гордое самоутверждение человека, этот бунт против неба Пушкин
довел в Сальери до крайней черты, когда мятежное настроение, созрев,
разражается действием, активным противодействием верховной силе
- убиением ее посла. И Сальери, совершив поступок, содрогается;
мы чувствуем, что он убил и самого себя. Иррациональное в нем
самом, небесный состав его целостного духа возмущен узурпацией
рассудка, и личность погибнет, не вынеся этого разлада.
В общем культура, разумеется, не так активна, не столь ясно сознает
свой принцип. Богоборчество культуры против стихии скрыто, оно
редко выступает наружу. Так и Сальери прожил долгие годы в упорном
самоутверждении, но невинно с виду, до появления Моцарта,- и,
не явись Моцарт, Сальери дожил бы свою жизнь, ни разу явно не
восстав против неба, хотя и ослушный ему во всем.
Нелепо говорить о его неправоте: он только близорук и непрактичен,
он сам обрек себя на гибель. Но как же быть? Не создавать культуры
самочинно и последовательно, а ждать посланцев свыше, ждать небесных
даров? - Если бы мы даже решили так, нам невозможно прозябать
в бездействии; не в нашей власти заглушить наш разум - он нудит
нас творить. Культура неизбежна, культура законна; Пушкин никогда
не отвергал ее по существу. Но он знал, что верховная власть принадлежит
иррациональному началу, о чем на казнь себе и людям забыл Сальери.
|