Когда-то Достоевский сказал: "Дайте русскому школьнику,
ничего не знающему в астрономии, карту неба, и он на второй день
принесет вам ее исправленной".
Эта характерная для нас, русских, черта всего резче выявилась
в славянофильстве как цельном мировоззрении относительно спасительной
роли России и ее превосходстве по сравнению с западными народами.
"Россия покорит мир своими порядками", - восклицал
Кошелев.
"Мы вынесем из Европы шестую часть мира... Зерно будущего
развития человечества. Россия может сделаться орудием Провидения",
- писал Шевырев, противопоставляя Россию "гнилому Западу".
"Моему отечеству суждено явить миру плоды вожделенного вселенского
просвещения и освятить западную пытливость восточной верой",
- с той же самонадеянностью писал и Погодин.
Еще резче ту же мысль выражали Краевский, Киреевский, Одоевский,
Аксаков и другие славянофилы. "Народ-богоносец", - кратко
заявлял Аксаков. "Могущество сил, уделенных нам Провидением,
так огромно, что его хватило бы не только на наше собственное
усовершенствование, но и на то, чтобы влить в человечество целый
мир новых идей, оздоровить Запад и спасти его. Будет русское завоевание
Европы, - писал Одоевский, - но духовное, ибо один русский ум
может соединить хаос европейской учености, отрясти прах всех авторитетов
и превзойти их".
Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других
народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу
есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей
страны - спасти Запад и человечество, прийти им на помощь.
Все это говорилось убежденно и искренно. "Русский школьник"
в лице славянофилов, только что кое-чему научившийся у Запада,
уже третировал его и, в своем лице, бедную, темную, крепостную
Россию возводил на роль учителя и спасителя "прогнившего,
запутавшегося в своих умствованиях" Запада.
Эта картина достойна внимания. О ней не мешает вспомнить и теперь,
ибо славянофильство в различных формах не умирало и живет до сих
пор. Теперь же оно в особой моде.
Говоря это, я имею в виду прежде всего большевизм наших дней,
а косвенно и значительную часть нашей революционной демократии.
Разве большевизм не представляет того же славянофильства наизнанку?
Вглядитесь в его идеологию, прислушайтесь к его фразеологии, к
статьям, заданиям и речам большевиков и вы не можете не поразиться
полным его сходством с основным содержанием славянофильства. "Русская
революционная демократия - передовой авангард мирового социализма".
"Мы застрельщики революции".
"Мы должны прийти на помощь западно-европейскому пролетариату
в его борьбе с империализмом. Мы должны помочь ему".
"Мы показали, как следует бороться за мир и вести классовую
борьбу. Пусть наши западные товарищи поучатся у нас".
"Мы должны спасти мир от войны и мы его спасем". "Пусть
знает западный пролетариат, что в своей борьбе он может рассчитывать
на наш опыт, уменье, волю и полную поддержку".
Эти гордые фразы - обычны в устах большевика. Ими грешила и значительная
часть нашей революционной демократии.
Опьянев от удачи, возомнив себя и в самом деле "авангардом
и передовым отрядом мирового социализма", мы, подобно славянофилам,
уверовали, что и впрямь мы спасители человечества, что западный
пролетариат может рассчитывать на нашу великодушную поддержку,
что мы милостиво готовы учить его и не отказываемся принять на
себя великую миссию спасения человечества от войны и от всех зол
империализма.
Уверовав в сие, мы гордо обратились с воззваниями к "народам
мира" и послали на Запад аргонавтов искать и добывать мир
всему миру. Больше того. Согласно формуле Ленина, Россия уже переросла
формы демократической республики. Она, по его мнению, может претендовать
на большее: на правительство типа Парижской Коммуны. Запад еще
не дорос до правительства, состоящего из социалистического большинства,
а мы уже требуем диктатуры пролетариата. "Омещанившийся"
Запад никак не додумался до явочного установления мира, мы додумались.
Обуржуазившаяся западная демократия не посмела провозгласить и
осуществить теперь же "беспощадную войну до победы над капиталом".
Большевики додумались. Они со смелостью "передового авангарда"
изо дня в день провозглашают беспощадную войну крестьян с помещиками,
рабочих с капиталистами и революционной демократии - с мировым
империализмом.
Империалистический Запад не в силах восстановить Интернационал.
Мы смело беремся за эту задачу.
Что же все это, как не славянофильство наизнанку? Разве нет здесь
того же самомнения, которое было у славянофильства? Разве не идет
здесь речь о той же провиденциальной роли России, которую вели
и славянофилы? И кто это говорит? Марксисты, большевики, всегда
упрекавшие народников в симпатии к славянофильству и требовавшие
выварки России в фабричном котле.
Когда видишь, как маленькие, ничем не одаренные, ничего не давшие
человечеству люди надевают на себя тогу спасителей мира, когда
свихнувшиеся российские интеллигенты Луначарские и Троцкие, Ленины
и Зиновьевы и, еще хуже того, люди, подобные Поссе, всю жизнь
блуждавшие в трех соснах, выступают в роли чуть ли не Спартаков,
сиречь помазанников и избранных вождей мира, когда видишь, как
темный, до 80% своих членов безграмотный, а в остальной части
- едва умеющий читать и писать российский пролетариат, не имеющий
опыта борьбы, под гипнозом революционной фразеологии всерьез начинает
думать, что он и впрямь "передовой, самый просвещенный и
самый лучший отряд Интернационала", - когда видишь все это,
невольно вспоминаются славянофилы и "русский школьник"
Достоевского...
Когда же на митингах и в газетах слышишь эти речи и теперь -
теперь, когда революция бьется в судорогах истощения, когда Россия
гибнет от темноты, невежества, дикости, неуменья жить и неуменья
созидать, когда жизнь наносит удары за ударом и показывает всю
нашу отсталость, невольно становится досадно, становится неловко
и за нашу революционную демократию, и за ее "вождей"
перед западными собратьями и товарищами.
Если в прошлом претензии славянофилов едко были осмеяны рядом
лиц и в особенности Чаадаевым, то что же могут сказать о нас западные
вожди социализма и западный пролетариат.
Не вправе ли они повторить по нашему адресу слова великого Чаадаева:
"Одинокие в мире мы (русские), ничего не дали миру, мы не
внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали
прогрессу человеческого разума и все, что нам досталось от этого
прогресса, исказили... Нам, русским, не достает последовательности
в уме и мы не владеем силлогизмом Запада... Мы растем, но не созреваем,
движемся вперед, но по кривой линии, которая не ведет к цели,
мы подобны детям, которых не приучили правильно мыслить".
Не вправе ли будут западные товарищи, подобно Чаадаеву, и теперь
сказать о нас: "Мы, русские, не принадлежим ни к одному из
великих семейств человеческого рода, мы не принадлежим ни к Западу,
ни к Востоку. У нас нет традиций ни того, ни другого, и мы не
затронуты всемирным воспитанием человечества". Не могут ли
они повторить и о нашей революции то же, что говорил великий западник
о нашей истории: варварство, грубое невежество и свирепое и унизительное
владычество искаженных и дурно понятых идей Запада.
Они вслух этого не говорят, ибо они достаточно воспитаны. Но
дипломатичный и любезный отказ их идти на Стокгольмскую конференцию
после проявления бессилья и неорганизованности нашего "передового
авангарда" не есть ли молчаливый, но красноречивый приговор
их над нами?
|