В ряду многих фактов, характеризующих психическую жизнь дикарей,
известен факт фетишизма слов - верование в тождество слова с предметом,
им обозначаемым, - верование в магическое действие слов, формул
и заклинаний. Фоссе говорит, что для древних ассиро-вавилонян
"имя и предмет означало одно и то же", "упомянуть
о желаемом - значит породить его, сказать о несчастье - значит
вызвать его". Отсюда произошли молитвы, заговоры и заклинания.
На этой же стороне первобытной психологии основаны и такие явления,
как былые споры никонианцев и раскольников из-за слова Иисус или
Исус, как недавний бунт афонских "имяславцев"...
Этот фетишизм слов красной нитью проходит через всю умственную
историю человечества... и, по-видимому, он не исчез и до сих пор.
Наша революция дает достаточно примеров своеобразного, преломленного
сообразно требованиям времени фетишизма слов.
Первым его проявлением служит факт словесной гипертрофии в нашей
революции. Слов и фраз в ней - океаны. Льются и льются они без
конца и, что главное, из-за слов люди забывают самое дело. Слова,
подобно ассиро-вавилонянам или бушменам, принимают за дело.
Производство слов в виде сотен тысяч резолюций идет полным ходом.
Как будто вся суть в том, чтобы состряпать лишнюю резолюцию. Пока
ее нет - мы волнуемся, спорим. Готова она - мы успокаиваемся.
Со вздохом облегчения говорим: "Слава Богу, дело сделано".
Каково будет ее влияние - это нас не заботит, это мы считаем делом
десятым. Так было до сих пор, так продолжается и ныне... Это ли
не своеобразный фетишизм слов, вера в магическое влияние резолюции?
Далеко ли ушел этот словесный фетишизм от фетишизма жителей Таити
или австралийских негритосов?
Еще резче он проявляется во многих ходячих лозунгах. Казалось
бы, для всякого сознательного человека те или иные лозунги постольку
имеют смысл, поскольку они ведут к тем или иным практически важным
результатам. Теперь мы согласимся, что едва ли следовало драться,
сжигать других и быть сжигаемыми из-за того, Иисус или Исус будет
правильным именем Христа. Но не похожи ли на это многие лозунги
современности? Пример.
Большевики и "левые" эсеры требуют немедленной передачи
теперь же всех земель в ведение земельных комитетов. Из-за этого
требования они готовы немедленно свалить правительство и звать
к погромам.
Не будем спорить по существу. А учтем следующее:
1) Большая часть помещичьих земель фактически в руках крестьян.
2) Поля уже засеяны. Жатвы сняты.
3) До Учредительного собрания осталось полтора месяца, в течение
которых никаких фактических выгод крестьянам не даст формальная
передача земель земельным комитетам.
Следовательно, практически сейчас этот лозунг не дает ничего.
Окончательно же вопрос будет решать Учредительное собрание. Иными
словами, лозунг, на деле лозунг формальный и, как таковой, бесплоден.
Казалось бы, в силу этого нет резонов сотрясать из-за него небо
и землю, свергать власть, разгонять предпарламент и поносить всех
инакомыслящих буржуями и капиталистами.
На деле же мы видим обратное.
Гг. большевики и иже с ними готовы из-за него, как раскольники
за слово Исус, погубить весь мир или вызвать "трус, потоп,
огонь и меч".
Это ли не фетишизм слов? Далеко ли такая тактика ушла от "тактики"
бушмена или тотентота?
То же видим мы и на требовании отмены смертной казни. Само по
себе такое требование законно и справедливо. Но оно обязывает
к большому - к борьбе не только со смертной казнью, налагаемой
государством, но к борьбе со всякой смертной казнью, как производимой
отдельной личностью, так и толпой.
Что же мы видим? Большевики выходят из себя, протестуя против
смертных приговоров, революционных судов, которых едва ли вынесено
более десятка, а эти слова не говорят и ничуть не протестуют против
смертных казней, чинимых толпой в форме самосуда. А их уже насчитываются
тысячи. Вешают людей за измену супругу. Забивают людей насмерть
из-за кражи. Зарывают в землю из-за пустяков. Расстреливают за
"здорово живешь". И делают это частенько сами же большевики.
Сколько смертных казней вынесли они 3-5 июля над неповинными людьми!
Сколько их произведено их эпигонами в Астрахани" в Нижнем,
и в десятках других мест.
Почему же гг. большевики, кичащиеся своим требованием отмены
смертной казни, не добиваются отмены этих форм убийства, и почему
они и иже с ними так легко сами выносят смертные приговоры? Чисты
ли руки их самих?
Или они и здесь копируют мораль бушмена, гласящую: "если
я украду чужую жену - это добро, если украдут мою - это зло".
В перефразировке это гласит: "если другие выносят смертные
приговоры - это зло, если мы сами это делаем - это добро".
Нет! Гг. большевистские моралисты! На такой морали вы далеко
не уедете. И по существу, и по форме этот пример дает новую иллюстрацию
словесного фетишизма, царящего в наши дни.
Или взять знаменитую формулу мира: "без аннексий и контрибуций,
на основе самоопределения народов". Многие ли отдают отчет
в ее противоречивости? Есть ли в ней определенное конкретное общезначимое
для всех содержание? Многие ли из употребляющих ее понимают хотя
бы общий ее смысл?
А между тем - она на устах у всех. Мозолят ее так и этак. Готовы
из-за нее отшвырнуть всю союзную демократию; не без ее помощи
во многом расстроили армию и т. д.
Если бы словесного фетишизма не было - такие явления были бы
невозможны.
И так всюду. Вникните в массовую психологию. Посмотрите, какое
сакраментальное значение приобрели в ней слова: "интернационал",
"пролетарий", "буржуй", "империалист"
и т. д., вглядитесь, что люди делают и какие ужасы творят из-за
этих слов, большей частью неправильно понимаемых ими, и тогда
поймете, что революция полна словесным фетишизмом, что современный
большевик в этом смысле - новое издание первобытного негритоса,
а его психология хранит все черты первобытной психики...
Когда-нибудь в будущем явится новый Тейлор. То-то богатый материал
соберет он из революционной психики нашего времени для доказательства
жизненности атавизмов и бессмертия первобытных навыков...
А историк - не человеческого прогресса, но - человеческой глупости,
напишет, вероятно" целый том "Истории человеческой глупости"
на основе материала, данного революцией.
|