Происходящая на наших глазах борьба социальных групп представляет
чрезвычайно любопытное зрелище для теоретика социологии. Любопытное
и в то же время весьма поучительное. Жизнь дает прекраснейший
материал для проверки социологических теорий, в особенности для
проверки правильности марксистского учения о классовой борьбе
и классовом делении общества.
Наблюдая происходящие вокруг нас события, можно дать вполне определенный
ответ на вопросы: исчерпывается ли история одной борьбой классов,
исчерпывается ли общественная дифференциация делением на классы
и суть ли последнее основная и главная линия общественного водораздела?
Жизнь отвечает на эти вопросы, и отвечает отрицательно. Она говорит:
общественная борьба не исчерпывается борьбой классов; линии общественного
водораздела не исчерпываются делением общества на классы. Помимо
этого деления группировка общественных сил происходит по ряду
других оснований и других критериев.
Если вникнуть в смысл совершающихся событий и попытаться схематически
изобразить основные принципы, играющие роль в данной борьбе социальных
сил, то можно утверждать, что в данный момент происходит, по меньшей
мере, борьба трех принципов общественной дифференциации: принципа
классового, принципа государственного, принципа национального.
Таковы те три основных стержня, вокруг которых происходит современная
борьба и взаимным действием которых вызваны современные события.
Так ли это в действительности?
Если бы в данное время играл роль только принцип классовой борьбы,
то картина событий должна была бы быть решительно иной. Междугосударственная
борьба, в виде войны, в этом случае не должна была бы иметь место.
Не объяснимы, с этой точки зрения, и сотни проявлений национального
принципа (Украина, Польша, Чехия, Финляндия, Македония и т.д.),
которые даны, которые неоспоримы. Если бы классовой борьбой исчерпывалась
борьба общественных групп, то сейчас мы должны были бы иметь лишь
повсеместное восстание трудовых классов против буржуазии и правящих
кругов, мировую социально-политическую революцию, подобную той,
о которой говорят нам большевики, а не то, что мы видим в действительности.
Действительность же весьма убедительно показывает, как в сферу
действия классового принципа врезывается государственный принцип
и парализует влияние первого. По классовой теории рабочий класс
Англии, Франции, Германии, Австрии, России и др. стран должен
был бы очутиться в одном лагере, а буржуазия этих стран в другом,
в противоположном. Увы! Ничего подобного нет. Плохо ли это или
хорошо - вопрос другой. Но одно ясно и несомненно: рабочие германской
коалиции оказываются в противоестественном союзе с ее буржуазией,
рабочие союзных стран - в союзе со своими капиталистами. Само
собой понятно, союз этот не полный, союз этот временный. Но все
же это союз социально-важный, ибо он не останавливается даже перед
войной рабочих одной коалиции с рабочими другой.
Вот этот-то факт и достаточен, чтобы утверждать, что классовая
борьба оказалась депрессированной борьбой государственного начала.
Влияние первой оказалась частично парализованным. В силу этого
и линия общественного водораздела оказалась не единой, проходящей
по руслу классового деления, а двойной, проходящей по руслу государственной
группировки человечества. Последняя линия, идя по направлению
иному, чем первая, сплошь и рядом сумела исказить траекторию классовой
линии, и в итоге, при совместном действии, они дали картину современной
борьбы общественных сил, не сводимую ни к тому, ни к другому из
этих принципов.
Само собой разумеется, что принцип классовой борьбы, несомненно
данный в истории, не мог быть целиком поглощенным принципом государственным.
Он живет, он проявляется, он, в свою очередь, парализует и искажает
линию государственной группировки и мешает и тормозит полному
проявлению аффектов последней. Образцами такого действия классового
принципа служат: борьба за мир, начатая трудовыми классами, борьба
последних против капиталистов, данная в каждой стране, борьба
против захватов, аннексий и контрибуций, диктуемых государственным
началом, и т. д., и т. д.
Но группировка общественных сил не исчерпывается и этими принципами.
В сферу их взаимного взаимодействия врывается новая сила, новый
принцип, еще более усложняющий картину событий, придающий им еще
более причудливые очертания. Я разумею так называемый принцип
национальный.
Это совершенно особая линия водораздела, не сливающаяся ни с
линией классового, ни с линией государственного деления общества.
Наряду с последними он выступает самостоятельно, вступает в союз
то с одним, то с другим, парализует то действие первого, то действие
второго.
Примером и подтверждением может служить украинское движение.
Оно частично враждебно и государственному, и классовому принципу.
В самом деле, оно по своей природе антагонистично государственному
началу. Оно идет вразрез с государственными интересами России
и даже Австрии. Оно пытается изменить линию государственного водораздела,
бывшую до сих пор, и дать новую, решительно отличную от бывшей
и стремящейся конкретно выразиться в линии самостийной Украины,
составленной из украинцев России и Австрии. Первых оно отрывает
от России, вторых - от Австрии. Таким образом, острым ножом вклинивается
национальный принцип в события, диктуемые принципом государственным,
перемешивает карты и в итоге дает новую картину, отличную от той,
которая была бы без его влияния.
Частично враждебен этот национальный принцип и классовому. В
один лагерь он объединяет классы антагонистичные: пролетария и
капиталиста, малоземельного крестьянина и агрария-помещика. В
украинском движении участвуют не только трудовые классы, но едва
ли не в большей степени классы аграриев, толкаемые на этот путь
своими чисто эгоистическими соображениями.
Сказанное об украинском национальном движении применимо и ко
всем прочим национальным стремлениям.
Внешним и общим показателем этого частью подпочвенного, частью
открытого национального течения служит формула "национального
самоопределения", выдвинутая на сцену истории. Такая формула,
конечно, не является требованием классового учения. С точки зрения
последнего, при его логическом проведении до конца не приходится
говорить ни о каком национальном самоопределении. Для него есть
и даны только классы, а нет ни государств, ни национальностей.
Для него этих вертикальных перегородок не должно быть, а есть
только горизонтальные классовые перегородки.
Но логика жизни иная. И эта логика властно диктует свои приказы.
И эти приказы приходится осуществлять.
Таковы те основные линии общественного водораздела, по которым
текут события нашего времени. Ими объясняется та причудливая картина
борьбы общественных сил и поведения социальных групп, зрителями
и участниками которой мы являемся. Ими объясняются те факты общественных
"притяжений" и "отталкиваний", которые мы
наблюдаем. Ими объясняются та невыдержанность поведения и целых
групп, и отдельных лиц, которая дана.
Да и какая выдержанность возможна, если один принцип (например,
государственный) толкает индивида А и группу В в одном направлении,
(в направлении резко враждебном к противоположному воюющему государству),
другой, классовый, толкает в направлении ином (к солидарности
к трудовым классам воюющих государств и к борьбе против своей
и чужой буржуазии), третий, национальный, толкает в третьем направлении
(к солидарности со всеми лицами своей национальности и к враждебности
и к классовой, и к государственной группировке сил, поскольку
они мешают воплощению в жизнь национального начала).
Индивид или группа в таких условиям похожи на шар, которого игрок,
называемый историей, ударит то с одной стороны, направляя его
по пути классовой борьбы, то с другой - по пути государственной
борьбы, то с третьей - по пути национального начала. И движется
шар то туда, то сюда. Не дойдя до одной цели, внезапно изменяет
направление, стремясь к другой, и, не достигнув ее, новым ударом
отбрасывается в третью сторону. И вычерчивает в итоге пути, в
которых "сам черт ногу сломит".
Такими же шарами являются теперь люди, группы, классы и народы.
Одна сила толкает их по одному пути, другая - по другому, третья
- по третьему. Ни одна из сил не хочет уступить другой. Каждая
тащит людей в разные стороны. Отсюда пестрота и сложность совершающихся
событий. Отсюда их "нелогичность". Отсюда те взаимные
трения, неожиданные конфликты и неожиданные соглашения, которыми
жизнь угощает нас каждый день.
Поистине картина, достойная внимания теоретика. Другой вопрос
- хороша ли она для участника событий. Едва ли можно сомневаться
в том, что она сплошь и рядом ставит его в затруднительное положение.
Сплошь и рядом ему приходится решать, какой принцип, из указанных
трех принципов, выбрать и каким пожертвовать. Задача эта нелегкая.
Решать ее мы не беремся здесь. Скажем только, что в таких случаях
лучшим критерием является тот, который исходит из принципа самоценности
личности, обратной стороной которого является принцип общечеловечности.
Этот критерий наивысший. Все остальные - ценности второго порядка.
|