- Отправленное в отставку Правительство Примакова считало одним
из главных своих достижений тот факт, что была достигнута экономическая
стабилизация, страну удалось удержать от гиперинфляции. Что вы думаете
об этом?
Алексей Михайлов: Стабилизация в экономике достигнута за счет
того, что перестали удерживать рубль и пустили его в «свободное плавание»
для выхода на новый равновесный уровень. При этом не индексировалась зарплата,
обесценились долги бюджета по зарплате и оказалось возможным их сократить.
Ну, а то, что реальная зарплата упала на 42%, (март 1999 к марту 1998)
- в этом виновато, конечно, предыдущее Правительство. «Заслуга» Правительства
Примакова только в том, что оно не вмешивалось в экономические процессы,
не делало почти ничего для того, чтобы смягчить удар кризиса по населению
России. В общем, плыло по течению …
- Но Правительство заявляло, что экономический рост наблюдается на
протяжении последних 6 месяцев...
Сергей Дон: Это - не экономический рост, а структурные изменения
в экономике. Весь «рост» происходит за счет импортозамещения в результате
падения рубля в 4 раза и удешевления российских товаров. Но этот «рост»
- чисто временное явление, так как он происходит на фоне сокращения конечного
спроса в экономике. Все его элементы резко упали.
Судите сами. Реальная зарплата сократилась на 42% (март 1999 к марту
1998), розничный товарооборот - на 15% к докризисному уровню, инвестиции
упали на 10% (1 квартал 1999 к 1 кварталу 1998),
экспорт уменьшился на 2 млрд.долл. в месяц (20%, начало 1999
к
началу 1998).
Этот «экономический рост» неминуемо натолкнётся на резко снизившиеся
спросовые ограничения не позже осени 1999 года и прекратится.
- Да, Но Правительство говорило о том, что ему удалось добиться
сокращения задолженности по зарплате…
Алексей Михайлов: Задолженность стала сокращаться только после
того как долги обесценились в 2-3 раза (по внутренним ценам, в долларах
- вчетверо). Конечно, за счет полученных инфляционных доходов несколько
сократились обесценившиеся долги по зарплате –«большая» заслуга...
- А как Вы прокомментируете заявления о том, что произошло
оздоровление финансового состояния предприятий – сократилась
доля бартера, вдвое выросли оборотные денежные активы
предприятий?
Сергей Дон: Инфляция составила за 1998 год 84% (реально - больше).
Долги обесценились, реальный рост оборотных активов предприятий незначителен
(а с учетом курса рубля - произошло их резкое сокращение). Это все инфляция
...
Алексей Михайлов: Если подвести итоги деятельности предыдущего
Правительства, то следует сказать, что после 17 августа Правительство не
решило ни одной из актуальных экономических проблем. Не сформулировало
способов их решения. И даже не поставило необходимых задач.
Правительство Примакова-Маслюкова-Кулика «сняло пенки» с девальвации
рубля. К осени 1999 года этот период закончится. Всё возвращается «на круги
своя». Только в гораздо худшей ситуации, чем до 17 августа 1998.
- Но какие ключевые задачи стоят перед новым Правительством России?
Алексей Михайлов: Первая задача - восстановление доверия. У населения
40-60 млрд.долл. на руках. Если вовлечь в экономический оборот только небольшую
их часть - это может существенно изменить ситуацию в экономике.
Есть деньги у банков - только на корсчетах свыше 40 млрд. рублей. Но
они лежат «мертвым грузом» - ликвидных спекулятивных активов больше нет,
а в реальный сектор кредитов банки не дают. Необходимо восстанавливать
связь между банками и реальным сектором.
Правительство приступило к продаже загрансобственности - без аукционов,
негласно. Это вызывает большое недоверие.
Правительство все время говорит неправду - какой средний курс доллара
заложен в бюджет (21.5) и какой сейчас (25.5)? А инфляция (бюджет - 30%
в год, будет - при сохранении тенденций - не менее 60-80%)? Правительство
обещало снизить налоги - а теперь делает все, чтобы этого не произошло
(весьма показательно сопротивление Г.Бооса по НДС).
С западными инвесторами мы все время ведем себя как откровенные грабители,
а «жадный не получит ничего». И при этом рассчитываем на их кредиты? На
их инвестиции? Пустые надежды.
Никто не верит Правительству, а Правительство все время из этого исходит
и говорит неправду. Это - замкнутый круг. Мы предупреждали Е.Примакова,
что надо искать из него выход. Он оставил все как есть.
А ведь без решения этой проблемы нет пути вперед.
Сергей Дон: Необходимо использовать временную ситуацию экономического
оживления (за счет импортозамещения) для того, чтобы на его инерции «въехать»
в реальный рост, который возможен только на основе растущего конечного
спроса в экономике (розничный товарооборот, инвестиции, экспорт). Если
не начнется рост элементов конечного спроса - экономика «выдохнется».
Позитивный фактор - рост цен на нефть (почти в 1.5 раза по сравнению
с началом года) и некоторые виды цветных металлов. Это стимулирует экспорт
сырья. Но этого недостаточно. Необходима политическая поддержка российских
экспортеров на внешних рынках. Необходима система кредитования экспорта
высокотехнологичной продукции. Необходима определенная либерализация валютного
регулирования, а все последние шаги - в прямо обратном направлении.
Нельзя зажимать новыми налогами экспортеров. Мы и так с них должны получить
больше при существующих налогов, ведь экспорт увеличится.
Алексей Михайлов: Хватит практики обслуживания внешнего долга
страны за счет валютных резервов ЦБР и компенсации выпадения резервов ужесточением
административных ограничений на валютном рынке. Уже 5 млрд.долл. выплачено
не из бюджета, а из резервов ЦБР. Такая политика привела к дефолту СССР
в 1991 году. Кроме того, она тормозит экспорт.
- А как можно стимулировать спрос населения?
Алексей Михайлов: Есть долгосрочные меры – рост инвестиций в
экономику приведёт к росту заработной платы и, соответственно, увеличит
спрос на потребительские товары. И эту политику надо обязательно проводить.
Но есть и краткосрочные меры, применять которые следует, однако, с большой
осторожностью. Это выплата долгов по зарплате, повышение минимальной зарплаты,
повышение тарифных ставок в бюджетной сфере - это меры, которые стимулируют
потребительский спрос населения.
Конечно, эти меры чреваты инфляционной опасностью. Но эта опасность
намного меньше, чем раздавать деньги банкам (сейчас эмиссия идет в основном
в пользу банков). Такое стимулирование, которое кто-то может назвать и
«инфляционным подогревом экономики» необходимо именно сегодня, чтобы подхватить
тенденцию роста за счет импортозамещения. Если момент будет упущен - второго
в ближайшем будущем не представится. Важно только четко контролировать
степень «подогрева», что бы избежать некотролируемых всплесков инфляции.
- Вы упомянули инвестици. А что бы вы предложили в области инвестиционной
политики?
Алексей Михайлов: Прежде всего - принятие стимулирующего инвестиционного
законодательства - СРП, концессии, иностранные инвестиции, налоговые льготы
и гарантии стабильности («дедушкина оговорка») при крупных инвестициях
и т.п. Резкое расширение льгот по жилищному строительству. Формирование,
законодательная поддержка и реализация 10-15 крупнейших, не менее 3-5 млрд.долл.
каждый, инвестиционных проектов с государственной поддержкой и поддержкой
международных банков: 5-7 проектов СРП, 2-3 в автомобилестроении, в космической
промышленности, авиации, связи, транспорте и др. Изменение целей приватизации
- не доходы бюджета, а эффективное управление и привлечение инвестиций.
- А что делать с налогами?
Сергей Дон: Нужна реальная налоговая реформа. Совокупное налоговое
бремя на экономику сегодня составляет около 40% к ВВП, однако при этом
порядка трети ВВП создается «в тени», т.е., с этой части валового продукта
налоги практически не уплачиваются. В результате легальный сектор экономики
работает в условиях 60%-ной номинальной налоговой нагрузки! Отсюда - неплатежи,
низкая собираемость налогов, высокий уровень теневой экономики и т.д. Поэтому
изменить ситуацию здесь «косметическими» мерами не удастся - необходимо
радикальное снижение налоговой нагрузки (стимулирующее экономический рост)
и система мер по выводу экономики из «тени» (иначе выпадающие доходы приведут
к катастрофическим последствиям для бюджета). В условиях слабого налогового
администрирования (прежде всего, в силу отсутствия средств и соответствующей
технической базы) снижение налогового бремени должно также сопровождаться
упрощением налоговой системы - это, при прочих равных условиях, повышает
возможности контроля. Наконец, следует изменить и структуру налогов. Упор
должен быть сделан на косвенные налоги; прямые и оборотные налоги должны
быть сокращены.
|