[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации] [Актуальные темы] [Дело В.Гитина]
Евгений Латышев (Красноярск)

Под крылом «белого лебедя»
В Красноярске продолжается преследование бывших «руководителей-вредителей»

«Новые Известия», 29 марта 2000 года, № 55, с.4

Белым лебедем, почти в каждом российском городе издавна называют тюрьму. С приходом на власть в Красноярск нового губернатора Александра Лебедя простонародное название местного СИЗО-1 приобрело символический и даже зловещий смысл. Ещё в ходе своей выборной кампании Александр Иванович обещал народу, что «засадит» тех бывших руководителей, которые разворовывали богатства края. «Я не намерен кормить воров и дармоедов!» - неоднократно заявлял он.

И вот на минувшей неделе Красноярский краевой суд огласил приговор по делу бывшего председателя комитета по управлению государственным имуществом Владимира Корнева, обвиненного в получении взятки. Корнев стал первым и, похоже, не последним чиновником из администрации бывшего губернатора края Валерия Зубова, получившим срок заключения.

Дело Кузьмина - Черезовой

Одним из первых шагов Лебедя на посту губернатора стало создание следственно-оперативной группы крайУВД, в которую вошли 140 самых опытных сыщиков. Генерал поставил перед группой единственную и главную цель: проверить расходование средств чиновниками прежней администрации и обеспечить возмещение ущерба. «Я эти деньги найду, - говорил Лебедь в телекамеры - и верну людям, которые их, безусловно, заработали и заслужили». Эту благородную цель он делал еще благороднее, когда заявлял, что ни о какой «охоте на ведьм» и преследовании «бывших» речь не идет, главное для него - вернуть деньги людям. И действительно, скоро в печати замелькали сообщения о возвращенных десятках миллионов рублей и о возбуждении ряда уголовных дел, так или иначе связанных с работниками прежней администрации.

Нo вот что странно: возвращенных денег, даже если они и существовали, никто не видел - об этом можно было судить по неуменьшающимся долгам бюджетникам. При всем же обилии возбужденных дел не было названо ни одного известного имени. Борьба с «административным криминалом» явно заходила в туник. Возникла необходимость в поистине громком деле, в котором бы прозвучала солидная сумма и не менее солидная фамилия. И такое дело нашлось.

В начале октября 1998 гола Красноярск был взбудоражен арестом бывшего первого заместителя губернатора Владимира Кузьмина, который почему-то сразу был помещен в общую камеру «белого лебедя». Кузьмину было предъявлено обвинение по статье 159, часть 3 УК РФ «Хищение чужого имущества ... путем обмана или злоупотребления... в сговоре с группой лиц».

Владимир Кузьмин в администрации Зубова не претендовал на роль публичного политика, его редко можно было увидеть на телеэкранах и в президиумах, поскольку первый «вице» занимался повседневной рутинной работой. Зато авторитет Кузьмина как экономиста был непререкаем. Несколько раз его приглашали на высокие должности в правительство и Центробанк, по Владимир Дмитриевич отказывался.

Одним из аспектов деятельности Кузьмина в краевой администрации была работа с северными территориями, и в частности программа переселения северян на юг. Именно эта программа, которая была для прежней и остается для нынешней администрации одной из важнейших, привела Кузьмина на тюремные нары.

Его обвинили в растрате 30 млрд. «старых» рублей, выделенных федеральным бюджетом на строительство квартир для жителей районов Крайнего Севера. По версии следствия, эти «живые» деньги поступили из федерального бюджета в казначейство администрации края и дальше должны были проследовать в ассоциацию «Север на юг», которая как раз и занималась жильем для переселенцев. Но в дороге деньги потерялись (у нас и теперь, как известно, деньги могут потеряться самым неожиданным образом, например, «застрять в Моздоке»).

Вслед за Кузьминым по тому же самому делу была арестована Валентина Черезова, бывший заместитель губернатора и по совместительству начальник главного управления экономики администрации края. Ее арест был тем более странен, что к тому времени искомые деньги в принципе нашлись - в микрорайоне «Северный» в Красноярске на эти деньги достраивался жилой многоквартирный дом, где большая часть квартир предназначалась для северных переселенцев. Дом был реальный, его несколько раз показывали по телевидению. Но Кузьмина и Черезову еще долго удерживали за решеткой, прежде чем выпустили под залог, что дало повод разговорам о политической подоплеке этого дела.

Любопытно повёл себя и губернатор Лебедь. Отрицавший «охоту на ведьм», он уже на другой день после ареста Кузьмина публично заявил в телекамеру, что вина того доказана. Это заявление настолько шло вразрез с законными нормами, что даже робеющая перед генералом краевая прокуратура вынуждена была сделать ему замечание.
Александр Иванович на замечание отреагировал благодушно, заметив, что не собирается «отбирать хлеб у прокурора». А свое поведение объяснил так - мол, не будь у прокурора серьезных намерений, он не подписал бы санкцию на арест. И следом произнёс ту историческую фразу: «Я не намерен кормить воров и дармоедов...»

За минувшие полтора годя дело «руководителей-вредителей» намертво забуксовало. Независимые юристы полагают, что при беспристрастном рассмотрении оно не стоит выеденного яйца и совершенно бесперспективно. Однако после осуждения Корнева их оптимизма поубавится.

Дело Зубова

Минувшей осенью бывшему губернатору Валерию Зубову было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренное частью II статьи 286 УК РФ - превышение должностных полномочий. О том, что это рано или поздно произойдет, говорилось с того времени, когда было возбуждено уголовное дело против его заместителей.

Однако событие это свершилось и не рано и не поздно, а как раз вовремя - обвинение Зубову было предъявлено ровно за два часа до того, как он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Госдумы, что, согласитесь, невольно наталкивает на размышления.

Известно, что доктор экономических наук, профессор Валерий Зубов проиграл губернаторские выборы генералу Александру Лебедю. Эту кампанию сопровождали многочисленные скандалы, эхо которых ещё и сегодня будоражит слух избирателей. Так недавно всплыли на свет и находятся на рассмотрении в различных инстанциях документы, говорящие о том, что выборный штаб Лебедя затратил на агитацию средств, в десятки (!) раз превышающие те, что были положены по закону. Напомним и о том, что Зубов проиграл выборы «не в одни ворота» - избиратели Красноярска и других крупных городов края отдали свои голоса за него, победу же Лебедю обеспечила сельская глубинка и «самостийный» Норильск.

И вот краевая прокуратура вновь вспомнила о деле бывших замов, предъявив обвинение экс-губернатору, который до того проходил по нему лишь в качестве свидетеля. Надо заметить, что, покинув губернаторский кабинет, Валерий Зубов вернулся к преподавательской деятельности в местном университете и почти год не напоминал о себе, как о публичном политике. Однако неожиданно он собрал пресс-конференцию, на которой резко высказался в адрес краевой администрации по поводу правового беспредела, учиненного на Ачинском глиноземном комбинате. Тогда же он жестко прошелся по личности исполняющего обязанности краевого прокурора Юрия Антипова, проявившего, по мнению Зубова, беспринципность и непрофессионализм в ходе ачинского противостояния. Он заявил о том, что Антипов теперь, «если он порядочный человек», просто обязан подать в отставку. На ответной пресс-конференции и.о. краевого прокурора отверг все обвинения в свой адрес и, между прочим, намекнул, что над Зубовым сгущаются тучи. А если уж прокурор намекает, то намек, как говорится, понятен.

Многие в Красноярске считают, что обвинение, предъявленное Валерию Зубову накануне выдвижения на думские выборы, было не что иное, как попытка скомпрометировать его в глазах избирателей, а также поиграть на нервах самого кандидата. Но попытка не удалась - красноярцы довольно дружно проголосовали за его кандидатуру, избрав депутатом Думы. И удивляться тут нечему. Зубов является в Красноярске бесспорным лидером по последним опросам общественного мнения, он по-прежнему пользуется большим авторитетом среди участников ассоциации «Сибирское соглашение», а также в столичных кругах, где его и его идею о создании промышленной партии России поддерживают крупные предприниматели.

Сам Зубов, по поводу предъявленного ему обвинения, не сомневается, что правоохранительные органы «выполняли политический закат», чтобы сорвать его предвыборную кампанию. В этом, по его мнению, были заинтересованы многие - от местных политиков до теперь уже бывшего первого заместителя главы МВД генерала Колесникова, который тогда возглавлял работающую в крае комиссию.

Говорят, что в разгар предвыборных думских страстей генерал Лебедь будто бы заявил в узком кругу, что «сажать» Зубова не будет: «Нечего создавать ему образ мученика».

Дело Корнева

А вот Корнева посадили. Прямо в зале суда на 60-летнего человека, инвалида второй группы, надели наручники и на долгих четыре года отправили в тюремную камеру «белого лебедя». Какое же преступление совершил бывший председатель комитета по управлению госимуществом Владимир Григорьевич Корнев?

Его арестовали почти одновременно с Валентиной Черезовой и, продержав некоторое время в камере, также выпустили под залог. Вначале Корнева пытались обвинить в нанесении ущерба государству. История эта может кому-то показаться скучной, но без нее нам просто не обойтись.

В 1993 году Корпев возглавил комитет, и как раз к этому времени относится эпизод, который пытались вменить ему в вину. Владимир Корнев по просьбе коллектива АО «Стройкомцентр» подписал документы о передаче ему на баланс профилактория «Строитель». Причем, заметим сразу, особой строкой в договоре было оговорено, что профилакторий при этом остается в собственности государства.

Профилакторий был сооружен еще при советской власти крупнейшим в крае подразделением «Главкрасноярскстрой» для своих работников. Но к 1993 году объект находился уже в собственности государства, поскольку «Глав...» распался на несколько самостоятельных, но некредитоспособных предприятий. Единственным процветающим подразделением бывшего «Глав...» оказалось АО «Стройкомцентр» - главный строитель жилья в крае. Профилакторий к тому времени по существу был заброшен и дышал на ладан. Строители обязались провести там ремонтные работы и использовать объект только по прямому назначению, то есть для оздоровления трудящихся. Что с успехом и происходит до настоящего времени - здесь ежегодно отдыхает почти тысяча человек. Добавим, что, если бы профилакторий «Строитель» по-прежнему находился на балансе государства, он, не функционируя, требовал бы из казны не менее 700 тысяч рублей расходов в год. А так он еще и налоги исправно платит.

Вот эта история чуть не стала для Корнева роковой: его, повторим, обвинили в попытке нанести ущерб государству. Надо отдать должное следователям, которые в конце концов поняли, что действия Корнева в данной ситуации были разумными и законными. Дело о профилактории рассыпалось как рассыпался находившийся рядом со «Строителем» другой профилакторий - «Автомобилист». Ему не повезло - он остался на балансе у государства ...

А вот взятку Корневу доказали. Ее и доказывать особо не требовалось - были документы, были и свидетели. В 1994 голу богатенький «Стройкомцентр», тот самый, что пригрел профилакторий, устроил распродажу «Жигулей» по льготным ценам. Всего было продано более 300 машин. Одни продавались подороже, другие подешевле, но все - ниже реальной цены. Покупатели, pазумеется, приходили не с улицы. Машины распределялись среди людей, нужных как самому «Стройкомцентру», так и его руководителю Ефиму Рабинеру.

Распродажа вызвала оживление среди «нужных людей» края. Список покупателей наверняка существует и сегодня, но добраться до него невозможно. Может потому, что в нём, помимо фамилий прочих начальников, есть 18 фамилий высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов. Вот и Владимира Корнева бес попутал. Он написал заявление на имя Рабинера и приобрел «ВАЗ-21093» за 7 тогдашних миллионов, тогда как реальная стоимость машины составляла 19 миллионов рублей. Вот эту разницу в 12 миллионов ему и вменили через 6 лет как взятку в особо крупных размерах.

Не станем оправдывать Владимира Григорьевича, он и вправду, с точки зрения формальною закона, совершил преступление. Как, впрочем, и остальные три сотни покупателей вкупе с Ефимом Рабинером. Но Рабинер, охотно дававший показания на Корнева освобожден от уголовной ответственности по состоянию здоровья. Другие же покупатели спокойно разъезжают по дорогам края на своих дармовых «Жигулях». Судьба почему-то пометила только Корнева да норильского мэра Василия Ткачева, который тоже погорел на «дешевой» машине, получив в прошлом году 8 лет с конфискацией. Существует мнение, что от Ткачева кто-то поспешил избавиться, чтобы в кресло мэра Норильска посадить нужного человека.

Когда пришли описывать имущество Корнева, в список особо ценных предметов попали диван, холодильник, спальный гарнитур и тот самый злосчастный автомобиль. Отсюда можно сделать вывод, что человек, пять лет руководивший приватизацией в огромном крае, жил явно не по средствам. Другой на его месте мог быть и побогаче.

Вон председатель краевого суда Роман Хлебников был недавно лишен полномочий за то, что обеспечил квартирами всех родственников и отгрохал особняк в Шушенском на деньги, предназначенные для строительства жилья рядовым судьям. Высшая квалификационная коллегия судей России отняла у него чин судьи высшей категории, а также все регалии и звания, в том числе звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Основанием послужили поступки, «позорящие честь и достоинство судьи и умаляющие авторитет судебной власти». Хлебников, к слову сказать, имел прямое отношение ко всем перечисленным делам. Когда же местная телекомпания попыталась рассказать о неблаговидных делах главного судьи края, в его защиту сразу выступили представители обеих ветвей краевой власти. Депутат краевого Законодательного собрания от лебедевского движения «Честь и Родина» Олег Нельзин и начальник правового управления администрации края Александр Шведов направили в адрес телекомпании открытое гневное письмо, утверждая, что журналисты намеренно порочат честь судейского корпуса края.

А за Владимира Григорьевича Корнева никто не вступился. Ну какой честный человек станет вступаться за взяточника?

Дело Гитина?

Его еще нет, этого уголовного дела. Бывшему красноярскому депутату Госдумы от «Яблока» Виктору Гитину пока не предъявлено обвинения. В минувшую субботу он был задержан в Москве и доставлен в Красноярск, где содержится в камере «белого лебедя».

Гитин был, пожалуй, самым активным и плодотворным из красноярских депутатов в прошлой Думе, а потому его имя хорошо известно в крае. Пока не предъявлено обвинение, но уже ходят по городу несколько версий. По одной, задержание связано с коммерческой деятельностью, которой Виктор Гитин занимался до своего депутатства. По другой, речь идет о какой-то взятке. Но есть еще одна версия, основанная на общеизвестном факте, - Гитин для краевой администрации был что бельмо на глазу. Поскольку глубоко копал. Он не раз выступал с жесткой критикой экономической политики команды Лебедя, в частности, деятельности Фонда губернаторских программ. Недавно Гитин заварил очередную «кашу» с Красноярским заводом цветных металлов, что вызвало бурю негодования как на заводе, так и в администрации. Пока не время писать об этом деле, но пахнет оно десятками миллионов долларов.

Арест человека, близкого к верхам «Яблока», наверняка не пройдет незамеченным в российских политических кругах. Что же касается обвинения Виктору Гитину, то по закону оно должно быть предъявлено именно сейчас, когда пишутся эти строки. В любом случае, как бы ни звучало обвинение, можно согласиться с очень популярной в нашей стране догмой: был бы человек, а статья для него найдется...

Евгений Латышев (Красноярск)
«Новые Известия», 29 марта 2000 года, № 55, с.4

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации] [Актуальные темы] [Дело В.Гитина]

info@yabloko.ru