[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации] [Актуальные темы] [Дело В.Гитина]
Дело В.Гитина

В. Гитин на заседании Госдумы, вечернее заседание

17 ноября 1999 года

Полный текст стенограммы смотрите на странице http://www.akdi.ru/gd/PLEN_Z/1999/s17-11_v.htm

     Председательствующий. Коллеги, рассматриваем из дополнительной повестки дня проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Доклад полномочного представителя Правительства Геннадия Николаевича Батанова. Виталию Борисовичу Шубе подготовиться для содоклада. Виталий Борисович здесь? Здесь. Пожалуйста.

     Батанов Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Как известно, в статье 19 Федерального закона № 192-ФЗ от 29 декабря 1998 года "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" установлено, что экспорт организациями платины и металлов платиновой группы, а также сырья, содержащего платину и металлы платиновой группы, осуществляется только через специально уполномоченные государственные органы. Формулировка "специально уполномоченные государственные органы", с одной стороны, не представляет возможности предоставить право экспорта платины, металлов платиновой группы, а также сырья, содержащего платину и металлы платиновой группы, государственным организациям, а с другой стороны, в положениях о федеральных органах исполнительной власти не предусмотрено для них право осуществлять экспортные операции и иную коммерческую деятельность.
     Отсутствие в настоящее время конкретного специально уполномоченного государственного органа не позволяет осуществлять экспорт платины, металлов платиновой группы, а также сырья, содержащего платину и металлы платиновой группы, из Российской Федерации в 1999 году. По оценкам Гохрана, Минфина Российской Федерации, федеральный бюджет только в 1999 году потерял от этого около 3 миллиардов рублей.
     Учитывая вышеизложенное, Правительство Российской Федерации полагает целесообразным внести изменение в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", установив, что экспорт организациями платины, металлов платиновой группы, а также сырья, содержащего платину и металлы платиновой группы, осуществляется только через специально уполномоченные государственные организации. Принятие законопроекта "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" не потребует отмены действующих законодательных актов Российской Федерации, применение закона не потребует также дополнительных расходов и вообще расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
     Уважаемые депутаты Государственной Думы, у вас на руках проект закона, внесенный Правительством Российской Федерации. Посмотрите, там написано: организации, государственные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Мы вместе с вами получили справедливые замечания Президента Российской Федерации о том, что в соответствии с двумя законами Российской Федерации - в первую очередь Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" - это прерогатива Президента Российской Федерации. Комитет по бюджету и налогам подготовил уже поправку, где вместо слов "определенные Правительством Российской Федерации" во втором чтении мы вместе с комитетом предлагаем поставить: "в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации". Тем самым мы говорим: подразумевается, что эти государственные организации будет определять Президент Российской Федерации в соответствии с этими двумя законами.
     Правительство Российской Федерации просит депутатов Государственной Думы поддержать и принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.

     Председательствующий. Спасибо, Геннадий Николаевич. Виталий Борисович Шуба, пожалуйста, - содоклад комитета.

     Шуба В.Б., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Геннадий Николаевич Батанов довольно подробно рассказал о сути законопроекта. Комитет по бюджету очень внимательно рассмотрел законодательную инициативу Правительства и предлагает ее поддержать по следующим причинам. В принципе, если говорить о радикальных мерах, даже предлагается статью 19 из закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" исключить. Но есть инициатива Правительства, которая предполагает (убедительная аргументация была представлена) только заменить слово "органы" на слова "организации, определенные Правительством Российской Федерации", записать "в соответствии с действующим федеральным законодательством". А такое законодательство у нас имеется. Это Федеральный закон "О регулировании внешнеторговой деятельности" и Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
     Комитет предлагает поддержать законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации.

     Председательствующий. Коллеги, законопроект первого чтения, есть ли вопросы к докладчикам? Существо вопроса очень просто, понятно изложено докладчиком и содокладчиком. Вопросов нет. Есть ли желающие выступить по этому законопроекту? Депутат Гитин.

     Гитин В.В., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, есть такие вроде бы с виду очень простые законы, когда меняется одно-единственное слово, и вроде бы кажется, что все это очень просто. На самом деле за этим стоят очень серьезные вещи, измеряемые в очень больших деньгах. Судьба этого закона в этом смысле поразительна, потому что идет достаточно мощное лоббирование и пробивание этого закона. В частности, я сейчас, допустим, от представителя Правительства услышал, что комитет по бюджету уже подготовил поправки. Насколько я знаю, являясь членом комитета по бюджету, таких поправок нет.
     А теперь по существу. Этот закон нельзя на сегодняшний день принимать по четырем принципиальным основаниям. Вот эта замена одного слова "орган" на "организацию" фактически прикрывает незаконные операции, проведенные в 1999 году с платиной и платиноидами. Когда уважаемый представитель Правительства докладывал, что все у нас остановилось в части реализации на экспорт платины и платиноидов... Я вынужден усомниться в этой информации, потому что в первом отделе Государственной Думы есть официальный ответ таможенного комитета (а это подразделение Правительства), где перечислены... В силу того что он секретный, я не могу его излагать, но каждый желающий может ознакомиться. Там перечислены все сделки, которые были заключены в 1999 году по экспорту. Это официальный ответ таможенного комитета. Есть также у меня официальный ответ Министерства торговли по выданным лицензиям в 1999 году. Поэтому говорить о том, что все остановилось, наверное, я думаю, пока нельзя, учитывая хотя бы то, что в официальном ответе, допустим, РАО "Норильский никель" сказано о том, что на основании указов Президента (которому действительно предоставлено право определять порядок всех данных операций по двум законам) определенные операции производились. Есть одна операция, которая оказалась совершенно неучтенной ни таможенным комитетом, ни Министерством финансов.
     Министерство финансов узнало уже по факту об этой операции. Это известная палладиевая сделка Центрального банка, которая начиналась еще прежним руководством Центрального банка и завершена была нынешним руководством. На сегодняшний день на три запроса по данной сделке по продаже 300 тонн, вернее, по вывозу за рубеж 300 тонн палладия, официально направленные в Центральный банк, ни одного ответа так и не поступило. Из личного разговора с работниками Центрального банка я узнал, что мне не предоставят информации. Под любым соусом и под любым предлогом - но информация эта не будет предоставлена. Сумма сделки - порядка 2-3 миллиардов долларов.
     Второй момент: у нас вообще этот закон сейчас принимается в определенной степени с нарушением Регламента, потому что у нас есть законопроект на аналогичную тему, внесенный депутатами Олейник и Поляковым, где также рассматривается иная трактовка статьи 19. То есть мы имеем сегодня два законопроекта, связанных именно со статьей 19, и они должны были бы тогда рассматриваться вместе.
     Третий момент. Поскольку Президент наделен сегодня законодательством правом решения этих вопросов, я думаю, что логично было бы, чтобы Президент и решил этот вопрос. По моей информации (я попрошу ее подтвердить представителя Президента), уже подготовлен указ, который решает все эти вопросы. И там наделяются необходимыми полномочиями органы и организации, - все, чего требует законодательство. В ближайшую неделю этот указ будет подписан, по моей информации. И мы попросим представителя Президента подтвердить или опровергнуть это.
     Логично было бы в этой ситуации не спешить, а как минимум дождаться указа Президента, который определит порядок этих операций. А по тем сделкам, которые были совершены в 1999 году, вначале нужно провести детальную проверку либо силами Счетной палаты, либо как минимум дождаться информации из Центрального банка.
     Одним словом, подводя итог сказанному, я могу сказать следующее. Вы знаете, если мы сейчас примем вот так, не задумываясь, по простоте вроде бы (замена одного слова на другое) этот законопроект, то фактически мы перекрываем для следственных и иных органов возможность дальнейшего изучения тех операций, которые были проведены в 1999 году. И мы фактически в этой ситуации опережаем Президента, которому вообще предоставлено право этот порядок установить.
     Я предлагаю коллегам очень серьезно задуматься и как минимум не спешить сегодня с принятием этого законопроекта. Это очень серьезный закон, еще раз подчеркиваю. Суммы, которые за этим законом стоят, исчисляются миллиардами долларов. Большое спасибо.

     Председательствующий. Выступает депутат Штогрин. Пожалуйста, кто еще желает? Заявитесь.

     Штогрин С.И. Я бы хотел внести некоторую ясность в этот вопрос. Идея о том, чтобы появилась статья 19 в названном федеральном законе, родилась в прошлом году, когда обсуждались кризисные мероприятия в нашей финансовой системе, в нашей экономике. Идея была следующая: поставить под государственный контроль экспорт платины и платиноидов. Поэтому появилась запись о том, что их можно производить на экспорт, вывозить или продавать только через государственные органы. Но поскольку, насколько я помню, это было глубокой ночью, не разобрались в двух понятиях: "орган" и "организация". Я напомню, что государственным органом является Государственная Дума, Совет Федерации, министерство, ведомство, но эти органы не могут заниматься никакими хозяйственными вопросами. Поэтому будет указ Президента, не будет указа Президента - никто не будет иметь права этим заниматься, поскольку должны заниматься этим организации. И поэтому, если мы сделаем запись о том, что эти вопросы, экспорт платины и платиноидов, должны решаться исключительно через государственные организации и порядок будет определяться, в соответствии с действующим законом, Президентом... Поэтому, чтобы развязать руки Президенту, чтобы можно было издать хотя бы соответствующий указ, нужно в законе написать, что этим имеют право заниматься государственные организации, то есть те, которые находятся под контролем государства, иначе все остальные наши действия ничего не дадут.
     Я не знаю, о каких подводных камнях коллега Гитин говорит, но, по-моему, все абсолютно четко, абсолютно ясно, тем более есть два закона: это закон "О регулировании внешнеэкономической торговой деятельности" и закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", где прописаны соответствующие полномочия Президента. Внесем изменения в закон, дадим это право законодателю - будут действовать законы. Пока действует сегодняшнее законодательство, пусть Президент издает указы, но после того, как мы внесем изменения в статью 19 настоящего закона.

     Председательствующий. Полномочный представитель Президента, желаете выступить по этому законопроекту? Пожалуйста.

     Котенков А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Ну, прежде всего, отвечая на вопрос депутата Гитина, я должен подтвердить: действительно, проект указа Президента о порядке экспорта драгоценных металлов подготовлен. Я не могу сказать, будет он подписан на следующей неделе или нет, но такой проект подготовлен, и мы ждем, что в ближайшее время он будет подписан.
     Что касается существа обсуждаемого вопроса, то, если депутаты не сочтут возможным перенести его рассмотрение, я хотел бы поставить следующий вопрос для вашего размышления: является ли это концептуальным изменением или нет? На самом деле замена слова "органы" на слово "организации" - задача вроде бы решаемая, но весь вопрос в том, что является концептуальным: замена слова "органы" на слово "организации" или на слова "организации, определяемые Правительством". Если вы сочтете, что именно слова "органы" и "организации" являются концептуальными, то я считаю, что во втором чтении мы могли бы принять поправку. Но поправка будет не такой, как предлагает депутат Штогрин. Либо это будет выражено в жесткой императивной форме, так, как это записано в двух действующих законах, то есть: "у организации, определяемой Президентом Российской Федерации", либо еще более радикальное предложение, которое здесь прозвучало, то есть действительно просто исключить статью 19, и тогда вопрос вообще снимается. Спор о том, "органы" или "организации", решит Президент, как он определит в соответствии с действующим законодательством, так и будет.

     Председательствующий. Так, депутаты выступили... Вы по этому вопросу? Вишняков Виктор Григорьевич, пожалуйста.

     Вишняков В.Г. Да, поскольку уважаемый представитель Президента пригласил нас обсудить эту проблему. Это проблема действительно концептуальная. "Орган" - это орган власти, он имеет определенные функции по контролю, по надзору, по изданию определенных законов и так далее, а "организация" - это организация, наделенная правами юридического лица, она входит в определенные гражданско-правовые отношения.
     Если мы сейчас уберем этот термин "специально уполномоченные государственные органы", то тем самым предоставим этим организациям, как здесь сказано, свободу торговать и вывозить определенный, так сказать, массив этого товара без всякого контроля со стороны государства. Ссылка на то, что нет специального государственного органа, наивна, потому что функция государства может осуществляться не только отдельным государственным органом, но и структурным подразделением и даже отдельным должностным лицом в составе действующего государственного органа, который может на себя возложить те или иные функции. Поэтому попытка сейчас ввести вместо понятия "орган" понятие "организация" означает стремление уйти из-под государственного контроля, уйти из-под этой функции государства. Я считаю, что это вредный закон.

     Председательствующий. Так, все, кто желал выступить, выступили. Заключительно слово докладчика. Геннадий Николаевич Батанов, пожалуйста. Заключительное слово, и голосуем.

     Батанов Г.Н. Уважаемые депутаты Государственной Думы, что касается выступления депутата Гутина по данному законопроекту...

     Председательствующий. Гитина!

     Батанов Г.Н. Простите, Гитина. Если то, о чем вы сказали, имело место (если это имело место!), значит, это имело место в силу того, что закон был несовершенен и шли на нарушение закона. Вот на одну часть я бы ответил так. Вторая часть. Закон был принят в конце 1998 года, и я совершенно официально сказал, что федеральный бюджет в 1999 году потерял около 3 миллиардов рублей.
     Следующее, о чем я хотел бы сказать. Что является концептуальным? На мой взгляд, концептуальными как раз являются слово "органы" и слово "организации". Концептуальными в данном законопроекте, как мне кажется. Так оно на самом деле, видимо, и есть.
     Следующее. Я бы хотел ответить депутату Вишнякову. "Органы" и "организации", два слова. Никто не пытается увести из-под органов, как вы говорите, это очень важное и необходимое дело, приносящее очень большие доходы в казну государства. И наоборот, мне кажется, ужесточается позиция государства в этом вопросе.
     Скажу больше: еще с советских времен, со времен СССР, вплоть до 1999 года экспортом платины и платиноидов у нас занималась единственная государственная организация (она и сегодня имеет только государственный капитал), которая называется "Алмазювелирэкспорт". Она сегодня также существует. Но сделки в 1999 году эта государственная организация не проводила в силу того, что имела место быть в статье 19 закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" норма, не позволяющая проводить эти сделки. Еще раз подчеркиваю: то, о чем сказал депутат Гитин, мне не известно. Я говорю официально, опираясь на документы Правительства Российской Федерации. Этот законопроект был рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации и в установленном порядке был внесен в Государственную Думу.
     Что касается второго, якобы существующего (я не знаю, к сожалению) проекта закона о внесении изменений и дополнений в статью 19 обсуждаемого нами закона. Вы, правда, не назвали, какой там предмет регулирования. Мы же сейчас говорим об органах и организациях. Если все останется в таком же порядке, как это сейчас есть, ну, я не знаю, мы действительно можем поставить как бы красный светофор на пути торговли нашей платиной и платиноидами. Спасибо за внимание.

     Председательствующий. Все выступления и заключительное слово прозвучали. Виталий Борисович, вы тоже хотите произнести заключительное слово как содокладчик? Есть желание - говорите, нет - голосуем. Пожалуйста.

     Шуба В.Б. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на тот факт, о котором сказал Сергей Иванович. Статья 19 действительно появилась в ходе рассмотрения проекта закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". И мы не собирались решать, и закон не предполагал решать вот те вопросы, которые мы сейчас обсуждаем. Потому что это решается уже федеральным законодательством, о котором я говорил. Это законы о драгкамнях и драгметаллах и о внешнеторговой деятельности. На заседаниях комитета мы дважды рассматривали этот вопрос, и, кроме Виктора Владимировича Гитина, никто не возражал против принятия законопроекта, который сегодня обсуждается. Поэтому предложение комитета - проголосовать. Если будут замечания, о которых сказал представитель Президента, касающиеся необходимости во втором чтении обозначить того, кто должен это регулировать, - пожалуйста. Я думаю, будут и поправки, предлагающие снять статью 19 из закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Эти поправки также будет рассматриваться. Прошу поддержать предложенный законопроект.

     Председательствующий. Ставлю на голосование: принять указанный законопроект в первом чтении. Прошу голосовать. Кто без карточки? Таких нет. Прошу показать результаты. (Шум в зале.)


     Результаты голосования (16 час. 58 мин. 53 сек.)
     Проголосовало за 221 чел. 49,1%
     Проголосовало против 2 чел. 0,4%
     Воздержалось 2 чел. 0,4%
     Голосовало 225 чел.
     Не голосовало 225 чел.
     Результат: не принято
     Кто предлагает? Депутат Пашуто предлагает вернуться к голосованию по этому вопросу. (Выкрики из зала.) По мотивам переголосования или по мотивам еще одного голосования? Переголосования. Депутат Гитин. Пожалуйста, включите микрофон Гитину Виктору Владимировичу.

     Гитин В.В. Я понимаю, что сейчас все равно, конечно, законопроект этот будет принят. Уважаемые коллеги, я просто обращаю ваше внимание на принципиальную вещь, что вот даже то, что меня сейчас просто очень поразило, что...

     Председательствующий. Вы возражаете против голосования по переносу?

     Гитин В.В. Да-да-да.

     Председательствующий. Все, на этом закончим...

     Гитин В.В. Виталий Борисович, то, что сейчас... (Микрофон отключен.)

     Председательствующий. ...сейчас проголосуем, а потом, если вы захотите, еще раз будете выступать. Ставлю на голосование: по предложению депутата Пашуто вернуться к голосованию по этому вопросу. Прошу определиться голосованием. Идет голосование о возвращении к голосованию. Кто без карточки? Покажите результаты.


     Результаты голосования (17 час. 00 мин. 12 сек.)
     Проголосовало за 238 чел. 94,8%
     Проголосовало против 13 чел. 5,2%
     Воздержалось 0 чел. 0,0%
     Голосовало 251 чел.
     Не голосовало 0 чел.
     Результат: принято
     Вернулись к голосованию.
     Депутат Гитин по мотивам хотел возразить. Пожалуйста, выступайте.

     Гитин В.В. Я еще раз говорю: я понимаю, что сейчас скорее всего этот закон пройдет. Но я обращаю ваше внимание на следующее. Меня просто удивляет та сила лоббирования, которая здесь сейчас проявилась. Почему? Потому, что уважаемый Виталий Борисович, видимо, подзабыл, что на самом деле возражал не только депутат Гитин на заседании комитета, а было принято решение комитетом, потому что возражал наш подкомитет по драгоценным металлам и драгоценным камням. И было принято первое решение: обсудить все-таки этот вопрос вначале не в бюджетном подкомитете, а в подкомитете по драгоценным металлам и драгоценным камням. Когда мы с Никитиным были в Вашингтоне, этот вопрос в разделе "Разное" фактически появился в комитете.
     И второе. Задумайтесь о том, что даже в выступлении представителя Правительства содержались оговорки: ну, мне так кажется, может быть... Я тоже утверждаю с позиции официальных документов, представленных мне в Государственную Думу таможенным комитетом (с ними можно ознакомиться) и Министерством торговли, что в 1999 году по указам Президента операции производились.

     Председательствующий. По мотивам - депутат Штогрин. (Шум в зале, выкрики.) Ну что я могу сказать? Коллеги настаивают.

     Штогрин С.И. Вообще, странная ситуация у нас в комитете. Есть подкомитет по драгметаллам, а закон о драгметаллах и драгкамнях веду я, веду уже четыре года, и все поправки к нему докладывал я в комитете и в палате. И докладываю, что состоялось заседание двух подкомитетов: налогового и того подкомитета, который назвал. Присутствовал председатель этого подкомитета Андрей... фамилия выскочила из головы. (Выкрики из зала.) Солуянов, да. Он присутствовал (подтверждает) и принял решение поддержать данный законопроект.

     Председательствующий. Ставлю на голосование повторно: указанный законопроект принять в первом чтении. Прошу голосовать. Кто без карточки? Таких нет. Покажите результаты.


     Результаты голосования (17 час. 02 мин. 41 сек.)
     Проголосовало за 286 чел. 63,6%
     Проголосовало против 1 чел. 0,2%
     Воздержалось 2 чел. 0,4%
     Голосовало 289 чел.
     Не голосовало 161 чел.
     Результат: принято
     Законопроект принят в первом чтении.

Заседание Госдумы, вечернее заседание, 17 ноября 1999 года

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации] [Актуальные темы] [Дело В.Гитина]

info@yabloko.ru