[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации]
[Актуальные темы] [Дело В.Гитина]

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КОМИТЕТ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета Государственной Думы по законодательству к вопросу о трактовке статьи 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статей Уголовного кодекса Российской Федерации по поводу действия депутатов в период исполнения ими своих полномочий

22 июня 2000 года

Комитет Государственной Думы по законодательству рассмотрел положения статьи 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в части возможности привлечения бывших депутатов Государственной Думы к уголовной ответственности и полагает необходимым отметить следующее.

Частью 6 статьи 19 Федерального Закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 05.07.99 № 133-ФЗ) (далее - Федеральный закон) установлено, что депутат Государственной Думы не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока его полномочий.

Если в связи с такими действиями депутат Государственной Думы допустил публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия осуществляется только в случае лишения депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Таким образом, в отношении бывших депутатов Государственной Думы установленная Федеральным законом неприкосновенность (в смысле недопустимости в отношении их возбуждения уголовного дела, производства дознания, предварительного следствия без дачи на то согласия Государственной Думы) действует только в части правонарушений, допущенных ими в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы, причем только тех правонарушений, которые так или иначе были связанны с действиями (полномочиями), соответствующими статусу депутата Государственной Думы.

Виды и формы действий, соответствующих статусу депутата Государственной Думы, установлены статьями 7, 8, 11, 12, 14, 16 и 17 Федерального закона. При этом Федеральный закон не устанавливает исчерпывающего перечня видов и форм деятельности депутата Государственной Думы, соответствующих его статусу. В частности, часть 3 статьи 7 Федерального закона устанавливает, что "деятельность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и регламентами палат Федерального Собрания".

Таким образом, для привлечения бывшего депутата Государственной Думы к уголовной ответственности за вышеуказанные действия требуется согласие Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Выполнение указанного условия особенно необходимо в тех случаях, когда в отношении бывшего депутата Государственной Думы выдвигается обвинение в совершении преступления, связанного с использованием его депутатских полномочий.

Порядок лишения неприкосновенности депутата Государственной Думы установлен статьей 20 Федерального закона.

22 июня 2000 года
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации]
[Актуальные темы] [Дело В.Гитина]


info@yabloko.ru