Весной 1999 г. Госдума обратилась с Парламентским
запросом к премьеру (Е.М. Примакову) на тему о введении
школьной 12-летки и о связанных с этим серьезных проблемах.
От имени Правительства ответила вице-премьер В.И.
Матвиенко. В своем ответе, в частности, она говорила,
что решение о введении 12-летки, которое должно затронуть
практически каждую российскую семью, не будет принято
без учета общественного мнения и без проведения представительных
социологических опросов.
Насколько известно, за прошедшее время Правительство
или Минобразования не заказывали и не проводили никаких
социологических опросов на эту тему. Тем не менее,
по вопросу имеются социологические данные, например
авторитетного Фонда "Общественное мнение"
(ФОМ). Вот некоторые результаты. Выводы каждый может
делать самостоятельно.
ФОМ
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СКОЛЬКО ЛЕТ ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ УЧЕБА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ? (8 сентября 1999)
Ответ |
Население России |
менее 10 лет |
6 |
10 лет |
57 |
11 лет |
17 |
12 лет |
6 |
более 12 лет |
2 |
затрудняюсь ответить |
10 |
Подавляющее большинство (74%) говорят о сроках 10
или 11 лет. За 12-летку - только 6%.
Один из мотивов, которым оперируют сторонники форсированного
введения 12-летки, состоит в том, что якобы население
России считает, будто нынешняя школа дает детям много
меньше знаний, чем "лучшая в мире советская школа".
Вот, однако, социологические результаты.
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ В ШКОЛЕ
БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ, МЕНЬШЕ ИЛИ ПРИМЕРНО СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО
В ГОДЫ, КОГДА ВЫ УЧИЛИСЬ? (8 сентября 1999)
Ответ |
Население России |
больше |
48 |
примерно столько же |
13 |
меньше |
26 |
затрудняюсь ответить |
13 |
Интересным образом картина модифицируется, если людям
сообщают, что решение о 12-летке уже принято. Вот
ответы на вопрос
В ЭТОМ ГОДУ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ВВЕДЕНИИ 12-ЛЕТНЕГО
СРОКА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. КАКОЙ ИЗ ВАРИАНТОВ
НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ УЧЕБЫ В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ, НА ВАШ
ВЗГЛЯД, ЛУЧШЕ? (8 сентября 1999)
Ответ |
Население России |
с 5 до 17 лет |
6 |
с 6 до 18 лет |
25 |
с 7 до 19 лет |
26 |
я против 12-летнего срока обучения |
33 |
затрудняюсь ответить |
11 |
Вероятно, это связано с давно сложившейся установкой
российского народа по отношению к решениям власти
("что ж, если уже решили, то плетью обуха не
перешибешь…"). Изюминка ситуации, однако, состоит
в том, что никакого решения о переходе на 12-летку
еще не было.
Последний опрос ВЦИОМа
ВЦИОМ представляет результаты опроса, проведенного
26-29 мая 2000 года по выборке, репрезентативной для
взрослого (18 лет и старше) населения России по полу,
возрасту, уровню образования, региону и типу населенного
пункта.
Опрос проводился в 83 населенных пунктах 33 регионов
страны (150 точек опроса) по выборке 1600 человек.
В сравнительных таблицах указаны результаты опросов,
проведенных по таким же выборкам.
Допустимая погрешность - в пределах 3,8%.
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИДЕЕ УВЕЛИЧЕНИЯ СРОКА ОБУЧЕНИЯ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С 11 ДО 12 ЛЕТ? (В % от общего числа
опрошенных.)
С февраля 1999 года мнение россиян по поводу увеличения
срока обучения детей в средней школе не изменилось.
Более половины не видит в этом шаге никакого смысла,
и только менее трети опрошенных одобрили подобное
предложение.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПРЕПОДАВАНИЮ КАКИХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
СЕЙЧАС СЛЕДОВАЛО БЫ УДЕЛИТЬ НАИБОЛЬШЕЕ ВНИМАНИЕ? (В
% от общего числа опрошенных; сумма превышает 100%,
т.к. можно было дать несколько вариантов ответа.)
|
1997 |
2000 |
Компьютерной грамоте, информатике |
33 |
32 |
Истории |
23 |
29 |
Иностранным языкам |
28 |
27 |
Математике |
24 |
26 |
Русскому языку |
21 |
25 |
Родному языку и литературе |
20 |
25 |
Трудовому воспитанию |
11 |
14 |
Общественным наукам (политологии,
экономике, социологии) |
12 |
11 |
Гигиене сексуальных отношений |
8 |
9 |
Химии, физике, биологии |
9 |
8 |
Основам религии, Закону Божьему
|
8 |
7 |
Физкультуре |
5 |
7 |
Основам менеджмента, управления |
7 |
5 |
Основам бухгалтерии,
делопроизводства |
6 |
5 |
Ведению домашнего хозяйства |
8 |
5 |
Истории искусства, художественному
творчеству |
4 |
3 |
Философии |
4 |
3 |
Другим предметам |
1 |
2 |
Затруднились ответить |
19 |
15 |
|