В минувший четверг на Слушаниях в Госдуме министр
образования Владимир Филиппов сделал сенсационное
заявление. Он сообщил, что 1 сентября 2001 года в
стране начнется грандиозный эксперимент: с этого дня
в течение 5 лет в общеобразовательных школах более
чем 20 регионов России обучение будет вестись по 12-летней
системе. За время эксперимента будут отработаны практические
и теоретические тонкости перехода к 12-летке, что
позволит в дальнейшем внедрить новую образовательную
систему повсеместно.
Владимир Филиппов подробно остановился на некоторых
особенностях реформы, чем поверг большинство присутствовавших
на слушаниях депутатов в шок. Следствием этого стали
предложение фракции СПС ввести мораторий на 12-летку
сроком до 2005 года и заявление фракции "ЯБЛОКО",
в котором переход на новую систему всеобщего среднего
образования признается абсолютно нецелесообразным.
Это не первое столкновение правительственных чиновников
и законодателей по поводу реформы народного образования.
Два года назад было объявлено о том, что группой сотрудников
профильного министерства во главе с бывшим замминистра
Асмоловым разработана глобальная концепция реформы
образования в России. В ноябре 98-го перед депутатами
прошлого созыва выступили вице-премьеры Сысуев и Булгак.
Речь шла в основном о высшем образовании, и прозвучавшие
предложения сводились к бюджетной проблематике. По
сути, это была попытка найти решение финансовых проблем
вузов за их же счет.
Говорилось о том, что многие вузы задолжали миллионы
за электроэнергию и отопление. В результате были увеличены
квоты на так называемое коммерческое обучение. Левое
большинство в Думе восприняло тогдашние предложения
Минобразования как попытку лишить граждан конституционного
права на получение бесплатного высшего образования.
Затем интерес к проблеме резко угас.
Нынешние предложения министерства касаются среднего
образования и, по мнению многих, совершенно не учитывают
его особенностей в контексте развития общества. С
12-летки реформа начинается, а что будет дальше, пока
не знает никто. Основной аргумент противников школьной
реформы - 12-летка не оставляет выпускникам выбора.
Окончив школу в 18 лет, - именно в этом возрасте молодые
люди будут, по замыслу реформаторов, получать аттестат
зрелости, - они либо пойдут в армию, либо попытаются
поступить в вуз с первой и единственной попытки. Это
не устраивает никого, кроме Главного мобилизационного
управления Генштаба, где давно жалуются на трудности
с призывом. Понятно, что угодить в армию несравнимо
проще, чем поступить в институт. Для военных выпускники
школ - это потенциальное молодое пополнение, и чем
короче путь от парты до военкомата, тем лучше.
Руководителей Минобразования и Минобороны давно подозревают
в заговоре против выпускников и их родителей. Сначала
в школьную программу вернули НВП, кошмар многих поколений
учащихся, теперь превращают школу в питомник солдатских
кадров. Эти подозрения можно было бы развеять, отодвинув
призывной возраст на год, но тогда рушатся абсолютно
все статистические выкладки, и о нормальном призыве
в армию можно надолго забыть.
Впрочем, "нормальный" призыв у военных уже
давно не получается. Помимо того, что некомплект,
молодежь призывного возраста отличается крайне низким
общеобразовательным уровнем и неудовлетворительной
физической кондицией. По данным НИИ гигиены и профилактики
заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора,
лишь 10 процентов выпускников школ можно считать абсолютно
здоровыми. Около 50 процентов страдают хроническими
заболеваниями. Остальные 40 - так, ни рыба ни мясо.
Понятное дело, что в армии от таких солдат мало пользы.
Дальше хуже. По данным МВД, рост преступности среди
старшеклассников (читай - призывников) составил свыше
11 процентов. За последние 5 лет этот показатель увеличился
в 2 раза. Где же в таком случае смысл изобретенного
реформаторами конвейера "школа-армия"? Неужели
за два дополнительных года учебы больные поправятся,
а преступники исправятся?
Удивительно, но в Минобразования, кажется, именно
так и мыслят. Приводя в минувший четверг на слушаниях
в Госдуме данные о состоянии здоровья учащихся средних
школ, министр Филиппов в качестве одного из аргументов
в пользу введения 12-летки выдвинул следующий тезис:
12-летняя программа школьного обучения взамен 10-11-летней
позволит разгрузить учебные планы, которые с каждым
годом становятся все сложнее. Для 15 процентов школьников
программа, по словам министра, настолько сложна и
перенасыщена, что в старших классах у них происходят
нервно-психические расстройства. Министр уверен, что
12-летка способствует и снижению социальной напряженности.
Да, веселого мало, есть повод для беспокойства, если
не паники, но вряд ли то, что происходит с молодежью,
связано только с непосильной учебной нагрузкой. И
вообще - связано ли? Школа не виновата в том, что
молодежь хиреет, что каждый третий наркоман, что некуда
пойти, что родители пьют, что нет денег и что жить
у нас в стране стало хуже и не так весело. Школа всего
лишь модель общества.
Парадоксальным образом возникает немыслимая на первый
взгляд коллизия. 18-летние юноши и девушки в старших
классах - это совершеннолетние и половозрелые граждане,
которым никто уже не может запретить вступить в брак
либо просто жить активной половой жизнью. Этот, в
принципе, совершенно нормальный и естественный ход
вещей на самом деле, по мнению сторонников традиционной
системы среднего образования, грозит разрушить морально-этические
устои русской советской школы и полностью вывести
систему из равновесия. Часть школьной программы, посвященная
сексуальному воспитанию подрастающего поколения, весьма
незначительна и сугубо академична, то есть не предусматривает
применения полученных знаний на практике. Наша школа
вообще подразумевает подавление сексуальности, а тут
все это вдруг полностью выходит из-под контроля. Здесь,
собственно, и противопоставить-то нечего.
Следующий аргумент Минобразования в пользу 12-летки
- возможность дифференцированного обучения в выпускных
классах как часть подготовки к поступлению в вуз.
Противники реформы возражают на это так: учащиеся
из неблагополучных и малообеспеченных семей оказываются
в неравноправном положении, большинство из них будет
вынуждено проститься со школой, получив в 10-м классе
свидетельство об обязательном среднем образовании.
Дорога в вуз для этой категории учащихся заказана.
Здесь кроется другая проблема, о которой заговорили
совсем недавно. Через несколько лет число выпускников
российских средних школ сравняется с количеством мест
в вузах. Если кого-то в данной ситуации и прельщает
перспектива отмены вступительных экзаменов и повсеместного
внедрения новых "демократичных" форм вступительных
испытаний, например, собеседования, то поспешу развеять
иллюзии. На деле это означает кризис системы высшего
образования как таковой, предотвратить который можно,
лишь создав искусственные и почти непреодолимые препятствия
для потенциальных абитуриентов на пути в вуз. Об этом
уже позаботились.
Два года назад, когда в Минобразования начали разработку
концепции реформы, стало известно о некоторых предложениях,
которые многим тогда показались невероятными и даже
дикими. К примеру, предлагалось возродить давно забытую
систему выпускных баллов, но в более изощренной форме.
В регионах, согласно проекту, должны были формироваться
аттестационные комиссии, которые на платной основе
экзаменовали бы выпускников школ и выставляли одну
оценку, без которой поступить в вуз нельзя. При этом
вузы по усмотрению ректората устанавливали бы для
абитуриентов тот обязательный при поступлении балл,
который посчитали бы нужным. Таким почти фашистским
способом выпускников школ собирались ограничить в
выборе. Это уже почти контроль над рождаемостью. Ехать
из провинции в Москву, чтобы поступить в МГУ, стало
бы просто бессмысленно. Никаких ломоносовых. Справедливости
ради отмечу, что об этом предложении авторов реформы
давно ничего не слышно. И слава Богу.
Кстати, даже в комитете Госдумы по науке и образованию
считают, что предлагаемая концепция реформы сегодня
выглядит более реалистичной, чем два года назад. Однако,
как сказал глава комитета Иван Мельников, у него вызывает
недоумение то, что в Минобразования рассматривают
начало реформирования школы в целом и введение 12-летки
в частности, как нечто давно предопределенное. При
этом трудно избавиться от ощущения, что министр образования
говорит по делу и своевременно, но совсем не то, что
хотелось бы от него услышать. Мало что известно, например,
о том, когда появится соответствующее постановление
правительства и будет разработан соответствующий законопроект.
Это действительно важно, поскольку реформа системы
образования касается абсолютно всех и в принципе неосуществима
без общественного одобрения и дополнительного бюджетного
финансирования.
Мнение по поводу реформы в обществе уже есть. Однако
данные социологических опросов вряд ли порадуют ее
идеологов: 88 процентов учащихся и 70 процентов родителей
против введения 12-летки. Это данные опроса, проведенного
Центром аналитических разработок правительства в 16
регионах страны. Согласно данным ВЦИОМ, в мае этого
года 58 процентов из 1600 респондентов в 83 регионах
отрицательно отнеслись к увеличению срока обучения
в средней школе, и лишь 28 процентов считают, что
12-летка нужна.
За реформу подавляющее большинство педагогов и чиновников
от образования. Они надеются, что новшества будут
способствовать лучшему финансированию отрасли и, как
следствие этого, повысится уровень материального благосостояния
занятых в ней работников. Но это всего лишь очередная
иллюзия. Реальность же такова, что для осуществления
перехода на новые сроки обучения, по некоторым реалистичным
расчетам, потребуются дополнительные средства в размере
20 процентов от нынешнего уровня финансирования. Этих
средств в бюджете нет. Авторы реформы апеллируют к
восточноевропейскому опыту, но в этом случае следовало
бы сначала повысить средний уровень учительских зарплат,
хотя бы до польского - в 200-250 долларов США. В России
же учителя получают в среднем 600-800 рублей в месяц.
Повысить им зарплаты в 10 раз не в состоянии никто.
Между тем в Госдуме в четверг прозвучали предложения,
как реально помочь учителям выбраться из нищеты. Лидер
СПС Борис Немцов предложил президенту Путину и другим
высокопоставленным госчиновникам стать попечителями
школ, которые они закончили.
|