В Правительстве РФ рассмотрен парламентский запрос
о подготовке перехода на 12-летний срок обучения.
Обсуждение вопроса связано с введением в последние
десятилетия в российской школе целого ряда новых предметов
(экология, информатика, граждановедение, основы безопасности
жизнедеятельности, региональные краеведческие курсы
и др.), а также расширением объема содержания учебного
материала по физике, математике, биологии, иностранным
языкам. В настоящее время объем содержания образования
в российской школе сопоставим с уровнем образования
в развитых европейских странах. Однако это достигается
за счет перегрузки обучающихся. Объем недельной нагрузки
у учащихся 5-9 классов вырос со 128 до 167 часов.
Решение указанной проблемы возможно либо путем увеличения
сроков обучения, либо за счет сокращения объема содержания
образования. Сокращение учебного материала приведет
к снижению уровня образования и может стать препятствием
для включения системы образования России в единое
европейское и мировое образовательное пространство,
а также признания российских документов об образовании
за рубежом. Согласно опубликованным ЮНЕСКО в 1998
году данным исследования оценки уровня знаний учащихся
65 развитых стран мира по математике и естественнонаучным
дисциплинам (чем традиционно была сильна советская,
российская школа) российские школьники оказались по
большинству параметров в середине третьей (последней)
группы стран. Россия в настоящее время находится в
числе стран (включая в основном государства Африки),
которые не перешли на общераспространенное в мире
12-13 или 14-летнее полное среднее общее образование.
За последнее десятилетие на 12-летнюю систему образования
перешли государства Восточной Европы, а также Молдова,
Белоруссия, страны Балтии. Переход на 12-летнее образование
потребует решения вопросов, затрагивающих интересы
всего общества. Поэтому проблема увеличения сроков
обучения прорабатывается уже более 5 лет в институтах
Российской академии образования. Этапы этой работы
освещаются в средствах массовой информации и педагогической
печати. Президиумы Российской академии наук и Российской
академии образования одобрили в целом переход на 12-летнее
полное среднее образование, который позволит решить
ряд содержательных проблем средней школы, поднять
в целом интеллектуально-образовательный потенциал
нации. В связи с вопросами об экономических аспектах
перехода на 12-летнее образование следует учитывать,
что демографический спад рождаемости к 2010 году (в
российской школе будет на 30% меньше детей) позволит
осуществить в этот период поэтапное увеличение срока
освоения программ начального, основного общего и среднего
(полного) общего образования практически без дополнительных
финансовых затрат, сохранив тысячи сельских школ страны
и сотни тысяч рабочих мест для учителей.
Вице-премьер правительства РФ
Валентина МАТВИЕНКО
|