[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Наталья Савельева
"4+6+2": старт дан

Коллегия Министерства образования определила структуру 12-летней школы

Учительская газета, 9.03.1999

О переходе на 12-летнее образование за последнее время сказано и написано немало. Ничего принципиально нового министерская коллегия, состоявшаяся 26 января, не внесла. Еще раз обговаривались плюсы и минусы (первых было значительно больше) грядущих перемен. Дискуссия, судя по всему, не предусматривалась. Было ясно - решение ожидается положительное.

Итак, на уровне Министерства образования решение принято. Коллегия согласилась с предложением Департамента общего среднего образования МО РФ, Российской академии образования о дальнейшей разработке структуры 12-летнего (полного) общего образования. Второй пункт решения гласит: "Просить Российскую академию образования в целях обеспечения научного подхода продолжить работу по определению концепции содержания двенадцатилетнего общего среднего образования, разработке содержания образовательных областей Базисного учебного плана".

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендовано: "Изучить возможности постепенного перехода общеобразовательных учреждений на 12-летний срок обучения с учетом изменения демографической ситуации в регионах. Провести анализ регионального компонента содержания образования. <...> До 10 апреля представить в Минобразование России обобщенные материалы обсуждений для систематизации и учета мнения при решении вопроса перехода на 12-летний срок обучения". Сложнейшую задачу возложили и на Управление экономики: подготовить до 1 апреля необходимые экономические расчеты.

Министр образования В.М. ФИЛИППОВ несколько раз подчеркнул, что введение 12-летки - проблема многоаспектная и многолетняя и что решение будет приниматься позже Правительством России.

Основной докладчик Маргарита ЛЕОНТЬЕВА, начальник Департамента общего среднего образования, начала с того, что сегодня "мы соглашаемся или не соглашаемся с предложенной структурой", после чего работа будет продолжена. Весь свой доклад Маргарита Романовна посвятила педагогической целесообразности введения 12-летки.

Второй основной докладчик Валерий ПОЛЯКОВ, вице-президент РАО, изложил уже знакомую многим, позицию президиума РАО. Была высказана мысль о возможности возврата к обучению детей с 6 лет (по этому случаю можно и нагрузку пересмотреть!), а также о "десятилетнем всеобуче" ("нужны строгие государственные гарантии, а то сейчас многие дети даже девятилетку не могут окончить!").

Как всегда, эмоционально и сильно выступила Марьяна БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии РАО: "12-летка, и даже 13-летка, уже существуют! Посмотрите, сколько у нас дошкольных гимназий и классов! Ученик начальной школы физически не может работать больше пяти часов, поэтому мы сократили часы на филологию (на 49%) и на математику (на 62%), то есть в два раза интенсифицировали учебный процесс! Школа просто вынуждена делать пристройку снизу и вводить отбор или разделение детей. Эффективность от этого - нулевая, так как количество коррекционных классов в средней школе увеличивается. В начальной школе мы имеем дело со скрытым увеличением нагрузки, а в основной школе - с явным. И это в то время, когда здоровье наших детей находится на уровне сохранения популяции!"

Позиция Евгения БУНИМОВИЧА, депутата Московской городской Думы, заслуженного учителя России. 11 и 12-е классы возможны только при условии строгой дифференциации, совершенно другой схемы работы. "Иначе мы детей в школе не удержим. План РАО просто катастрофичен. Нельзя размазывать сегодняшнюю школу при всех ее недостатках еще на год". Второе - служба в армии. И Марьяна Безруких, и Евгений Бунимович говорили, что гораздо целесообразнее и с физиологической, и с психологической точек зрения служить с 19 лет.

Евгений БУТКО, начальник управления начального профессионального образования МО РФ, поддержал идею десятилетки ("увеличение основной школы - шаг правильный. У нас по Конституции всеобщее ОСНОВНОЕ образование"). 80% детей, поступающих в систему НПО, приходят после 9-го класса. Здесь возможны три решения. Либо продолжать программу 11-12-х классов в стенах учреждений НПО, либо реализовать часть этой программы, необходимой для освоения профессии, либо ее вообще не реализовывать, но тогда это уже тупиковая ветвь. Между тем 4,8% выпуск-ников системы НПО идут в вузы.

Любовь КЕЗИНА, председатель Московского комитета образования, поддержала всех выступающих до нее. "Мы должны сверять часы с тем, что происходит в мировом образовании. Некоторые школы пытаются самостоятельно войти в международный бакалавриат. В основу нужно поставить обновление содержания образования. Новое содержание требуется и сегодняшней школе, не говоря уж о завтрашней. А затем можно говорить о стандартах, методиках, технологиях... - это все инструментарий для реализации обновленного содержания. Мы не сделали старшую школу вариативной, кроме, разумеется, школ специальных. Нужно дать учащимся право формировать свой личностно-ориентированный учебный план.

Последним взял слово Эдуард ДНЕПРОВ. В отличив от ряда своих недавних высказываний в прессе с критикой 12-летки его речь на коллегии не шла вразрез с другими выступлениями. "12-летка - не узко школьная проблема. Это мощнейший социальный проект. Нужно все просчитать, иначе Министерство образования обвинят в непрофессионализме. Путь, который предлагает РАО, непродуктив-ный и опасный - это консервация существующего положения в школе. Наоборот, необходима глубокая переработка содержания образования. Кроме того, мы всю гуманитарную часть "выбросили" в региональный компонент, а говорим об едином образовательном пространстве..."

Единственное несогласие с предлагаемой структурой 12-летки внес Исаак КАЛИНА, начальник управления образования Оренбургской области. 80% школ в области сельские. И, по мнению Калины, сельской школе больше подходит структура 5+5+2. В селах часто бывают лишь начальные классы, а в 10 лет ребенка страшно отпускать из дома. Да и десятилетка задержит ребенка дома на год дольше, а подросшие дети очень нужны родителям на сельском подворье.

Отвечая ему, В.М. Филиппов сказал, что сельская специфика школ будет всегда и что продолжается работа над специальными целевыми программами по сельской школе.

Подводя итог, министр согласился, что структура 4+6+2 - самая удобная. Выслушав все аргументы "за" и "против", он поддержал сторонников 12-летки. Несмотря на невысокие результаты международных исследований, все-таки наша система образования одна из лучших. Это показывают "продвинутые" тесты и международные олимпиады. Конечно, вопрос содержания нужно прорабатывать. Нужны и вариативность, личностно-ориентированные планы, и отдельные старшие школы, хотя это будет в условиях России очень нескоро.

Основная проблема 12-летки лежит "вне образовательного сообщества". Нельзя забывать, что на здоровье детей влияет среда, а на качество образования - социально-экономическая среда. В некоторых школах нет даже мела.

...В день, когда я готовила отчет с коллегии, началась Всероссийская акция протеста учителей. Это печальное событие и фраза министра насчет мела неожиданно связались для меня в одно. Несмотря на все явные доводы в защиту 12-летки, вопрос финансирования 12-летнего образования остается все-таки не совсем ясным. Откуда появятся деньги, если учителям до с пор не отданы долги? Сколько затрат потребуют новые учебники, программы и т.д.?

Вопрос о том, чтобы войти в мировое образовательное пространство, тоже решается гораздо проще. Министр писал об этом в "Новых Известиях" 22 сентября прошлого года. "Нам остается только подписать конвенцию (совместная Лиссабонская конвенция ЮНЕСКО и Совета Европы 1997 года. - Н.С.), ратифицировать ее через парламент. К слову, в Лиссабоне ее в первый же день подписали 27 стран, включая почти все государства СНГ... А Россия по-чему-то тянет..."

предыдущая страница | индекс | следующая страница

Cм. также:

Деятельность ОПОО "Объединение Яблоко"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]