О переходе на 12-летнее образование за последнее
время сказано и написано немало. Ничего принципиально
нового министерская коллегия, состоявшаяся 26 января,
не внесла. Еще раз обговаривались плюсы и минусы (первых
было значительно больше) грядущих перемен. Дискуссия,
судя по всему, не предусматривалась. Было ясно - решение
ожидается положительное.
Итак, на уровне Министерства образования решение
принято. Коллегия согласилась с предложением Департамента
общего среднего образования МО РФ, Российской академии
образования о дальнейшей разработке структуры 12-летнего
(полного) общего образования. Второй пункт решения
гласит: "Просить Российскую академию образования
в целях обеспечения научного подхода продолжить работу
по определению концепции содержания двенадцатилетнего
общего среднего образования, разработке содержания
образовательных областей Базисного учебного плана".
Органам управления образованием субъектов Российской
Федерации рекомендовано: "Изучить возможности
постепенного перехода общеобразовательных учреждений
на 12-летний срок обучения с учетом изменения демографической
ситуации в регионах. Провести анализ регионального
компонента содержания образования. <...> До
10 апреля представить в Минобразование России обобщенные
материалы обсуждений для систематизации и учета мнения
при решении вопроса перехода на 12-летний срок обучения".
Сложнейшую задачу возложили и на Управление экономики:
подготовить до 1 апреля необходимые экономические
расчеты.
Министр образования В.М. ФИЛИППОВ несколько раз подчеркнул,
что введение 12-летки - проблема многоаспектная и
многолетняя и что решение будет приниматься позже
Правительством России.
Основной докладчик Маргарита ЛЕОНТЬЕВА, начальник
Департамента общего среднего образования, начала с
того, что сегодня "мы соглашаемся или не соглашаемся
с предложенной структурой", после чего работа
будет продолжена. Весь свой доклад Маргарита Романовна
посвятила педагогической целесообразности введения
12-летки.
Второй основной докладчик Валерий ПОЛЯКОВ, вице-президент
РАО, изложил уже знакомую многим, позицию президиума
РАО. Была высказана мысль о возможности возврата к
обучению детей с 6 лет (по этому случаю можно и нагрузку
пересмотреть!), а также о "десятилетнем всеобуче"
("нужны строгие государственные гарантии, а то
сейчас многие дети даже девятилетку не могут окончить!").
Как всегда, эмоционально и сильно выступила Марьяна
БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии
РАО: "12-летка, и даже 13-летка, уже существуют!
Посмотрите, сколько у нас дошкольных гимназий и классов!
Ученик начальной школы физически не может работать
больше пяти часов, поэтому мы сократили часы на филологию
(на 49%) и на математику (на 62%), то есть в два раза
интенсифицировали учебный процесс! Школа просто вынуждена
делать пристройку снизу и вводить отбор или разделение
детей. Эффективность от этого - нулевая, так как количество
коррекционных классов в средней школе увеличивается.
В начальной школе мы имеем дело со скрытым увеличением
нагрузки, а в основной школе - с явным. И это в то
время, когда здоровье наших детей находится на уровне
сохранения популяции!"
Позиция Евгения БУНИМОВИЧА, депутата Московской городской
Думы, заслуженного учителя России. 11 и 12-е классы
возможны только при условии строгой дифференциации,
совершенно другой схемы работы. "Иначе мы детей
в школе не удержим. План РАО просто катастрофичен.
Нельзя размазывать сегодняшнюю школу при всех ее недостатках
еще на год". Второе - служба в армии. И Марьяна
Безруких, и Евгений Бунимович говорили, что гораздо
целесообразнее и с физиологической, и с психологической
точек зрения служить с 19 лет.
Евгений БУТКО, начальник управления начального профессионального
образования МО РФ, поддержал идею десятилетки ("увеличение
основной школы - шаг правильный. У нас по Конституции
всеобщее ОСНОВНОЕ образование"). 80% детей, поступающих
в систему НПО, приходят после 9-го класса. Здесь возможны
три решения. Либо продолжать программу 11-12-х классов
в стенах учреждений НПО, либо реализовать часть этой
программы, необходимой для освоения профессии, либо
ее вообще не реализовывать, но тогда это уже тупиковая
ветвь. Между тем 4,8% выпуск-ников системы НПО идут
в вузы.
Любовь КЕЗИНА, председатель Московского комитета образования,
поддержала всех выступающих до нее. "Мы должны
сверять часы с тем, что происходит в мировом образовании.
Некоторые школы пытаются самостоятельно войти в международный
бакалавриат. В основу нужно поставить обновление содержания
образования. Новое содержание требуется и сегодняшней
школе, не говоря уж о завтрашней. А затем можно говорить
о стандартах, методиках, технологиях... - это все
инструментарий для реализации обновленного содержания.
Мы не сделали старшую школу вариативной, кроме, разумеется,
школ специальных. Нужно дать учащимся право формировать
свой личностно-ориентированный учебный план.
Последним взял слово Эдуард ДНЕПРОВ. В отличив от
ряда своих недавних высказываний в прессе с критикой
12-летки его речь на коллегии не шла вразрез с другими
выступлениями. "12-летка - не узко школьная проблема.
Это мощнейший социальный проект. Нужно все просчитать,
иначе Министерство образования обвинят в непрофессионализме.
Путь, который предлагает РАО, непродуктив-ный и опасный
- это консервация существующего положения в школе.
Наоборот, необходима глубокая переработка содержания
образования. Кроме того, мы всю гуманитарную часть
"выбросили" в региональный компонент, а
говорим об едином образовательном пространстве..."
Единственное несогласие с предлагаемой структурой
12-летки внес Исаак КАЛИНА, начальник управления образования
Оренбургской области. 80% школ в области сельские.
И, по мнению Калины, сельской школе больше подходит
структура 5+5+2. В селах часто бывают лишь начальные
классы, а в 10 лет ребенка страшно отпускать из дома.
Да и десятилетка задержит ребенка дома на год дольше,
а подросшие дети очень нужны родителям на сельском
подворье.
Отвечая ему, В.М. Филиппов сказал, что сельская специфика
школ будет всегда и что продолжается работа над специальными
целевыми программами по сельской школе.
Подводя итог, министр согласился, что структура 4+6+2
- самая удобная. Выслушав все аргументы "за"
и "против", он поддержал сторонников 12-летки.
Несмотря на невысокие результаты международных исследований,
все-таки наша система образования одна из лучших.
Это показывают "продвинутые" тесты и международные
олимпиады. Конечно, вопрос содержания нужно прорабатывать.
Нужны и вариативность, личностно-ориентированные планы,
и отдельные старшие школы, хотя это будет в условиях
России очень нескоро.
Основная проблема 12-летки лежит "вне образовательного
сообщества". Нельзя забывать, что на здоровье
детей влияет среда, а на качество образования - социально-экономическая
среда. В некоторых школах нет даже мела.
...В день, когда я готовила отчет с коллегии, началась
Всероссийская акция протеста учителей. Это печальное
событие и фраза министра насчет мела неожиданно связались
для меня в одно. Несмотря на все явные доводы в защиту
12-летки, вопрос финансирования 12-летнего образования
остается все-таки не совсем ясным. Откуда появятся
деньги, если учителям до с пор не отданы долги? Сколько
затрат потребуют новые учебники, программы и т.д.?
Вопрос о том, чтобы войти в мировое образовательное
пространство, тоже решается гораздо проще. Министр
писал об этом в "Новых Известиях" 22 сентября
прошлого года. "Нам остается только подписать
конвенцию (совместная Лиссабонская конвенция ЮНЕСКО
и Совета Европы 1997 года. - Н.С.), ратифицировать
ее через парламент. К слову, в Лиссабоне ее в первый
же день подписали 27 стран, включая почти все государства
СНГ... А Россия по-чему-то тянет..."
|