Судебно-правовая реформа имеет определяющее значение для формирования политического климата в стране. Подлинной или номинальной будет демократия, зависит в основном от того, по каким правилам строятся взаимоотношения личности и власти, какими законами обеспечивается самостоятельность и беспристрастность судов, надежность судебной защиты от произвола и беззакония, справедливость наказания, доступность декларированных в Конституции прав и свобод.
Всероссийское Демократическое Совещание заявляет, что основной целью судебной реформы должно стать построение такой правовой системы, которая обеспечивала бы защиту гражданских, социальных, экономических прав и свобод человека и гражданина.
За последние десять лет сделано немало. Предприняты первые шаги к построению цивилизованной судебной системы, независимость которой гарантирована прежде всего несменяемостью и неприкосновенностью судей. Созданы Конституционный Суд России и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Вместо административного по своей природе государственного арбитража образована система полноценных арбитражных судов, действующих на началах состязательности. Формируется институт мировых судей. В девяти регионах страны созданы суды с участием присяжных заседателей. Введена процедура обжалования в суд действий и бездействия властных органов и должностных лиц. Учреждения уголовно-исполнительной системы и почти все следственные изоляторы переданы в ведение Минюста России, что способствует улучшению положения в местах предварительного заключения и лишения свободы.
В то же время практическая ситуация в сфере судопроизводства и судоустройства характеризуется серьезными проблемами. Половинчатое, непоследовательное реформирование обернулось эклектичностью действующего законодательства, прежде всего отставанием процессуальных норм от институциональных преобразований. Судопроизводство, вопреки Конституции, не является состязательным, практически не реализован принцип равенства сторон в процессе. Предусмотренный Конституцией судебный порядок применения ареста до сих пор не действует. Не претерпел существенных изменений порядок предварительного расследования уголовных дел. Не были реформированы прокуратура, милиция, другие органы уголовного преследования. Следствие распылено по целому ряду ведомств. В целом, реформа не обеспечена надлежащими кадрами, правовым просвещением, достаточным финансированием; суды и правоохранительные органы сталкиваются с объективными трудностями социально-экономического характера.
Все это порождает:
слабость судебной защиты;
недоступность юридической помощи для неимущих и жертв преступлений;
широкомасштабное использование в ходе досудебного производства пыток и содержание заключенных в условиях, равнозначных пытке;
большую загруженность следователей и судей делами;
недостаточную квалификацию судей и сотрудников правоохранительных органов;
волокиту при рассмотрении дел в судах;
практику финансирования федеральных судов из региональных бюджетов,
коррумпированность органов уголовного преследования и судов;
умаление роли представителей народа в осуществлении правосудия,
невозможность общественного контроля государственной деятельности в этой сфере.
Граждане не доверяют судебной власти, боятся правоохранительных органов. В обществе торжествует правовой нигилизм.
Считая необходимым скорейшее практическое осуществление комплексной судебно-правовой реформы, основной целью которой должна стать реальная и действенная защита прав и свобод человека, Демократическое Совещание определяет следующие ее существенные элементы.
Судебная система
1. Необходима специализация судебных составов судов общей юрисдикции в целях более совершенного и обоснованного судебного разбирательства по самостоятельным отраслям права (трудовые и жилищные дела, жалобы потребителей, экологические правонарушения), а также в отношении несовершеннолетних. При этом система уголовной ювенальной юстиции должна базироваться на принципах восстановительного правосудия. Однако представляется преждевременным создание специальных судов для обжалования действий должностных лиц и нормативных правовых актов, что предусмотрено проектом закона о федеральных административных судах, принятым в первом чтении.
2. Необходимо сокращение юрисдикции военных судов и поэтапный отказ от специализированной военной юстиции вплоть до ее окончательной ликвидации в силу зависимости (в том числе материальной) военных судей и прокуроров от армейского руководства.
3. Должно быть обеспечено право на коллегиальное рассмотрение большинства категорий дел в судах всех инстанций (кроме мирового судьи). Представляется неприемлемой тенденция перехода к рассмотрению большинства уголовных и гражданских дел единолично судьей. Следует стремиться к расширению категорий дел, подведомственных суду присяжных.
4. Финансирование судов должно быть признано приоритетным и обеспечиваться в полном объеме исключительно из федерального бюджета, включая современное техническое оснащение судов, создание условий для стенографирования или звукозаписи судоговорения.
5. Рассмотрение дел в судах должно происходить с соблюдением требований справедливого судебного разбирательства, как это предусмотрено статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и с учетом практики Европейского суда по правам человека.
Участие общественности в отправлении правосудия:
1. Суд с участием присяжных заседателей должен быть учрежден на всей территории Российской Федерации в федеральных судах всех уровней для рассмотрения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях.
2. Представляется необходимым реформировать институт народных заседателей путем законодательного закрепления суда с участием квалифицированных заседателей по отдельным категориям дел, например, по трудовым спорам (по аналогии с введенными недавно заседателями арбитражных судов).
3. Следует сохранить право участия представителей общественных организаций в уголовном и гражданском процессах, исключив возможность необоснованного отклонения ходатайств о допуске общественного защитника или представителя.
4. Должна быть гарантирована гласность и открытость судебного заседания с правом всех присутствующих вести звукозапись, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статус судей
1. Независимость судей должна быть гарантирована и защищена федеральным конституционным законом. Судья может быть привлечен к ответственности при соблюдении усложненной процедуры, исключающей возможность вмешательства в этот процесс других ветвей власти.
2. Одновременно должны быть поддержаны предложения о включении в состав квалификационных коллегий представителей юридической и правозащитной общественности как формы гражданского контроля за судебной властью.
3. Рассмотрение материалов о прекращении судейских полномочий должно происходить на заседаниях квалификационных коллегий на основании близкой к судебной процедуры, которую необходимо определить в законе.
Следствие и дознание
1. Следствие должно быть отделено от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и дознание (МВД, ФСБ, налоговой полиции), а также выведено из прокуратуры, для чего необходимо создание самостоятельного Следственного комитета.
2. Должны быть обеспечены независимость и юридическая квалификация следователя. Начальники следственных отделов и иные лица, занимающие руководящие должности, должны быть лишены процессуальных полномочий и возможности вмешиваться в ход расследования.
3. Во исполнение обязательств Российской Федерации, принятых при вступлении в Совет Европы, следственные изоляторы ФСБ должны быть переданы в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции.
Прокуратура
1. Следует установить перечень вопросов, по которым прокурор вправе обращаться в суд: в интересах государства, субъектов Федерации и муниципальных образований, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, по спорам, а также в защиту тех, кто по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Федеральным законом должны быть определены категории дел, по которым участие прокурора обязательно, включая споры по трудовым правоотношениям, дела, затрагивающие права и интересы несовершеннолетних.
Прокурор, как сторона в судебном процессе, не может обладать процессуальными преимуществами, что является важнейшей гарантией равноправия сторон. Обращение прокурора в надзорную инстанцию допустимо только по инициированным им делам.
2. Право прокурора по опротестованию незаконных нормативных актов должно быть заменено соответствующей обязанностью.
3. Полномочия прокурора в части надзора за исполнением закона должны распространяться только на органы государственной власти и местного самоуправления, оперативно-розыскную деятельность, следствие, систему исполнения наказания, организации со специальным режимом. Кроме того, надзор должен быть обеспечен за соблюдением прав лиц, которые ограничены в возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.
4. Прокуратура обязана своевременно предавать гласности все факты нарушения прав и законных интересов граждан, выявленные при осуществлении прокурорского надзора, и оперативно принимать по ним меры.
Адвокатура
1. Следует решить проблему доступности квалифицированной юридической помощи независимо от материального положения граждан, в том числе при рассмотрении гражданских дел.
2. Все адвокатские сообщества должны нести обязательства по оказанию бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом. Оказание такой помощи должно обеспечиваться адекватным вознаграждением за счет средств государственного бюджета всех уровней.
3. Закон об адвокатуре должен гарантировать независимость адвоката от Минюста и других государственных инстанций, не допустить управляемости адвокатского сообщества.
4. В целях обеспечения независимости и самоуправляемости адвокатуры провести широкое обсуждение с участием адвокатского сообщества проекта федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" до рассмотрения его во втором чтении.
Уголовный процесс
В Уголовно-процессуальном кодексе должен быть максимально реализован конституционный принцип состязательности. Обновление уголовно-процессуального закона должно повлечь приоритетную защиту прав потерпевших, невозможность применения пыток к задержанным, недобросовестного обвинения и должностного произвола, жесткое ограничение оснований и сроков досудебного содержания под стражей и, как следствие, радикальное сокращение численности заключенных.
Для этого необходима не формальная, а содержательная процедура при применении судьей ареста, срок продления которого следует сократить до девяти месяцев. Право на защиту должно действовать непосредственно с момента фактического задержания (в том числе в отношении военнослужащих), включая право на свободный выбор защитника. Сторона защиты должна иметь равные со стороной обвинения права по собиранию и закреплению обнаруженных ею доказательств; установлена процедура судебного обжалования действий дознавателя, следователя, прокурора. Необходимо безоговорочное соблюдение принципа презумпции невиновности, которая не должна подлежать обязательному доказыванию.
Сокращение численности тюремного населения
1. Необходим пересмотр уголовного законодательства, направленный на смягчение санкций уголовного наказания, расширение круга смягчающих ответственность обстоятельств.
2. Следует пересмотреть судебную практику в сторону снижения ее репрессивности, в первую очередь по делам о кражах и незаконном обороте наркотиков, не связанном со сбытом.
3. Необходимо расширение круга оснований досрочного освобождения от наказания, ликвидации искусственных препятствий со стороны администрации уголовно-исполнительной системы применению этой меры.
4. Следует незамедлительно восстановить практическое применение института помилования Президентом РФ.
5. Необходимо законодательно регламентировать процедуру применения конституционной нормы о праве осужденного просить о смягчении вступившего в силу приговора.
Смертная казнь
Исполняя обязательства, принятые при вступлении в Совет Европы, Россия должна ратифицировать Протокол № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, внести изменения в законодательство, полностью исключив из него упоминание наказания в виде смертной казни.
Гражданский и арбитражный процесс
1. Необходима унификация гражданского и арбитражного процессуального законодательства.
2. Нельзя допустить ограничения гласности судебного разбирательства, увеличения сроков рассмотрения дел, установления ограничений доступа к правосудию (например, на основании предусмотренного договором сторон досудебного порядка разрешения спора). Неприемлемым представляется наделение вышестоящих судов правом давать толкования закона, имеющие обязательную силу.
Надзорное производство
1. Обращения в порядке надзора должны рассматриваться коллегиально составом суда, а само рассмотрение дел в надзорной инстанции происходить в судебном заседании.
2. Нельзя допустить ограничения права на обращение в надзорную инстанцию по формальным основаниям (в том числе в зависимости от факта предшествующего обращения в апелляционную или кассационную инстанцию). Также недопустим отказ от судебного надзора за решениями мировых судей.
3. Следует сохранить в процессуальном законодательстве право Уполномоченного по правам человека в РФ обращаться в надзорную инстанцию в пределах его компетенции.
Гражданский контроль
1. Необходимо введение института общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, в первую очередь - в отношении задержанных, содержащихся в органах внутренних дел и других "силовых" ведомств. Для этого следует безотлагательно принять соответствующий проект федерального закона, продвижению которого уже несколько лет препятствует Правительство.
2. Общественным объединениям должно быть предоставлено процессуальным законом право обращения в суд в защиту публичных интересов, прав отдельных граждан и неопределенного круга лиц.
Правовое образование
Необходимо закрепить в общеобразовательных стандартах и ввести в школах, средних и высших учебных заведениях правовое обучение. Система юридического образования, подготовки и повышения квалификации кадров должна быть построена с учетом требований судебной реформы и конституционных положений о приоритете прав человека.
Всероссийское Демократическое Совещание заявляет, что обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина, неприкосновенности и безопасности личности, защита частной собственности и общественных интересов, гарантии от государственного произвола - все это возможно лишь в случае, если судебно-правовая система будет соответствовать изложенным выше принципам.
|