[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Оборонная политика]
Интервью подготовил А. Костин
Интервью Г.А.Явлинского журналу "Морской сборник"
  "Морской сборник", 1996, № 4, с.7-10

Со времени нашей последней беседы прошло более полутора лет, в течение которых состояние Военно-Морского Флота России продолжало ухудшаться. Несмотря на ряд слушаний в Думе, как представляется, реальных шагов по исправлению сложившегося положения в данном деле на законодательном уровне предпринято не было. Не могли бы Вы сказать, в чем причина этого?

Григорий Явлинский: Для такого положения есть как минимум три причины. Первая. У нашего государства до сих пор нет четкой и ясной военной доктрины. Есть лишь ее общие положения, которые были опубликованы в ноябре 1993 года. Но они скорее являются рассуждениями на тему о современной политической ситуации и возможных формах и видах вооруженных конфликтов, в которых могут участвовать российские Вооруженные Силы. Однако это относится скорее к самой общей теории, тогда как военная доктрина должна быть не теоретическим трактатом, а руководством к действию для тех, кто управляет Вооруженными Силами, готовит их к возможному использованию в интересах государства и обеспечивает их вооружением и боевой техникой.

Из существующей же доктрины не ясно, кто может быть потенциальным противником России, в каких районах и в какой период времени может возникнуть угроза военного столкновения, какими предполагаются масштаб и формы ведения там боевых действий и какую роль в них будут играть различные виды Вооруженных Сил и рода войск государства, в частности, Военно-Морской Флот. Отсюда и неясность в отношении необходимых масштабов финансирования Вооруженных Сил. В своей военной политике и военном строительстве правительство идет не от начала, то есть определения потребностей обороны, а от конца, то есть от бюджетных возможностей. Мы считаем это сугубо неправильным и, можно сказать даже, порочным подходом.

Вторая причина состоит в том, что вся бюджетная и финансовая политика российского правительства, на наш взгляд, неправильная. Когда при небывалом промышленном спаде целью бюджетной политики является ликвидация дефицита бюджета, а не создание факторов его роста, это буквально душит все бюджетные сферы экономики, начиная от образования и здравоохранения и кончая обороной, являющейся самой большой бюджетной сферой. При продолжающемся, что бы там не говорили, экономическом спаде сужается налоговая база государства, а значит в абсолютном исчислении сокращается его бюджет. Поэтому на глазах разваливаются важнейшие элементы жизнедеятельности страны и общества, к которым, безусловно, относятся оборона, безопасность, здравоохранение и образование.

Надежда на внешние кредиты и заимствования, с нашей точки зрения, не только унизительна для России, но и контрпродуктивна, поскольку, как наркотик, дает лишь временное облегчение, но не выздоровление. Это ведет экономику во все более глубокий тупик. Кредиты хороши, когда они способствуют экономическому росту, но не тогда, когда ими пытаются заткнуть бюджетные дыры, образующиеся в ходе продолжающегося экономического и бюджетного спада. Мы же имеем разработанную альтернативную программу экономической и финансовой политики, при которой можно обеспечить достаточное финансирование этих важнейших областей.

И третье. Возможности Государственной думы влиять на выработку бюджета и в еще большей степени контролировать его исполнение крайне ограниченны. В частности, если бы Дума утверждала военный бюджет не по семи статьям, а детально по каждому виду Вооруженных Сил и по каждой статье (содержание, НИОКР, закупки вооружений), то те обоснованные с точки зрения безопасности ассигнования, которые она утверждала бы для Вооруженных Сил, включая Военно-Морской Флот, можно было бы профинансировать в полном объеме. Иногда складывается впечатление, что ни правительство, ни министерство обороны не заинтересованы в открытости военного бюджета, а стремятся не позволить Думе делить с исполнительной властью полномочия и ответственность за военную политику и военное строительство - пусть это даже ведет к прямому развалу обороноспособности страны.

Смеем надеяться, что высказанное Вами ранее мнение о необходимости для России располагать дееспособным Военно-Морским Флотом осталось неизменным. Не могли бы Вы поделиться планами Вашей фракции, которые бы перевели проблему сохранения и развития отечественного ВМФ в плоскость конкретных мероприятий, отвечающих реальным его потребностям для обеспечения гарантированной защиты наших национальных интересов на морях и океанах и безопасности государства с этих направлений?

Григорий Явлинский: Наша фракция считает ВМФ важнейшим элементом обороноспособности России, как на уровне стратегического ядерного баланса, так и на уровне баланса обычных вооруженных сил и участия в коллективных миротворческих операциях, где Военно-Морскому Флоту принадлежит важнейшая роль. При изменении общей бюджетной политики и, в частности, финансирования обороны, мы уделили бы первоочередное внимание содержанию остающихся у России военно-морских сил (включая такую важную сферу, как судоремонтная база), а также сохранению достигнутого уровня науки и техники и, безусловно, поддержанию ядра военного судостроения и производства военно-морских вооружений. Сохранив эту основу в течение ближайших двух-трех лет, по мере расширения бюджетных возможностей, мы возобновили бы оптимальную программу развития флота, в первую очередь, стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок и тех сил и средств, которые обеспечивают их боевую устойчивость: надводных боевых кораблей и современной морской авиации берегового и палубного базирования.

При этом, не желая выглядеть безответственными популистами, стремящимися просто завоевать симпатии военных моряков, считаем необходимым подчеркнуть, что океанский флот времен уважаемого адмирала Горшкова в ближайшем будущем едва ли будет по средствам нашей стране. Однако обеспечить оптимальную защиту интересов России на море и ее оборону на Севере и на Дальнем Востоке, равно как на Балтике и в Черноморско-Каспийском бассейне, мы вполне в состоянии. Хочу еще раз особо подчеркнуть, что как великая держава Россия просто обязана поддерживать стратегическое равновесие со странами Запада, соответствовать уровням Договоров СНВ-1 и СНВ-2: то есть развивать морскую составляющую своих стратегических ядерных сил, равно как и средств, обеспечивающих ее боевую устойчивость.

В Вашем ответе на последний из вопросов, заданных летом 1994 года, высказывалось мнение о том, что 1996 год - год 300-летия Российского флота - не превратится в "поминки" по нем, а должен открыть новую страницу его развития, когда начнутся позитивные изменения в деле оснащения ВМФ и улучшения положения моряков. Увы, по целому ряду причин достичь этого пока не удалось. Поэтому и моряков, и всех, кого в условиях наращивания морской мощи ближними и дальними соседями России беспокоит состояние нашей обороноспособности, интересует вопрос: когда же прогнозируется законодательная реализация многочисленных заявлений по данному вопросу, и не может ли она стать запоздалой?

Григорий Явлинский: За "многочисленные заявления по данному вопросу" мы отвечать не можем, но что касается наших заявлений - мы уверены, что наша бюджетная и финансовая альтернатива разрушительной политике нынешнего руководства создала бы прочную базу для реализации названных выше первоочередных задач сохранения и развития российского военного флота. В июне нынешнего года народ России будет выбирать нового Президента, а значит и новое правительство. Если он сделает правильный выбор, то мы, со своей стороны, гарантируем выполнение наших обязательств по отношению к обществу и государству, Вооруженным Силам и Военно-Морскому Флоту, как их важной и неотъемлемой составной части.

В первую очередь, наряду с изменением бюджетно-экономической стратегии государства, нужно предельно четко и недвусмысленно определить внешнеполитические интересы и приоритеты России, ее оборонные потребности, включая военно-морской компонент нашей безопасности. Для этого мы привлекли бы лучшие умы, которыми еще не оскудела Россия, в области международных отношений, безопасности, военной науки и военного искусства, кораблестроения и современных военных технологий, не исключая и гражданских специалистов, занимающихся военно-политическими, стратегическими и военно-техническими вопросами. Ясно определив задачи флота на ближайшую и долгосрочную перспективу, мы могли бы изыскать необходимые финансовые экономические ресурсы для проведения разумной и обоснованной военно-морской политики и военного строительства.

Сам по себе Военно-Морской Флот не может обеспечить безопасность России, но в то же время безопасность России не может быть гарантирована без сильного и современного Военно-Морского Флота. Задача состоит в том, чтобы привести к общему знаменателю военные потребности и экономические возможности России, в том числе и в ее оборонной политике на морях и океанах. Мы не хотим никому обещать больше, чем можем сделать. В то же время мы обязуемся выполнить то, что обещаем. Гарантией этому является наше понимание методики четкого определения военно-морских потребностей и наше понимание путей выправления экономической и финансовой ситуации в стране.

Интервью подготовил А. Костин
"Морской сборник", 1996, № 4, с.7-10
[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Оборонная политика]