Опустошительное цунами, которое в конце 2004 г. обрушилось
на страны Юго-Восточной Азии, может существенно повлиять на
экспорт российских вооружений. Так, 7 января 2005 г. министр
обороны Индонезии Ювоно Сударсоно заявил, что вместо 12 российских
истребителей Су-30 Индонезия закупит (сумма предполагаемой
сделки оценивалась в 890 млн долл.) американские военно-транспортные
самолеты «Геркулес» и вертолеты, необходимые для ликвидации
последствий цунами. По мнению российских экспертов, заморозит
на несколько лет свое намерение закупить Су-30МК и Таиланд.
В отношении Малайзии прогноз не столь пессимистичен. Эту страну
бедствие затронуло меньше соседних государств. К тому же Малайзия
уже заключила 2003 году контракт на закупку 18 истребителей
Су-30МКМ на сумму более 900 млн долл. Работы по модернизации
Су-30 в вариант Су-30МКМ уже выполняются, и согласно подписанным
соглашениям первые поставки должны начаться в 2006 году. По
мнению экспертов, предполагаемая сумма упущенной выгоды российского
ОПК может составлять до 1,5 млрд долл. [4].
По информации директора Федеральной службы
по военно-техническому сотрудничеству Михаила Дмитриева, в
2004 г. поступления в Россию от продажи вооружений и военной
техники составили 6 млрд долл. Из них 5,12 млрд долл. пришлось
на поставки по линии ФГУП «Рособоронэкспорт» в 56 стран мира,
а также для ООН. Доля других самостоятельных субъектов ВТС
распределилась следующим образом: Тульское КБП – 242 млн,
РСК «МиГ» – 170 млн долл., КБМ (г. Коломна) – 80 млн, НПО
машиностроения (г. Реутов) – 32 млн долл. Четырнадцать оборонных
предприятий, имеющих лицензии на самостоятельный экспорт запчастей
к ВВТ, в совокупности получили 366 млн долл.
В 2004 г. авиационного вооружения было экспортировано
на 62%, морская составляющая экспорта увеличилась до 24%,
а вооружения ПВО – 6%. Доля экспорта вооружения Сухопутных
войск составила около 6% и была обеспечена в основном за счет
поставок стрелкового оружия, средств ближнего боя и бронетранспортеров
БТР-80.
Портфель заказов удерживается на уровне
14–15 млрд долл. Помимо традиционных партнеров достаточно
активно себя ведут Вьетнам, Южная Корея, Малайзия, Таиланд,
Мьянма, ряд других стран. Существуют хорошие перспективы сотрудничества
в Северной Африке (Марокко) и на Ближнем Востоке (Оман, Саудовская
Аравия) [14, 16].
Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт»
Сергей Чемезов сообщил, что с 2005 года будет преобладать
экспорт российской военно-морской техники и вооружений. На
сегодняшний день из портфеля заказов в 12 млрд долл. больше
половины составляют договоры по военно-морской линии. ФГУП
«Рособоронэкспорт» подходит к потолку (5–6 млрд долл.) объемов
продаж за рубеж вооружений и техники, так как у серийных предприятий
нет возможностей выпускать более современную продукцию, в
отличие от конструкторских бюро и научно-исследовательских
институтов. Для решения этой проблемы нужны инвестиции коммерческих
структур или самого государства [9].
За 2004 г. компания уплатила налогов на
сумму свыше 75 млн долл., в том числе в федеральный бюджет
– 55 млн, бюджет Москвы – 20 млн, бюджеты других городов –
300 тыс. долл. В течение года ФГУП «Рособоронэкспорт» оказал
помощь 25 предприятиям на сумму 151 млн долл. в виде поручительств,
под которые были получены банковские кредиты. Более того,
компания из собственных средств выдала займы предприятиям
на 10 млн долл.
В настоящее время Арзамасский машиностроительный
завод реализует несколько экспортных контрактов на поставку
бронетанковой техники. В частности, предприятие отправляет
в Уругвай 48 вездеходов «Водник», в Судан и Уганду, соответственно,
30 и 14 бронетранспортеров БТР-80. Предприятие активно занимается
модернизацией ранее выпущенных БТР-60, БТР-70 и БРДМ-2 [17].
Согласно подписанному в феврале 2005 г.
контракту АО «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская область)
в мае – июне поставит ВМФ Мексики 22 грузовых автомобиля.
Ранее уже было поставлено 52 автомобиля «Урал» и планируется
создание в Мексике производства по их сборке.
НПО «Сатурн» планирует поставить несколько
сотен двигателей АЛ-55, стоимость каждого из которых составляет
около 1 млн долл., для индийских учебно-тренировочных самолетов
(УТС) HJT-36. Индия рассматривает также возможность оснащения
двигателями АЛ-55 перспективных двухдвигательных УТС HJT-39,
разрабатываемых на базе однодвигательных HJT-36. Если будет
принято положительное решение по этому вопросу, количество
поставляемых российских двигателей может увеличиться до 1000
единиц. Контракт должен быть подписан в течение 2005 г., а
поставки начаться через полтора года после этого. Двигатель
создается НПО «Сатурн» в кооперации с Уфимским моторостроительным
производственным объединением.
По информации исполнительного директора
Ирбитского мотоциклетного завода (Свердловская обл.) Владимира
Юдина, к отправке в Ирак подготовлена очередная партия мотоциклов
«Урал». Весь контракт составляет 2 тыс. этих машин и должен
быть завершен к концу марта 2005 г. В дальнейшем предполагается
заключить контракты на поставку мотоциклов в Иорданию, Сирию
и Иран [18].
По сообщению генерального директора «Рособоронэкспорта»
Сергея Чемезова, 10 марта 2005 г. в г. Каракасе был подписан
контракт на поставку в Венесуэлу российских вертолетов. Российская
сторона поставит южно-американской республике 10 вертолетов.
Все поставляемые в Венесуэлу машины будут изготовлены специально
для эксплуатации в условиях влажного и тропического климата
этой страны. Сумма контракта составила 120
млн долл. [22]. |