Коллегия Счетной Палаты в апреле 2004 г. распространила заявление,
согласно которому ежегодные расходы на содержание казарменно-жилищного
фонда существенно превышают расходы на содержание военных
объектов и составляют более 25 млрд руб., масштабы высвобождения
из ведения Минобороны военного имущества не соответствуют
темпам реформирования ВС, а в вопросах сдачи в аренду некоторых
сооружений, находящихся в ведении ВС РФ, имеют место явные
попустительство и халатность. Так в результате несвоевременного
заключения дополнительных соглашений к ранее подписанным договорам
аренды зданий, находящихся в оперативном управлении ЦСКА,
убытки государства составили 239,6 млн руб. Всего в 2003 г.
Минобороны «неэффективно» и с финансовыми нарушениями потратило
более 14 млрд руб., это составляет почти 10% всех средств,
выделяемых на содержание личного состава армии и флота [«Независимое
военное обозрение», № 14 (374), 16.04. – 22.04.2004 г.].
19 апреля 2004 г. после оглашения приговора в зале Новосибирского
гарнизонного военного суда был взят под стражу бывший начальник
автослужбы 41-й армии Виктор Михайлов. Он признан виновным
в хищениях и растрате военной техники в 1999–2001 гг., повлекших
ущерб на сумму около 500 тыс. руб. Суд приговорил Михайлова
к 2,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии
общего режима, а также лишил воинского звания «генерал-майор»
[«Независимое военное обозрение», № 15 (375), 23.04. –
29.04.2004 г.].
Первый раз генерала взяли под стражу в августе 2003 г. во
исполнение приговора, который вынес тот же Новосибирский гарнизонный
военный суд. Тогда Михайлову дали 3 года лишения свободы.
Было доказано, что он необоснованно списал около 20 единиц
военной автотехники. Списанные автомобили отправляли на военный
авторемонтный завод, начальником которого был полковник Владимир
Бован. Здесь технику подновляли, после чего реализовывали
через коммерческую структуру по рыночным ценам. Для увеличения
прибыли генерал Михайлов прибегал к услугам оценочной фирмы,
которую возглавляла жена Бована. Оценщики многократно занижали
остаточную стоимость списываемой техники. Наличие процессуальных
нарушений тогда послужило основанием для отмены приговора
и возвращения дела на новое рассмотрение.
Осенью 2003 г., несмотря на заявления начальника Тыла ВС
генерала Владимира Исакова, многие военные округа не имели
всего необходимого (в первую очередь костюмов зимних утепленных,
сапог, перчаток зимних) для обеспечения личного состава по
зимнему плану снабжения. Такого не было даже во время хронического
недофинансирования ВС. В округах были вынуждены изымать недостающее
из неприкосновенных запасов – только в Московском военном
округе более 70 тыс. костюмов утепленных. И до настоящего
времени это имущество в неприкосновенный запас не возвращено
[«Независимое военное обозрение», № 19 (379), 28.05. –
03.06.2004 г.].
С приходом к руководству Центрального вещевого управления
(ЦВУ) генерал-лейтенанта Сергея Шляева закупки вещевого имущества
стали осуществляться всего на несколько фирмах, в первую очередь
на ЗАО «Легпромпрогресс». Только за 2003 г. эта фирма должна
была поставить для Министерства обороны 690 тыс. пар сапог,
155 тыс. костюмов утепленных, 360 тыс. костюмов летних и много
другого имущества. При этом были отстранены такие традиционные
поставщики, имеющие большие производственные мощности, как
ЗАО «Кузнецкобувь». ЗАО «Легпромпрогресс» не имела соответствующих
мощностей, поэтому просто перепродало контракт. Так весь 2003
г. в войска и поступали сапоги ЗАО «Легпрмпрогресс», изготовленные
ЗАО «Кузнецкобувь».
Постановлениями Правительства РФ 1997 г. № 778 и 1998 г. №
216 определено, что «поставщики самостоятельно приобретают
материальные ресурсы, необходимые им для выполнения государственных
контрактов. Включение в государственный контракт требований
о материально-техническом обеспечении сырьем и материалами…
не допускается». Однако ЦВУ МО РФ, нарушая эти постановления,
самостоятельно закупало сырье для изготовления костюмов полевых
летних, а затем заставляло фабрики покупать его, причем перевозки
ткани (а это не один миллион рублей) оплачивает Минобороны
России. Есть случаи, когда фабрикам, изготавливающим костюмы
полевые, в качестве оплаты предлагалась эта же ткань со ссылкой
на то, что денег для расчетов за полученную продукцию у министерства
нет.
По данным ЦВУ МО РФ, ЗАО «Легпромпрогресс» хронически не выполняло
своих обязательств по поставке продукции. Только за 1-й квартал
2003 г. ЗАО «Легпромпрогресс» не поставило Министерству обороны
70 тыс. костюмов летних, 31,8 тыс. костюмов зимних, 83 тыс.
пар сапог юфтевых и другого имущества на сумму более 200 млн
руб. Однако штрафные санкции к недобросовестному поставщику,
как этого требует п. 22 государственных контрактов, не были
предъявлены. Вместо этого дважды (12.04.2003 г. и 14.07.2003
г.) переносились сроки поставок на 2-й и 3-й кварталы. А на
основании договора № 18 от 4.11.2002 г. и дополнительных соглашений
от 5.05.2003 г. ЗАО «Легпромпрогресс» получил аванс в размере
59,6 млн руб. для закупки сырья, хотя до окончания действия
контракта оставался 1 месяц. Только после вмешательства Главной
военной прокуратуры генерал Шляев был вынужден предъявить
иск ЗАО «Легпромпрогресс» на сумму более 150 млн руб.
В период с 4 февраля по 1 апреля 2004 г. была проведена
выборочная проверка Главного военно-медицинского управления
(ГВМУ) Финансовой инспекцией МО РФ. Было установлено, что
бюджету Минобороны России нанесен ущерб более чем на 344 млн
руб. В то же время для полного переоснащения среднего госпиталя
необходимо около 100 млн руб., то есть, по самым скромным
расчетам, 3 госпиталя оставлено без оборудования [«Независимое
военное обозрение», № 19 (379), 28.05. – 03.06.2004 г.].
Из 89 организаций, подавших заявки на участие в конкурсе на
поставку медицинского оборудования по государственному оборонному
заказу, конкурсной комиссией отклонено 59 организаций. Среди
них крупнейшие отечественные производители медицинской техники:
ОАО «Тюменский завод медоборудования», ОАО «НПО Экран», ОАО
«ЛОМО», ОАО «Красногвардеец», ПК НПЦ им. Хруничева и т.д.
Конкурсы выиграли в основном малоизвестные посреднические
организации: ООО «Техносервис НТП», ООО «ВМ-Компания», ООО
«Гальтран» и другие, которые, не имея производственных мощностей,
финансовых и трудовых ресурсов для выполнения ГОЗ, получили
основной объем закупаемого медицинского оборудования (около
1,5 млрд руб.). При этом на долю предприятий-производителей
досталось только 1,3% от общего объема финансирования. При
этом стоимость закупаемого медицинского оборудования и имущества
необоснованно завышалась в 2–3 раза. Так, победителем торгов
в 2003 г. по ряду позиций на 537 млн руб. признано ООО «Техносервис
НТП», которое является посредником и представляет интересы
60 организаций. Как установлено представителями финансовой
инспекции МО РФ, переплачено из-за завышения цен 32 млн 356
тыс. руб.
Другой посредник, ООО «ВМ Компания», выигравший конкурс на
333,3 млн рублей, нанес бюджету МО РФ ущерб по 12 госконтрактам
на 47 млн 889 тыс. рублей. В интересах ООО «ВМ Компания» должностными
лицами ГВМУ МО РФ в нарушение условий проведения торгов без
всякого обоснования необходимости и предъявления штрафных
санкций было подписано 4 дополнительных соглашения с целью
переноса поставок медицинского оборудования на срок до 6 месяцев.
Упущенная выгода для Вооруженных Сил составила 67 млн 575
тыс. руб. В ходе проверки, проводимой финансовой инспекцией
Минобороны России, в течение 10 дней разыскивались должностные
лица этой компании. Но по юридическим и почтовым адресам,
указанным в госконтрактах, организации обнаружено не было,
по телефонам никто не отвечал. Аналогичных примеров очень
много.
За неоднократные избиения солдат осужден командир одной
из воинских частей Сибирского военного округа. Улан-Удинский
гарнизонный военный суд признал майора Макарова виновным в
превышении должностных полномочий и приговорил его к лишению
свободы сроком на четыре года, лишив права занимать организационно-распорядительные
должности и воинского звания [«Независимое военное обозрение»,
№ 22 (382), 18.06. – 24.06.2004 г.].
К пяти годам лишения свободы в колонии строгого режима приговорил
Североморский суд помощника командира тяжелого атомного ракетного
крейсера «Петр Великий» по финансово-экономической работе
капитан-лейтенанта Дениса Долгачева за хищение более 12 млн
руб. Эти деньги офицер получил путем завышения сумм, идущих
на закупку продовольствия и подделывая накладные на выплату
денежного довольствия личному составу крейсера. Во время следствия
и судебного разбирательства удалось вернуть примерно четвертую
часть этой суммы, которую финансист не успел растратить. Два
автомобиля, квартиру в Ярославле и видеотехнику, а также другое
его имущество, приобретенное незаконным путем, будет продано,
а вырученные деньги переданы государству [Интернет-сайт
www.strana.ru,
архив от 28.04.2004 г.]. |