В настоящее время численность центральных органов
военного управления в МО РФ составляет около 1 тыс. человек,
то есть около 0,1% численности Российской армии. В 2003 г.
на этот аппарат было истрачено около 1,52 млрд руб., что составляет
более 1% всех средств (141,08 млрд руб.), отводимых в военном
бюджете страны на обеспечение личного состава ВС РФ. По мнению
министра финансов Алексея Кудрина, сокращение аппарата министерства
приведет к повышению зарплаты оставшихся служащих [«Независимое
военное обозрение», № 13 (373), 09.04. – 15.04.2004 г.].
В соответствии с Федеральной целевой программой (ФЦП) «Переход
к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу
по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004–2007
гг. численность контрактников в соединениях и воинских частях
постоянной готовности (ПГ) ВС РФ, частях пограничных войск
и внутренних войск МВД к 2008 г. возрастет с 22,1 тыс. до
147,6 тыс. человек. Однако, по мнению ряда военных экспертов,
в этот же период число контрактников вне таких частей будет
убывать с нынешним темпом (около 5% численности ежегодно)
или даже более интенсивно, поскольку стимулы к службе по контракту
распространяются только на воинские части ПГ. А после 2007
г., если не форсировать ФЦП, придется отказаться от 100-процентной
укомплектованности военной организации или от сокращения срока
службы даже при отмене практически всех отсрочек.
Кроме этого, в соответствии с нынешним законодательством может
появиться значительное количество контрактников, которые после
10–12 лет службы станут правообладателями ряда существенных
льгот, в частности, при некоторых условиях – жилья в собственность
и пенсий. Если ситуцию не изменить, то вскоре может произойти
ежегодное увеличение очереди бесквартирных военнослужащих,
имеющих право на получение жилья в собственность, с оценочной
интенсивностью до 15 тыс. человек в год. Учитывая размер существующей
в настоящее время очереди (до 170 тыс. человек) и нынешние
темпы ее пополнения офицерами и прапорщиками (более 30 тыс.
человек в год), нетрудно понять сложность этой проблемы.
Президент РФ Владимир Путин, выступая 26 мая 2004 г. с ежегодным
Посланием Федеральному Собранию, указал на необходимость гражданского
(политического) контроля за эффективностью идущих в ВС преобразований.
Обязательным условием такого контроля должна быть их прозрачность,
то есть все граждане страны должны знать: как тратятся значительные
финансовые средства, в том числе на обеспечение военнослужащих
жильем, на военную медицину, на образование. Прозрачность
должна быть и в сфере военной экономики. Вместе с тем президент
распространил гражданский контроль только на военную экономику
и социальную сферу. Пока не рассматриваются: военное планирование
и управление, военная доктрина и стратегические концепции,
программа вооружений, взаимоотношения в воинских коллективах
и другие сферы, определяющие жизнь войск [«Независимое
военное обозрение», № 19 (379), 28.05. – 03.06.2004 г.].
Согласно требованиям административной реформы во всех министерствах
и ведомствах предполагается сократить количество заместителей
министров до 2 человек. У министра обороны РФ Сергея Иванова
сейчас 8 заместителей. По мнению военных экспертов, у С. Иванова
останется 2 первых заместителя: начальник Генштаба, отвечающий
за оперативную подготовку войск и военное планирование, и
заместитель, отвечающий за непосредственное управление войсками.
В качестве заместителей будут оставлены: начальники вооружений,
тыла и управления кадрами, так как занимающие эти посты генералы
выполняют задачи в интересах всех силовых структур. Так, в
рамках реформирования силовых ведомств создается система межвидового
обеспечения этих структур вооружением и военной техникой,
тыловым имуществом, а также созданием единой образовательной
системы [Интернет-сайт www.strana.ru,
архив от 17.06.2004 г.].
|