[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Форумы] [Книга гостей] [Актуальные темы]
 [Правительство Примакова и коррупция]


Кирилл Белянинов
В списке не значатся
Громогласно объявив о начале кампании по борьбе с коррупцией, Евгений Примаков решил не трогать свое ближайшее окружение
Новые Известия 19 октября 1999 года, №194 (480)
Евгений Максимович наконец-то вспомнил все. Еще в начале прошлой недели бывший премьер грозил нашей газете судом за публикацию так называемого «Списка Примакова», а в минувшую субботу, удобно расположившись в студии близкого по духу канала ТВЦ, в ответ на вопросы ведущего лишь неторопливо и мудро кивал головой: да, была такая резолюция, и уголовные дела глава правительства страны действительно требовал открывать как можно быстрее. Но исключительно в рамках борьбы с коррупцией. А представься такая возможность сейчас, еще раз подписал бы подобную бумагу. Дело ведь не в том, что премьер превысил собственные полномочия, подменив собой закон: в борьбе с коррупционерами все средства хороши...

Тут-то внимательных телезрителей стали терзать смутные сомнения. Ровно неделю назад в программе «Герой дня» заслуженный академик заявил: «Я никаких запросов никуда не посылал, я это вам говорю совершенно однозначно. Ни в одну из правоохранительных организаций я не посылал никаких запросов, будучи премьер-министром». А в опубликованной нами в прошлую пятницу премьерской резолюции значится черным по белому: «Прошу проговорить вопрос с генеральным прокурором. Следует, не откладывая, открывать уголовные дела. Ущерб, нанесенный государству, огромен. Что можно было бы вернуть? Е.Примаков. 7.12.98». Выводов из текста этого документа и недавнего заявления Примакова можно сделать только два: либо академик обращается с русским языком так же вольно, как и с законом, и свое распоряжение запросом почему-то считать не хочет, либо резолюцию наложил просто «для галочки», не особенно заботясь о том, чтобы подчиненные ее выполнили. Сейчас уже мало кто вспомнит, что затянувшаяся борьба премьера Примакова с коррупцией началась вовсе не с нашумевшего заявления о немедленной и обязательной посадке на освободившиеся по амнистии нары 90000 предпринимателей, а с депутатских запросов. Именно от Примакова требовали ответа руководитель  фракции «Яблоко» Григорий Явлинский и депутат Юрий Щекочихин, говоря о коррумпированности свеженабранного «правительства народного доверия».

Премьер все обвинения решительно отверг, сообщив не в меру любопытным депутатам, что проверка, проведенная правоохранительными органами, показала, что совесть членов кабинета кристально чиста, и к тому же «у нас действительно складывается правительство профессионалов. Я, например, очень удовлетворен работой моих заместителей: и Маслюкова, и Кулика, и Матвиенко, и Булгака, и Густова. Есть, конечно, недостатки какие-то и у министров, и у меня, как у председателя правительства, это естественно. Но если кто-то думает, что я могу сыграть роль такой марионетки, одних разгоню, других подпущу, - это напрасный расчет».

И здесь премьер не покривил душой. С «профессиональными» вице-премьерами он действительно не расставался до конца, не обращая особого внимания на справки правоохранительных органов, чуть ли не ежедневно ложащиеся на рабочие столы сотрудников его аппарата. Один из этих документов вполне достоин того, чтобы привести его полностью:

«Дополнительная проверка материалов по делам, упомянутым в запросе депутата Щекочихина Ю.П., показала, что их углубленного исследования следственными подразделениями Генеральной прокуратуры, ФСБ и МВД фактически не проводилось, в результате чего в правительство была предоставлена формальная отписка.

В частности, дополнительной проверкой установлено, что действия Кулика Г. В. в сделке со швейцарской фирмой «Нога» нанесли прямой ущерб для бюджета. Он выражается в форме разницы между стоимостью поставленных инопартнеру нефтепродуктов и ценой импортированных через фирму «Нога» товаров, которая превышает 150 млн. долларов США (по более полным данным, около 500 млн. долларов США). Это подтверждается как заключениями правительственной комиссии, так и актами проверки, проведенной аудиторской фирмой «Прайс Уотерхаус». Исследование документов показало, что действия Кулика Г.В. носили осознанный и систематический характер. Им подписано большинство документов по сделке, включая основной контракт, составленный с нарушениями российского и международного законодательства. Кроме того, прямой ущерб, предварительно оцениваемый в 120 млн. долларов США, нанесен государству вследствие ареста активов ЦБ и загранбанков в объеме 600 млн. долларов США, произведенном по иску фирмы «Нога». По данным материалам возбуждено уголовное дело. Есть основания считать, что услуги Кулика Г.В. были оплачены комиссионными, переведенными на зарубежный счет в швейцарском банке. В деле существует справка, согласно которой комиссионные выплачивались двенадцати высшим руководителям, от которых зависела реализация сделки, включая Кулика Г.В.

В результате оперативного мероприятия получена информация, что руководитель фирмы «Нога» Нессоам Д.Гаон готов в обмен на определенные уступки с российской стороны предоставить информацию о том, кому из российских участников сделок и в какой форме выплачивались комиссионные вознаграждения (взятки). При этом он не отрицал наличия в этом списке Кулика Г.В. и готов предоставить подтверждающие материалы, в т.ч. копии платежных документов.

Проверкой установлен ряд коммерческих фирм, в которых принимали участие Маслюков Ю.Д. и его родственники. В их числе ЗАО «Югтрастинвест», ТОО «Скиф», промышленно-торговое АО «Сокол» (Воронеж), «Независимый институт оборонных исследований» (г.Калининград. МО). Согласно оперативной информации, требующей дополнительной проверки, прямое и косвенное участие в доходах указанных фирм со стороны Маслюкова Ю.Д. сохраняется до сих пор. Кроме того, отмечены случаи лоббирования Маслюковым Ю.Д. интересов указанных фирм в форме обеспечения их крупными коммерческими заказами.

В результате оперативных мероприятий нашли подтверждение данные о наличии с 1995 года устойчивых неформальных связей между Маслюковым Ю.Д., Куликом Г.В., Ворониным Ю.М. и Головковым А.Л. с Вавиловым А.П. и Егиазаряном А.Г, которые в настоящее время являются консультантами Маслюкова Ю.Д. Установлено, что в результате этих связей был проведен ряд незаконных сделок, которыми был нанесен значительный ущерб государству.

Так, по указанию управделами Генеральной прокуратуры РФ Хапсирокова Н.Х., были авансированы векселя Московского национального банка (МНБ). возглавляемого Егиазаряном А. Г. Ген прокуратура вместо получения денег из Минфина с согласия Скуратова Ю.Д., сын которого работал в МНБ, принимала эти векселя и немедленно досрочно учитывала их в МНБ со скидкой в 30-40%. МНБ через два-три месяца получила в Минфине деньги, которые должна была получить Генпрокуратура, с доходом в 150-200% годовых. Данные средства использовались в политических целях - делились между участниками сделки членами руководства КПРФ за оказание «содействия» Государственной думе. В 1995-1997 годах таким образом было передано около 2,5 млн. долларов США, из которых часть наличными, а часть переведена на зарубежные счета через банк «Луидор», принадлежащий Егиазаряну А.Г. и Вавилову А.П. Кроме того, указанные средства использовались для оплаты многочисленных дорогостоящих поездок руководителей КПРФ с семьями на юг Франции, где они проживали на вилле Егиазаряна А.Г., в Англию, Швейцарию, Австралию и др. Поездки и подарки обошлись примерно в 450 тыс. долларов США.

Согласно оперативной информации благодаря неформальным отношениям внутри указанной группировки по инициативе Хапсирокова Н.Х. были, в частности, закрыты уголовные дела Вавилова А.П. по делу ВПК МАПО, а также Егиазаряна А. Г. по владению на Кипре компаниями и многомиллионными счетами, с которых делались выплаты Маслюкову Ю.Д. Предпринимались попытки по изъятию и уничтожению ряда документов, относящихся к материалам уголовных дел. Однако оригиналы либо копии указанных документов, как показала предварительная проверка, хранятся в архивах других ведомств и организаций, в частности в Министерстве финансов РФ, и при возобновлении уголовного производства их легко восстановить.

Документально доказано, что в настоящее время средства, полученные в результате незаконной сделки, ставшей предметом уголовного расследования по делу ПНК МАПО, прошли через ряд «отмывочных» структур и используются через Гайдамака А.А., проживающего во Франции, для завершения начатой в 1996 году Вавиловым А.П. сделки по продаже ангольского долга. Для прикрытия сделки Маслюков Ю.Д. выпустил в 1998 году правительственное постановление. Уже полученная и ожидаемая прибыль от нее составляет около 350 млн. долларов США. Причем большая часть средств попадает не в бюджет, а на частные счета лиц, связанных с группой Вавилова А.П., Маслюкова Ю.А. и др. Преступный характер данной сделки заключается в том, что Россия продает долг Анголы, составляющий 6 млрд. долларов США, доверенным посредникам всего за 70 млн. долларов США. Посредники в свою очередь продают этот долг правительству Анголы, которое выделило на эти цели около 400 млн. долларов США, в том числе в виде нефти и нефтепродуктов. Разница, составляющая 330 млн. долларов США. будет распределена между участниками группы.

Для восстановления полного контроля над сделками по долгам, позволяющим возобновить реализацию подобных сделок в интересах группы, Вавилов А.П. рекомендовал восстановить комиссию по долгам, которую возглавлял Маслюков, для возврата к практике 1991-1996 годов по произвольному распределению средств доверенным структурам. Так, в рамках работы с индийскими долгами планируется раздать «своим» фирмам около 200 млн. долларов в индийских рупиях. Таким образом происходит возврат к прежней практике, от которой отказались в 1996 году после того, как выяснилось, что большая часть средств, выделявшихся по таким схемам, была утрачена, а доверенные посредники получали комиссии...

Пресечь подобное развитие событий возможно в случае, если углубленное расследование фактов, изложенных выше, будет возобновлено по прямому указанию руководителя правительства и будет находиться под его непосредственным и прямым контролем.

Расследование фактов, связанных с лоббированием интересов подконтрольных и дружественных структур со стороны Кулика Г.В. и Маслюкова Ю.Д. в плане распределения доходов, получаемых от распределения зарубежной гуманитарной помощи и от реализации соглашения с Украиной, продолжается. В частности, уже определены схемы возможной утечки средств через фирмы «Альфа-Эко» и «Разгуляй». О результатах будет доложено дополнительно...».

Что «дополнительно» доложили Примакову сотрудники правоохранительных органов, теперь не так уж важно. Тем более что и сам премьер еще в декабре 1998 года совершенно однозначно заявил о том, что «своих не отдает»: «Я, во-первых, никогда не предавал тех людей, которые со мной работают, и, во-вторых, никогда не был зиц-председателем, где бы я ни работал. Поэтому для меня это не вопрос. Если бы я почувствовал, что плохо кто-то работает, я бы поставил вопрос о замене. Если я этого не чувствую, я никогда вопроса этого не поставлю».

С точки зрения бывшего премьера, Маслюков и Кулик на своих постах поработали хорошо. Это видно хотя бы из того, что Г. Кулик и сейчас рядом с ним в ОВРаге. А главное, это явствует из той избирательности, какую проявил Примаков в своей непримиримой борьбе с коррупцией. В этой ситуации разговор о какой-то коррупции, согласитесь, как-то неуместен.
 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Форумы] [Книга гостей] [Актуальные темы]
[Правительство Примакова и коррупция]