К сожалению, все произошло с точностью до наоборот, выдохлись "мирные
процессы". Едва подвели итоги президентских выборов, президент удалился
на отдых, а в Чечне вновь закрутилось колесо войны.
С начала перемирия 1 июня обе стороны накопили друг к другу претензии,
но вот 6 июля командующий федеральными силами Тихомиров обратился с ультиматумом
к Яндарбиеву, публично назвав партнера президента Ельцина по переговорам
"бандитом", а после отдал приказ о возобновлении артобстрелов и авианалетов
на чеченские села. Войска начали перебрасываться назад и штурмовать населенные
пункты по полной программе. Секретарь Совета безопасности Лебедь заявил,
что переговоры надо вести с правительством Завгаева. Министр внутренних
дел Куликов, посетив Чечню, высказался против вывода войск и с похвальной
оперативностью раскрыл в московских взрывах "чеченский след" всего лишь
на основе радиоперехвата разговора двух анонимных абонентов.
Итак, в Чечне снова потянулись толпы беженцев из сожженных сел, множатся
свежие могилы, заполняются "грузом 200" авиарейсы в Россию, война продолжается...
Как гласит древнекитайская поговорка, "легче забраться на спину тигра,
чем с него слезть", войну гораздо проще начать, чем закончить. Теперь,
после отставки Грачева, Егорова, Ерина и других деятелей, втянувших Ельцина
в чеченскую авантюру, ответственность за ее продолжение ложится только
на президента. Если он действительно хочет прекратить войну, - во что поверили
миллионы избирателей, отдавших ему свои голоса, - он должен понять, что
просто его желания и даже повеления для этого недостаточно. Необходимо
сделать несколько трудных шагов и сломать сопротивление ряда влиятельных
людей и организаций.
Первое. Президент должен взять ситуацию под личный контроль, чтобы решать
беспрерывно возникающие проблемы на высшем уровне государственной ответственности.
Он обязан наладить независимые источники информации о событиях, чтобы избежать
ее "препарирования" заинтересованными ведомствами.
Второе. Нужно раз и навсегда покончить с иллюзией, что в Чечне возможно
военное решение проблемы, что кого-то там можно "добить" и подписать договор
о безоговорочной капитуляции. Вся история последних десятилетий учит, что
в войнах такого рода партизаны в конце концов побеждают, если не терпят
решающего поражения, а правительственные войска проигрывают, если не одерживают
решительной победы. После полутора лет войны решительная победа в Чечне
отдаленнее, чем когда бы то ни было.
Третье. Чеченский народ страшно устал от войны и поддержит любое соглашение,
которое даст мир и избавит Чечню от федеральных войск. Но и армия находится
в тяжелейшем материальном и моральном положении. Речь идет как о неясности
ее правового статуса (как и статуса всей зоны конфликта и военной операции),
так и о неопределенности прав и льгот военнослужащих, их страхования по
ранению или смерти, об отсутствии жилья для их семей в остальной России.
О плачевном положении с обеспечением войск денежным довольствием, медикаментами,
техникой, обмундированием и так далее. Армия вынуждена расплачиваться за
непопулярную и безнадежную войну, она не понимает, за что воюет и кого
защищает.
Четвертое. Нужно прекратить игры в переговоры. Их можно вести только
с теми, от кого реально зависит предмет переговоров - прекращение войны
и установление мира. Это значит, что ни с руководством Завгаева, ни с сельскими
старейшинами, ни с полевыми командирами переговоры ничего не дадут, кроме
самообмана.
Пятое. Те, кто вел войну, никогда не смогут обеспечить мирное урегулирование.
Ибо если соглашение не есть капитуляция противника, а какой-либо компромисс,
то оно символизирует их военную неудачу. Президент должен сменить военачальников
в центре и на местах и назначить опытных и непредвзятых генералов, чтобы
контролировать и координировать прекращение огня, разведение сил, разоружение
оппозиции.
Шестое - механизм переговоров. Президент и премьер слишком заняты прочими
делами, чтобы ежедневно заниматься Чечней, а на уровне министров и ниже
не хватает компетенции для принятия решений и подчинения силовых структур
единому мирному плану. Значит, необходимо назначение полномочного исполнителя
президентской политики с приданием ему статуса на уровне вице-премьера
и прямого постоянного доступа к обоим высшим лицам государства.
Ясно, что перемирие будут срывать с обеих сторон, война имеет большую
инерцию и скрывает слишком много страшных тайн. Следовательно, главнейшее
условие соблюдения соглашений
- специальная контрольная комиссия, включающая представителей как Москвы
и вооруженной оппозиции, так и промосковских властей Чечни, а также обязательно
нейтральных представителей, например, из других республик РФ, стран СНГ
и от ОБСЕ. Эта комиссия будет объективно расследовать случаи нарушения
соглашений, чтобы стороны не сваливали друг на друга вооруженные провокации,
как летом 1995 года и летом нынешнего года.
Война не "выдохнется", не замрет сама собой, а скорее, будет разрастаться.
Нескончаемый поток гробов из Чечни, финансовая "течь" войны, ее деморализующий
эффект на общество и армию, периодические реальные теракты (в отличие от
странных нынешних), утрата доверия к президенту, растущая международная
изоляция
- будут все сильнее расшатывать государство, усиливая тягу властей
к авторитаризму и чрезвычайщине.
Российская демократия выстояла на выборах, но теперь ей предстоит победить
войну. Иначе война покончит с демократией, сделав то, что не удалось коммунистам
3 июля 1996 года.
|