Фракция “Яблоко” приняла солидарное решение голосовать против бюджета,
представленного правительством. Аргументы фракции “Яблоко” следующие.
За четыре годы экономического курса Виктора Степановича Черномырдина
и его правительства валовый внутренний продукт России в совокупности сократился
на 28%. По всем мировым меркам это сокращение превосходит все возможные
падения, включая Великую депрессию в США и падение в России в любой период
ее истории. При этом за 9 месяцев 1996 года снижение объема производства
составило 8%, снижение валового внутреннего продукта - 6%. Для сравнения
- в 1995 году снижение составило 4%.
Второе. Государственный долг. За 4 года внешний государственный долг
вырос на 32 млрд. долларов, то есть более чем на одну треть. Внутренний
долг составил 45 млрд.дол. В совокупности государственный долг, внутренний
и внешний России, за 4 года составил 77 млрд.дол. В 1996 году рост внутреннего
долга составил 42 млрд. дол. Это примерно 3,5 млрд. дол. в месяц. В проекте
бюджета 1997 года запланирован рост внутреннего долга примерно на 5,2 млрд.дол.
в месяц.
Третье. Самые жизненно необходимы реформы - аграрная, земельная военная,
судебная, правоохранительная, реформа жилищно-коммунального хозяйства,
реформа социальной сферы, реформа предприятий для подготовки к реальной
приватизации за последние четыре года проведены не были.
Все это дало результат, который мы можем охарактеризовать следующим
образом: в России одновременно углубляется ряд серьезных кризисов в экономике.
Это бюджетный кризис, который заключается в том, что правительство не
в состоянии ни собрать налоги, ни потратить их, ни проконтролировать исполнение
бюджета. Далее - платежный кризис, кризис приватизации в условиях ее полной
неэффективности, инвестиционный кризис. (Естественно, что вся страна находится
в положении, когда забастовки, голодовки и прочие следствия такого способа
ведения реформ обостряют и накаляют политическую ситуацию.) Единственное
достижение, о котором может говорить правительство, это нулевая инфляции.
Но учитывая размеры государственного долга, колоссальной невыплаты заработанной
платы и несбалансированность бюджета, она может считаться отложенной.
Поэтому мы утверждаем, что бюджет на 1997 год продолжает ту же политику,
ничего не меняет и углубляет эти кризисы по тем направлениям, о которых
мы говорили. Вспомните, что нам обещали идеологи правительственного экономического
курса. Они говорили нам, что 0% инфляции плюс победа Ельцина обеспечит
нам экономический рост и выход из экономического кризиса. Вот суть всей
политики. Мы получили ноль уже в августе, но ситуация не только не улучшается,
а усугубляется.
Это вызывает законный протест, и я бы даже сказал, профессиональное
возмущение, связанное с полной невменяемостью нынешнего кабинета. Его безразличное
и циничное отношение ко всему, что происходит в стране, к последствиям
экономического курса, позволяет сделать вывод, что какие-либо советы давать
этому кабинету совершенно бессмысленно.
Мы пытались предложить правительству свои пути выхода из кризиса. В
частности, было предложено отозвать Налоговый Кодекс, поскольку он абсолютно
не соответствует ни нынешним реалиям, ни даже целям, заявленным самим правительством.
Ему было предложено отозвать закон “О бюджетном устройстве”, поскольку
он не решает главную задачу контроля над бюджетом. Правительству было предложено
хотя бы заявить, что оно составит реестр государственной собственности
для того, чтобы получать соответствующие доходы от государственной собственности.
Мы предполагали, что доходы бюджета могут быть откорректированы с учетом
государственного имущества, с учетом дивидендов, которые государство должно
получать по акциям, которые оно держит. Мы предлагали установление процента
по среднесуточным остаткам на счетах коммерческих банков.
Мы предлагали изменение структуры расхода. Мы предложили Бюджетный Кодекс,
который может быть положен в основу закона и который уже можно принимать.
И мы каждый раз настаивали на выделение приоритетов в бюджете, чтобы было
ясно и понятно, на что направлен этот бюджет, какие он ставит перед собой
цели и какие задачи он позволяет решить.
Ничего этого правительство не нашло нужным сделать. В этих условиях
мы не можем поддержать предложенную концепцию бюджета и считаем, что в
будущем году масштабы бюджетного кризиса будут еще больше, а проблемы,
с которыми мы столкнемся, еще серьезнее.
Когда закончится работа с бюджетом в Думе, правительство получит соответствующие
кредиты от международного валютного фонда и распорядится ими по своему
усмотрению. Это означает, что неизвестно, куда оно их денет. На этом вся
“работа” закончится до следующего года.
Итак, мы заявляем, что бюджет, предложенный правительством Черномырдина
как итог его четырехлетней политики, является бюджетом кризиса и долгов.
“Вести”- Григорий Алексеевич, Вы только что обрисовали очень плачевеую
картину. Не означает ли это, что в ближайшее время фракция “Яблоко” поставит
вопрос о недоверии правительству?
- Фракция “Яблоко” не намерена сейчас ставить вопрос о недоверии правительству.
Фракция “Яблоко” исходит из того, что правительство, по Конституции, назначается
Президентом. До того, как Президент Ельцин не вернется к выполнению своих
обязанностей, чтобы можно было понять, что он сам намерен делать с правительством,
мы не собираемся ставить этот вопрос.
В целом же, без стремления исправить ситуацию и решительных действий
Президента нельзя ожидать никаких положительных результатов. Этот бюджет
будет вести к серьезной политической дестабилизации и Президента не может
не волновать это. Президента не могут не волновать забастовки на атомных
станциях. Президента не может не волновать ситуация, что на термоядерных
полигонах, там, где производится термоядерное оружие, ситуация совершенно
не надежная.
“Интерфакс” - Что стоит за решением МВФ о выделении транша в размере
более 36 млрд.?
- Это политический жест, подготовленный для того, чтобы помочь правительству
провести бюджет в Государственной Думе.
Я хотел бы в этой связи сказать, что позиция МВФ в данном случае не
является, во-первых, чем-то новым, во-вторых, чем-то серьезно политическим,
поскольку то, что у нас происходит, это забота нашего правительства и нашего
президента, а не МВФ, который принимает решения по формальным кретериям.
Кроме того, после ужина на Эйфелевой Башне можно и транш выделить.
“Эхо Москвы”- Григорий Алексеевич, правительство меньше, чем за неделю
нашли дополнительно 35 трлн. доходов. Насколько эти доходы реальны?
- Это сообщила Налоговая Полиция. Я не могу ответить, правда это или
нет. Но дело даже не в реальности. Когда находятся вдруг такие суммы...
Представьте, что вы сегодня приходите домой, а ваши жены, мужья или
дети говорят, что они нашли сегодня миллион долларов у себя в квартире.
Это что-то слишком. Если они нашли 1000 дол., то вы, наверное, обрадуетесь,
а миллион вас сильно озадачит. Так и меня эта сумма очень озадачивает.
ИТАР-ТАСС- Григорий Алексеевич, Ваш прогноз по поводу голосования
по бюджету. Как Вы прокомментируете позицию коммунистов?
- Я думаю, что Дума стремительно приближается к своему позору. Скорее
всего, левая оппозиция, находясь в состоянии параноидального страха перед
отдельными чиновниками аппарата правительства, каким-то невнятным способом,
в результате торга и сговора с правительством поддержит бюджет.
Я хотел бы только обратить ваше внимание на весьма важный факт. Левую
оппозицию не волнуют реальные последствия принятия этого бюджета и ситуация
в стране в целом. Ее больше волнуют кадровые назначения. Кто страшнее -
Черномырдин или Чубайс? На самом деле вся эта ситуация скорее всего просто
разыгрывается для того, чтобы в очередной раз “подставить” левую оппозицию
самым примитивным образом, используя ее параноидальные наклонности все
время чего-то пугаться и куда-то бежать. Я думаю, что если завтра левая
оппозиция проголосует за бюджет, то будут правы те, кто уже после предыдущего
слушания бюджета, заявили, что левой оппозиции, как серьезной силы, в России
не существует. Она заинтересована лишь в каких-то химерах и в кадровых
разборках.
Радио “Свобода”- Григорий Алексеевич, каких решительных действий
вы ждете от президента, когда он окончательно выздоровеет? Включают ли
эти действия возможность призвания Вас и Вашей фракции во власть? Готовы
ли Вы на сотрудничество с Президентом, если он отставит правительство?
- Что касается его намерений, то они пока неизвестны. Он их объявит,
когда выйдет. Что касается нашего с ним сотрудничества, я себе плохо представляю,
что собирается делать Президент после того, как он выйдет на работу. Поэтому
я пока не могу даже обсуждать эту проблему.
Решительные действия, конечно, могут быть. Например, назначение Шахрая
очень решительным способом или, скажем гражданского министра обороны, или
завтра, например, может произойти назначение военного начальника Большим
театром. Присвоят звание лейтенанта руководителю Большого Театра, и у нас
будет военный руководитель Большого Театра. Такие решительные действия,
наверное, состоятся. Что касается серьезных, содержательных решительных
действий, мы их не ждем. Однако ставить вопрос об отставке правительства,
при условии, что Президент не намерен предложить что-либо разумное взамен,
дело абсолютно бессмысленное. Оно будет просто дестабилизировать ситуацию.
“Сегодня”- Григорий Алексеевич, как Вы относитесь к бюджету развития,
который представлен Черномырдиным и который так широко сейчас рекламируется?
- Это прежний бюджет, только не в фас, а в профиль. Просто из него выписали
строчки, перевернули эти строчки и разместили эти цифры под другим углом
зрения. Вот это премьер-министр называет бюджетом развития. А на самом
деле бюджет развития начинается с того, что выделяется несколько приоритетов.
Например, заявляется, что нашим приоритетом в следующем году будет производство
нефтегазового оборудования или авиационных двигателей, или подъем сельского
машиностроения. Объявляется приоритет и от него строится политика на будущий
год. Говорится, что деньги в основном будут потрачены на то-то и то-то
и объясняется, почему. Потому что развитие нефтегазового комплекса является
таким направлением, которое позволит поддержать машиностроение. Или можно
взять другой приоритет, который дает, как говорят экономисты, мультипликативный
эффект, когда по цепочке решается один за другим вопрос. Вот что такое
бюджет развития, а вовсе не то, что делается сейчас.
“Открытое радио”- Как вы думаете, что ждет бюджет в Совете Федерации,
в котором появилось много новых людей?
- В Совете Федерации сложная ситуация. Порядка десяти избранных губернаторов
- это губернаторы-доноры, которые должны отдавать. Следовательно, порядка
80 губернаторов - это губернаторы, которые должны получать. Впервые они
все оказались в положении, когда имеют мандат своего собственного населения
и подотчетны только ему.
Во-вторых. Отсутствие реального бюджета плюс слабое правительство может
привести к выяснению отношений по поводу бюджета и по поводу распределения
всего того, что хотят получить реципиенты от доноров. Не понятно, сможет
ли сегодня Президент выполнять роль арбитра, которую он обязан в этих условиях
выполнять.
Вот с чем столкнется бюджет в Совете Федерации. На самом деле это еще
один из важных принципиальных вопросов, которые у нас сегодня существуют.
Интерфакс - А Вы допускаете, что могут пойти на прямое неповиновение
главы некоторых субъектов, которые самодостаточны?
- Я допускаю это. Однако они будут это делать не так, как вы говорите,
“лобовым способом”. Они просто не будут повиноваться. Не будут куда-то
что-то перечислять и все. У нас же есть опыт целого ряда регионов.
- Что фракция “Яблоко” планирует делать, если бюджет будет принят?
- Фракция “Яблоко” убеждена в том, что при принятии такого бюджета ситуация
кризиса, особенно в зимние, тяжелые для нашей экономики, месяцы снова привлечет
внимание к решению вопроса об изменении курса. Фракция “Яблоко” и сейчас,
и раньше готова предложить необходимые изменения в экономическом курсе.
Я обращаю ваше внимание, что невозможно действовать таким образом, что
забастовки начинают принимать массовый характер, а никаких изменений в
экономической политике не намечается. Это вызов. Причем эти забастовки
связаны не с тем, что у нас идет структурная перестройка. В условиях структурной
перестройки забастовки неминуемы, но у нас ее нет. Этого не происходит.
В этом главная проблема. Страна переживает трудности, которыми она платит
не за изменение экономической политики, не за перспективу, а за ситуационные
провалы, которые происходят один за другим, и страна все больше и больше
втягивается в состояние стагнации.
Ситуация достаточно простая, к сожалению. Простота этой ситуации заключается
в следующем: если правительство какой-либо страны не в состоянии собрать
налоги и проконтролировать исполнение бюджета, оно уходит в течение 24
часов. Если в стране начинаются голодовки или забастовки на атомных станциях,
правительство любой страны уходит в отставку в течение 24 часов. Я уже
не говорю о таких случаях, как произошел в Снежинске. И нет такой страны,
и такого правительства, которое бы после этого не было бы отправлено в
отставку. |