Нереальные прогнозы на конец 1996 года и на 1997 год
Прогнозные оценки на конец 1996 года опираются на итоги I полугодия и,
вследствие этого, излишне оптимистичны. За полгода ВВП снизился на 5% (к
I полугодию 1995 года), объем промышленной продукции - на 4%, инвестиции
- на 14%. Прогноз Правительства относительно ожидаемых итогов 1996 года
очень близок к этим цифрам: соответственно 4-5%, 4%, 15-18%.
Однако, итоги функционирования экономики летом-осенью 1996 года оставляют
мало надежд на то, что эти ориентиры можно использовать в качестве базы
экстраполяционного прогноза до конца года. С мая 1996 года динамика показателей
реального производства стала резко ухудшаться. Спад по ВВП (к соответствующему
периоду прошлого года) составил 9% в июле и 8% в августе; по промышленному
производству - 7% и 8% соответственно, по инвестициям - 20% и 22%.
Таким образом, оценка итогов 1996 года должна быть приведена в соответствие
с новыми реальностями: снижение ВВП - 6-8%, промышленного производства
- 8-9%, инвестиций - 15-20%. Естественно, это ухудшает стартовую ситуацию
для прогноза на 1997 год. Но и это еще не все. Дело в том, что причины,
обусловившие усиление спада в 1996 году, не устранены. И их действие, несомненно,
скажется и в следующем году.
Прежде всего, речь идет о тяжелейшем финансовом состоянии реального
сектора. Несмотря на то, что насыщенность экономики деньгами (соотношение
объема денежной массы и ВВП) на протяжении всего года растет и достигла
рекордных с 1993 года значений, в реальном секторе денег нет. Деньги отвлечены
на обслуживание финансовых рынков (в основном, рынка гособлигаций), а также
"теневого" оборота (наличноденежная масса составляет уже почти 40% всех
денег). Экономика явно "перегрета", в ней накоплен огромный высоколиквидный
спекулятивный капитал - случись какие-либо политические или экономические
потрясения, и деньги могут обрушиться на валютный или товарный рынок, создать
колоссальные бюджетные проблемы (через сокращение спроса на новые эмиссии
гособлигаций) и т.д. Но в реальный сектор они идти не хотят и не пойдут
- доходность кредитов здесь гораздо ниже, чем на финансовых рынках, вложения
на порядок менее ликвидны и более рискованы. При этом, Правительство не
в состоянии снизить доходность гособлигаций: в этом случае, их просто не
будут покупать, и тогда Правительство окажется не в состоянии погашать
предъявляемые к оплате гособлигации, месячный объем которых уже превышает
доходы федерального бюджета за этот же период времени.
Именно на рефинансировании долгов строятся все финансовые пирамиды -
будь то "МММ", или пирамида госдолга. Действительно, где же Правительству
взять деньги на погашение своих обязательств? Зарубежные кредиторы больше
запланированного не дадут, а от использования кредитов Банка России отказались
как от инфляционного источника.
В результате реальный сектор сидит "на воде и хлебе" бартера и обращения
денежных суррогатов. По оценкам Правительства, 30% промышленного оборота
приходится на бартер и 15% всех сделок в экономике обслуживаются денежными
суррогатами. Дело доходит до абсурда - оплаты взносов в пенсионный фонд
"в натуре". По признанию Председателя правления РАО "Газпром" Р.Вяхирева,
68% (!) оплаты за газ поступает в форме взаимозачета с поставщиками оборудования
и материалов. Прибыль в промышленности за I полугодие 1996 года сократилась
на 38% (к соответствующему периоду 1995 года), число убыточных предприятий
увеличилось до 39% (в первой половине 1995 года - 27%). При росте цен на
15.5% за I полугодие 1996 года, просроченная кредиторская задолженность
предприятий и организаций промышленности, транспорта, строительства и сельского
хозяйства увеличилась на 45.7%, задолженность перед федеральным бюджетом
- на 49.8%. Долги росли в 3 раза быстрее цен! Немотря на все усилия по
ликвидации задолженности по заработной плате (в рамках избирательной кампании
Президента РФ), долги по зарплате выросли за 8 месяцев этого года (к 9
сентября) в 2,7 раза! На этом фоне вполне объяснимо углубление инвестиционного
кризиса, а ведь сокращение инвестиций является залогом продолжения спада
производства.
На 1996 год (как, впрочем, и на 1995 год) Правительство планировало
стабилизацию экономики. Правда, ускорился промышленный спад. "Мы точно
угадали с инфляцией, она составит практически столько, сколько было запланировано
в бюджете, - говорит Правительство - а в части стабилизации реального сектора
мы просто ошиблись на один год; и теперь стабилизация планируется на 1997
год".
Что же внушает Правительству надежды на стабилизацию в 1997 году? Динамика
всех макроэкономических и финансовых индикаторов предсказывает продолжение
спада: инвестиции сокращаются, кредиты реальному сектору в реальном исчислении
падают, долги и убытки растут как снежный ком, доходность операций с гособлигациями
намного обгоняет процент по кредитам, который может позволить себе реальный
сектор. Есть, пожалуй, только один аргумент, правда, носящий характер магического
заклинания: ведь должна же быть нижняя точка спада в реальном секторе,
и когда-нибудь мы ее достигнем! Бессилие аргументации потрясающее...
Можно планировать стабилизацию в реальном секторе - но только в том
случае, если мы видим, как и за счет чего она произойдет: например, если
у банков появляется заинтересованность в кредитовании реального сектора,
если стабилизируются или растут инвестиции, если начинает расти внутренний
спрос на отечественную продукцию, если, наконец, улучшается внешнеэкономическая
конъюнктура... Но ведь ничего этого нет - ситуация прямо противоположная.
Прогноз, заложенный в расчеты бюджета 1997 года, вполне реален по инфляции,
но совершенно не отражает тенденций развития реального сектора. При сохранении
основных тенденций нынешней макроэкономической политики Правительства,
в 1997 году спад в реальном секторе экономики продолжится - и хорошо, если
еще и не усилится. Кризис не преодолен, поскольку он как раз и провоцируется
самой политикой финансовой стабилизации. И если мы выбираем эту политику,
то давайте честно выбирать и все ее последствия: вместе с 1% ежемесячной
инфляции в 1997 году планировать и, например, продолжение промышленного
спада - на уровне 4-5% (причем, это еще по оптимистическому варианту).
Если же нам не нравятся такие преспективы - менять эту политику целиком.
Себя мы можем продолжать убаюкивать сказками, экономику же - нет. |