Основные параметры
бюджета-99: альтернативы
Федеральный бюджет на 1999 год построен исходя из:
-
прогноза экономического спада 3%,
-
инфляции (в целом за год) 30%,
-
среднегодового курса рубля 21.5 руб./долл.,
-
прекращения выплат по основной части внешнего долга СССР
(обслуживание только российского долга и части процентных выплат по долгу
СССР),
-
использования предложенного Минфином плана реструктуризации
долга по ГКО/ОФЗ.
Основные параметры бюджета-99 выглядят так:
-
Доходы 473.7 млрд. руб. 11.84% к ВВП, в т.ч. налоговые
399.1 9.98%,
-
Расходы 575 14.38%, в т.ч. непроцентные 408.2 10.2%,
-
Дефицит 101.4 2.54%, первичный профицит 65.5 1.64%
Вполне очевидно, что прогноз в основу бюджета заложен сверхоптимистический.
Спад будет больше, т.к. резкое ухудшение этого показателя произошло
именно в конце года, что дает очень плохой старт для следующего года.
Инфляция будет больше 2.2% в месяц. В бюджете предусмотрена эмиссия
в размере 32 млрд. руб., однако еще 28 млрд. руб. не обеспечены источником
финансирования. Либо на эту сумму гособлигации будут размещены опять в
Центральном Банке (=эмиссия), либо на нерыночных условиях будут размещены
в государственных банках (прежде всего - Сбербанке), что приведет к ухудшению
их финансового положения. Кроме того, нерегулируема сумма эмиссии, которую
сделает Центральный Банк на цели реструктуризации банковской системы, а
она, без сомнения, будет (соответствующих цифр нет в документах, представленных
Центральным Банком в Думу).
Инфляция, при параметрах, заложенных в бюджет составит, по нашим оценкам,
в среднем за год 4-5% в месяц (60-80% годовых). И будет неравномерной -
ее скачок придется на весну, т.к. с 1 апреля заложена индексация зарплаты
работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих в общем
почти в 1.5 раза. Кроме того, именно в I квартале в бюджет поступит до
40% предусмотренной на год эмиссии. Кстати, заметим, что последняя индексация
была произведена в сентябре 1995 года, цены за 1996 – октябрь 1998 выросли
уже в 2.3 раза, к 1 апреля рост их может достигнуть 3 раз. Индексация,
запланированная в бюджете, таким образом, отстает вдвое по размеру и катастрофически
– по срокам.
Курс рубля уже сегодня почти достиг среднегодового значения на 1999
год. Конечно, при даже 30% инфляции, заложенной в бюджет, он не будет стоять
на месте. Обычно в условиях роста инфляции, курс падает опережающим темпом.
К чему приведет такое расхождение?
Очевидно, наиболее сильным будет влияние инфляции, которая при заложенной
в бюджет политике, может достигнуть 60-80%. Это приведет к тому, что доходная
база бюджета будет существенно перевыполнена и бюджет практически перестанет
быть ориентиром для деятельности Правительства.
Наличие в бюджете статьи 86, согласно которой производится распределение
поступающих дополнительных доходов, не изменяет ситуации. Такой механизм
может хорошо работать при превышении доходов на 5-10%. Но не на 20-40%.
В случае сильных отклонений “поедет” вся структура бюджета. Реально Правительство
будет вынуждено (заметим, с радостью вынуждено) самостоятельно перекраивать
его.
Бесспорно, в бюджет надо закладывать не “целевые”, а реалистичные для
выполнения ориентиры.
Кроме того, множество альтернатив, которые могли бы существенно изменить
параметры бюджета-99, уже осталось “за бортом” правительственной политики.
После августа 1998 года Правительство умудрилось практически не заниматься
социальной политикой – даже не выплатило долги работникам бюджетной сферы,
не говоря уж об индексации этих выплат. Как будто цены в полтора раза не
подскочили. У Правительства все в порядке – инфляция снизилась до 4% в
месяц. А у получателей этих денег? По последним сообщениям, 2 учителя умерли
от голода…
Если бы был принят план реструктуризации задолженности по замороженной
17 августа части госдолга, который предлагало ЯБЛОКО (фактически, без потерь
для российских и иностранных держателей гособлигаций), - вполне можно было
бы закладывать в бюджет значительные доходы от размещения новых госбумаг
на свободном рынке. Это позволило бы снизить долговую нагрузку на бюджет,
которая составляет в бюджете 1999 года 42% налоговых доходов, и рефинансировать
значительную часть этой задолженности. Однако, принят вариант реструктуризации
госдолга, ведущий к существенным потерям инвесторов. Это не позволяет рассчитывать
на восстановление доверия к государству и успешную эмиссию гособлигаций
в 1999-2000 годах. И весьма ограниченное использование этих механизмов
в следующие годы.
В IV квартале 1998 года выплачено по внешнему долгу около 2.5 млрд.
долл. Для того, что бы осуществить эти выплаты в бюджете денег не нашлось
и они были выплачены за счет валютных резервов Центрального Банка. Правительство
залезло в чужой карман (впрочем, Россию этим уже не удивишь). И только
с 1999 года предпринимаются меры по реструктуризации внешнего долга. Почему?
Нужно было делать их немедленно – с 1 октября 1998 года. Деньги потеряны…
Продолжать перечисление упущений экономической политики Правительства
в сослагательном наклонении можно еще долго. Но суть дела от этого не изменится
– Правительство уже загнало страну в те жесточайшие условия 1999 года,
в которых придется исполнять бюджет.
И Правительство предложило налоговую реформу, имеющую целью сокращение
налогового бремени на производителя с целью стимулирования экономики.
|