Уважаемые депутаты!
11 сентября этого года мы с этой трибуны предлагали назначить на пост
премьер-министра Российской Федерации Евгения Максимовича Примакова. Прошедшее
время показало, что это было правильное решение и Государственная Дума
правильно поступила, поддержав выдвижение Евгения Максимовича Примакова
на эту должность. Я хочу напомнить, что это были дни, когда страна была
на грани серьезного противостояния. Этого мы избежали, в том числе и потому,
что было создано правительство, которое поначалу обладало большим потенциалом
ожидания, чем предыдущие правительства. Правительство смогло обеспечить
некоторую политическую стабильность.
Мы отдаем себе отчет в том, что создание бюджета в тех условиях, в которых
мы находимся после 17 августа, — задача исключительно сложная. Мы понимаем
сложности правительства, которое сегодня ведет переговоры с международными
финансовыми организациями, с Международным валютным фондом, с Мировым банком,
о чем мы сегодня слышали и от министра финансов, и от премьер-министра.
Но мы хотели бы напомнить, что та ситуация, в которой мы сегодня оказались,
сложилась не без участия Государственной Думы, принимавшей пять предшествующих
бюджетов и утверждавшей программы внешних заимствований и обслуживания
государственного долга. Именно в этом зале принимались эти программы. Вот
результаты этих программ и расхлебывает сегодня правительство Примакова.
У предложенного бюджета есть положительные продвижения. Мы это отмечаем
с удовлетворением. Впервые на наше рассмотрение представлен бездефицитный
бюджет. Это правильное направление работы. Раньше об этом и говорить было
невозможно. Теперь, как мы видим по предшествующим выступлением, большинство
склонно поддержать этот жесткий бюджет. Он более открытый, более подробный
по тем статьям, которые в нем приведены. Впервые за последние годы приведена
индексация доходов населения, связанная с инфляцией, чего не делало ни
одно правительство, начиная с 1995 года.
Но у этого бюджета есть и серьезные отрицательные стороны. Кредитно-денежная
политика, которая лежит в основе этого бюджета, представленная в Государственную
Думу Центральным банком, — документ, который не формулирует ни одной конкретной
цели. Мы так и не знаем о параметрах денежной массы на будущий год, ни
о масштабах кредитования, которое намерено осуществить ЦБ и правительство.
Следовательно, мы никак не можем сегодня сказать ни об уровне инфляции,
ни об обменном курсе на будущий год. Но прогноз составлен.
Вот здесь и начинаются самые серьезные проблемы, и они не в том, сбудутся
ли эти прогнозы. Действительно, трудно предполагать, как сложится ситуация
в будущем году. Но есть некоторые параметры, которые, на наш взгляд, все-таки
нужно было отмечать, чтобы вызывать доверие к правительству у граждан.
Ведь правительство сейчас будет рассказывать, что оно не может собрать
больше доходов, потому что сегодня правительство заявляет, что обменный
курс к концу года будет 21, 50. В любом обменном пункте сегодня курс —
21, 20. Кто может поверить такому прогнозу? Никто.
Правительство думает, что написать нереальные цифры — безобидная вещь.
Нет, это не так. Потому что для всех директоров, предпринимателей, для
всех граждан — сигнал к тому, что их будут обманывать и дальше. То же самое
можно сказать и о прогнозах спада и инфляции.
Сегодня бюджет в долларах составляет примерно 20 миллиардов. А долги,
которые Россия должна уплатить в следующем году, — 17, 6 млрд. долларов.
Оборонный бюджет США — 270 млрд. долларов, весь наш ВВП — 200 млрд. долларов.
Почему же размеры сегодняшнего бюджета столь мизерны? Потому что наше население
объявило дефолт нашему правительству. Не наше правительство объявляет дефолт
заграничным кредиторам, а наши граждане нашей власти объявляет дефолт.
Оно не желает делать никаких платежей в адрес нашей власти ни через налоги,
ни через банки, ни через другие системы. Вот поэтому наш бюджет, который
действительно похож сегодня на правду, превратился сегодня буквально в
ликвидационный. И это вызывает огромное беспокойство.
Так что же должно было сделать правительство? Во-первых, привести цифры,
которые похожи на правду, и в которые оно само верит. Кроме того, правительство
должно было сделать шаги, обеспечивающие ему доверие. В их числе, безусловно,
должны были быть шаги по борьбе с коррупцией, которая, по словам того же
правительства, захлестнула всю власть в нашей стране. Правительство же
отказалось заниматься этой проблемой, сообщив, что никаких признаков продажности
власти нет. Так оно отвечает на соответствующие запросы.
Правительство не предприняло никаких мер, чтобы вернуть наши деньги
из-за рубежа. Это исключительно сложная задача, но она даже не была поставлена,
люди так и не услышали, что их интересы защищаются. Поэтому мы предлагаем
сейчас обдумать действительно серьезное и глубокое изменение экономической
политики. Сейчас есть такая возможность. И, может быть, больше она скоро
не представится.
Что же предлагаем конкретно? Во-первых, по тактике. Правительство заявляет:
если мы сейчас объявим цифры, которые мы ожидаем в будущем году, они исполнятся
немедленно. И разразится инфляция, и упадет соответствующим образом обменный
курс.
Мы предлагаем сделать по-другому. Нужно сделать реальный прогноз и в
течение месяца доказать, что правительство способно контролировать ситуацию.
Да, вначале ситуация будет взрываться. Да, на рынке будет нажим, потому
что прогнозируется инфляция и падение курса. Но если правительству удастся
доказать, что оно контролирует ситуацию, значит, оно способно делать реальный
прогноз. Это будет совсем другой разговор.
Кроме того, сегодняшний бюджет, учитывая его размеры, не должен быть
сделан за счет населения. Ничего вообще больше не надо делать за счет населения.
Население ничего больше не может и не хочет отдавать правительству. И не
отдаст. А это означает, что нужно коренным образом, как бы это ни показалось
сегодня странным, пересмотреть всю систему налогов.
Мы предлагаем установить подоходный налог на уровне 10%. Мы предлагаем
определить всю сумму налогов с промышленных предприятий на уровне 20%,
для сельскохозяйственных предприятий — 15%. Многие правильные соображения,
прозвучавшие сегодня, в отношении теневой экономики, могут быть закреплены
сейчас, если мы установим амнистирующий налог в 12%. Это будет работать.
Но главное, что снижение налогов неизбежно, потому что необходимо покончить
с неплатежами. Высокие налоги и неплатежи — это тупик, и мы в этом тупике
будем находиться до тех пор, пока не поймем этого.
Мы должны уйти от трудно рассчитываемых, а следовательно, невзимаемых
налогов. Налоговая система должна быть простой, из 3-4 налогов. Это должны
быть, в основном, косвенные налоги, т. е. включенные в другие платежи:
за электроэнергию, воду, землю, другие ресурсы, чтобы налоги можно было
реально исчислять и брать. Вот такая налоговая реформа сегодня нужна. Без
этого мы не сдвинемся ни на шаг.
Во-вторых, нам необходимо выходить из тупика приватизационного. Приватизация
проведена, но она не работает. Только ссылаясь на неуплату таких косвенных
налогов, можно действовать по смене собственника. Собственника нужно менять
не административным путем, а чисто рыночным, экономическим, через процедуру
банкротства.
В связи с этими вопросами необходимо говорить и о реформе банковской
системе. Невозможно ничего говорить о бюджетной системе, не говоря о создании
реально работающей, прозрачной и гарантирующей вклады банковской системе.
Об этом пока правительство не говорит ни одного слова.
Мы настаиваем на объяснении в полной мере по вопросу государственного
долга при обсуждении бюджета. Сегодня сфера госдолга стала сферой прямых
манипуляций. Внешний долг, внешние активы должны быть прояснены, необходимо
создать систему управления действиями по обслуживанию госдолга. Это все
должно рассматриваться вместе с бюджетом.
В течение пяти лет подряд мы говорили, что Дума принимает плохой бюджет.
Не надо больше этого делать, мы дошли до бюджета в 20 миллиардов долларов.
Практически уже бюджета нет, уже нечего расходовать. Мы считаем, что нельзя
принимать законов, которые никогда не будут исполнены. Мы считаем, что
нужно откладывать это решение до тех пор, пока мы не найдем правильного
решения. Правительство находится на пути к такому решению.
От этого бюджета зависит целостность нашей страны, перспективы роста
и вообще существования нашей экономики. От этого бюджета зависят политические
результаты выборов в будущем году. Мы верим в будущее нашей страны, в талант
нашего народа. Поэтому говорим: не надо принимать сегодня никаких липовых
решений. Этот бюджет мы не сможем поддержать.
Благодарю за внимание.
|