Подоходный налог.
Суть новаций:
* Сокращение значительного числа льгот /необлагаемая
сумма дохода от продажи жилья – снижение с 80 тыс. долл. (до девальвации)
до 4 тыс. долл.; включение в налогооблагаемую базу выигрышей по лотереям,
заработков учащихся и студентов на сельхозработах и в период каникул, призы
спортсменов (ранее – на превышение 50 долл.), подарки от учреждений (ранее
– на превышение 50 долл.); сужение льготы чернобыльцам; исключение льготы
по подоходному налогу при строительстве (приобретении) жилья и др.
* Вновь вводится федеральная доля подоходного налога (постоянная,
равна 3%).
* Предлагаются новые шкалы подоходного налога: пять ставок
по первичной и четыре ставки по вторичной занятости.
Заключение: ликвидация большинства льгот неоправданно (ни с фискальной,
ни с политической точки зрения); расщепление подоходного налога может обсуждаться,
но, вообще говоря, это усложняет налоговую систему; предложенные шкалы
никуда не годятся: они неоправданно сложны и с учетом предложений по социальным
налогам (увеличение налоговой нагрузки на физических лиц с 1% до 5%) ведут
к существенному увеличению налоговой нагрузки на 95% налогоплательщиков
(от 2.5% до 4% плюс к действующей ставке – т.е., 17-18%).
Предложение: поддержать в 1 чтении с условием, что ко 2-му чтению
будет рассматриваться только предложение об изменении шкалы, причем правительственное
предложение должно быть радикальным образом изменено (в сторону упрощения
шкалы и существенного снижения налоговых ставок на высокие доходы). Рекомендовать
рассмотреть вместе с социальными внебюджетными фондами.
НДС.
Суть новаций:
* Снижение ставки с 20% до 15% (а с 1 января
2000 года – до 10%) и до 10% по продовольствию, товарам для детей и жилью
с участием бюджетных средств (в объеме не менее 40%);
* Вся сумма налога подлежит перечислению в федеральный
бюджет (ранее – 75%);
* 1% налога направляется на целевую поддержку угольной
промышленности и АПК;
* ликвидируются льготы (освобождение от НДС) по жилищному
строительству; туристическим и санаторным путевкам; товарам, производимым
инвалидами; пожарно-технической продукции;
* уплата НДС в розничной торговле будет производится по
стандартной схеме (сейчас – по торговой наценке);
* переход к авансовой (к тому же, подекадной) схеме уплаты
НДС (сейчас – по фактическим оборотам за месяц в двадцатидневный срок).
Заключение: предложения недостаточно проработаны и просчитаны с
точки зрения межбюджетных отношений, особенно в части компенсации снижения
НДС за счет налога с продаж. Абсолютно неприемлема концепция отчисления
1% НДС на целевую поддержку отдельных отраслей. Ломка существующего расщепления
НДС является неоправданной, поскольку регионы потеряют заинтересованность
собирать этот налог. Перевод «на общие основания» взимания НДС в рознице
назрел давно, что же касается переходу к авансовому методу уплаты НДС –
надо четко понимать, что это приведет к существенному увеличению потребностей
налогоплательщиков в оборотных средствах.
Предложение: поддержать. Что касается отдельных вопросов: можно
поддержать в части снижения до 15% (или даже меньше – например, 18%), но
не до 10% с 2000 года; поддержать по изменению порядка взимания по рознице;
против – перехода к авансовым платежам и зачисления всего НДС в федеральный
бюджет (симметричная позиция по увеличению налога с продаж на подакцизные
товары) и против специализированных фондов поддержки угольной отрасли и
АПК за счет 1% НДС.
Налог на прибыль.
Суть новаций:
* Снижение ставки с 35% до 30% с изменением зачисления
в бюджеты (11% в федеральный и 19% в местные);
* Снято ограничение на инвестиции из прибыли (не более
50%);
* Снята льгота по прибыли по добровольным пожертвованиям
в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объединений.
Заключение: предложения в целом носят позитивный характер, однако
реальное значение снижения налога на прибыль чрезвычайно мало (намного
важнее либерализовать учет затрат, попытка чего сделана в думском проекте
закона о налоге на прибыль, который вскоре будет рассматриваться во втором
чтении).
Предложение: поддержать.
Акцизы.
Суть новаций:
* Акцизы на алкоголь крепостью свыше 25% разделяются
в равной пропорции и уплачиваются отдельно производителем и оптовиком (для
последнего вводится новая процедура – аккредитация);
* Предлагается часть акциза на бензин (индексационную)
перенести на розницу – т.е., бензоколонку;
* Сокращаются сроки уплаты акциза (для производителей
– с 45-60 дней до 30-45 дней);
* Освобождается от акцизов конфискованная недоброкачественная
и фальсифицированная продукция, направляемая для дальнейшей переработки.
Заключение: разделение акцизов по алкоголю – мера, пожалуй, разумная
(направлена против регионального сепаратизма в части торговли алкоголем),
однако процедура весьма невнятна (вторая акцизная марка? как взимать акциз
с фирменных магазинов?). То же самое по бензоколонкам: мера приветствуется,
но механизм пока неясен.
Предложение: поддержать.
Налоги на реализацию ГСМ и на пользователей
автомобильных дорог (дорожные фонды)
Суть новаций:
* Вводится декадный срок уплаты налогов;
* Уточняется налоговая база по налогу на пользователей
а/д.
Заключение: «Выжимается» дополнительно до 1.3 млрд. руб. в месяц
с налогоплательщиков за счет применения этих налогов (главным образом,
налога на пользователей а/д). Налог (последний) является оборотным (т.е.,
самым «вредным»), бремя его и так весьма велико, а предназначение (формирование
дорожных фондов) – учитывая размеры поступлений – в сегодняшних условиях
более чем сомнительно.
Предложение: не поддерживать..
По другим законопроектам:
1. На имущество физических лиц
Увеличение ставки до 0.5% и постепенный переход к рыночной стоимости
Можно поддержать, но ставку ко второму чтению подработать (включая
уменьшение базы на социальный минимум жилья).
2. О валютном регулировании и валютном контроле
и о госналослужбе
Наделение ГНС функциями валютного контроля.
Поддержать из соображений, что это – прерогатива Правительства.
3. О банках и банковской деятельности
Направлять в ГНС сведения о личных счетах.
Не поддерживать (доверие к кредитным учреждениям и так подорвано).
4. О плате за пользование водными объектами
Пока субъекты не приняли решения, пусть действует минимальная ставка
из принятого закона.
Поддержать.
5. О налоге на имущество предприятий
Предлагается включить просроченную взаимную задолженность в налоговую
базу для уплаты налога на имущество. ГНС не смогло вразумительно объяснить,
чего они хотят.
Не поддерживать.
6. О едином налоге на вмененный доход
Распространение действия закона на услуги по перевозке пассажиров маршрутными
такси (для организаций с численностью работающих до 100 человек).
Поддержать. При этом следует отметить, что необходимо внести
поправки в базовый закон, ограничивающие объемы (обороты) плательщиков
данного налога.
7. О введении моратория на лицензирование производства
этилового спирта и отдельных наименований алкогольной продукции
Предлагается ввести на два года (за исключением государственных и с
контрольным пакетом государства).
Не поддерживать. Производство спирта и так сегодня практически
полностью контролируется государством; что касается алкогольных напитков
– угрозу представляют как раз те, кто производит подпольную, а не лизензированную
продукцию. Явное нарушение принципа конкуренции.
8. Об основах налоговой системы
Взыскание с материнских компаний долгов «дочек»; внесение поправки по
налогу с продаж с подакцизных товаров (до 10%).
Не поддерживать. Первая часть законопроекта теряет смысл со вступлением
в силу первой части НК с 1 января 1999 года; вторая бессмысленна в силу
заведомо низкой собираемости (лучше повысить ставки акцизов, налоговое
администрирование которых достаточно хорошо налажено).
9. О ЗАТО
Снятие налоговых льгот с юридических лиц, зарегистрированных в ЗАТО.
Поддержать в первом чтении с обязательной увязкой в бюджете (компенсация
потерь для ЗАТО).
10. О внесении дополнений в статью 83 части
первой НК
О постановке на учет в налоговом органе производителя этилового спирта
(как по месту регистрации, так и по месту хозяйственной деятельности).
Не поддерживать, рекомендовав Правительству направить соответствующую
поправку в единый законопроект о поправках в первую часть НК.
11. О внесении изменений и дополнений в отдельные
законодательные акты РФ о налогах
Упорядочение налогообложения иностранных юридических лиц в РФ и российских
– за рубежом.
Поддержать.
|