[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]
Бюджет-1999
Позиция фракции ЯБЛОКО по поводу блока налоговых законов Правительства к Бюджету-99
17 декабря 1998 года
 
Предложенный пакет налоговых законопроектов – не налоговая реформа (как это было разрекламировано), а набор разрозненных, недостаточно увязанных между собой мер. Между тем, фракция ЯБЛОКО будет поддерживать все позитивные решения правительства, в частности, в отношении снижения налогового бремени.

Большинство из ключевых проблем налоговой системы либо решается наполовину, либо не решается вообще:

* снижение налоговой нагрузки является абсолютно недостаточным;

* проводится не по тем налогам, по которым это необходимо в первую очередь (так, например, изменения не касаются оборотных налогов – налога на содержание социальной сферы и налога на пользователей автомобильных дорог);

* осуществляется параллельно с ужесточением механизма уплаты налогов (что неизбежно потребует увеличения оборотных средств хозяйствующих субъектов);

*«налоговая реформа» не только не упрощает налоговую систему, но по некоторым направлениям еще более усложняет ее (яркий тому пример - явно перегруженная система шкал подоходного налога).

Налоговый пакет содержит неоправданно большое число новаций, которые ведут к изменению межбюджетных отношений. Количество этих новаций таково, что предсказать их результирующую со сколь-нибудь приемлемой точностью становится объективно невозможным.

Налоговый пакет не содержит ни одной меры, направленной на поддержание нефтяной и газовой промышленности, испытывающих серьезные трудности в условиях падения мировых цен.

В соответствии с налоговым пакетом, налоговое бремя на рядовых граждан возрастает, в то время как на 5% наиболее обеспеченных – снижается, однако недостаточно радикально, чтобы они начали платить на практике скрываемые доходы.

Блок налоговых инициатив Правительства вносит целый ряд существенных изменений в межбюджетные отношения, что является очень ответственным шагом; последствия таких мер должны быть спрогнозированы с большой точностью – иначе это может привести к серьезным экономическим, социальным и межрегиональным проблемам. С этой точки зрения, предложения Правительства довольно авантюрны:

* заметно снижается НДС (последствия чего плохо просчитаны – см. ниже), при этом он весь зачисляется в федеральный бюджет – субъекты теряют 25% одного из самых собираемых налогов; расчеты по поступлениям по НДС (были представлены только на заседание Правительства) базируются на абсолютно безосновательном предположении ГНС о повышении собираемости НДС с 50,5% до 65%; 

* снижение налога на прибыль с 35% до 30% осуществляется с небольшим преимуществом для федеральной части налога (снижение на 2%) по сравнению с «субъектной» (снижение на 3%); однако, если будет принята глава НК по прибыли, активно дорабатываемая в Думе с участием Правительства, то ситуация с этим налогом может существенно измениться в сторону сокращения поступлений (поскольку состав затрат для расчета налоговой базы по прибыли будет существенно либерализован);

* расширяется применение налога с продаж, уже приведшего к заметному ущемлению финансовой самостоятельности местной власти (в пользу субъектов) за счет отмены местных налогов и сборов, при этом предложение увеличить ставку налога с продаж до 10% по подакцизным товарам явно не продумано ни с содержательной, ни с фискальной точки зрения; при этом не принимается во внимание тот очевидный факт, что введение налога с продаж будет иметь неравнозначные последствия для субъектов (из-за различий в объеме товарооборота); 

* изменяется порядок зачисления акцизов (по месту производства, а не по месту регистрации), что правильно, но абсолютно не просчитано с точки зрения последствий (имеется в виду перераспределение акцизов между субъектами);

* изменения шкалы подоходного налога производится одновременно с введением федеральной доли этого налога (3%);

* ранее (летом) был принят неопробированный, но имеющий весьма широкую сферу применения налог на вмененный доход, который, будучи введенным субъектами, способен заметно (и весьма непредсказуемо!) повлиять на налоговые поступления во все без исключения бюджеты;

* наконец, существенные изменения социальных налогов (главным образом, в части перенесения бремени с юридических лиц на физические /рост с 1% до 5%/) также дают довольно широкий горизонт для прогнозов. 

Этот перечень достаточно ясно показывает, что налоговые предложения Правительства существенно (довольно беспорядочно и, зачастую, безосновательно) меняют «правила игры» без серьезных расчетов возможных последствий – к тому же, еще вопрос, насколько такие расчеты вообще возможно сделать при таком количестве новаций.

Серьезность намерений контрастирует с низкой глубиной проработки и просчетов значительного числа законопроектов. 

НДС:

А. Передача всего налога на федеральный уровень снижает заинтересованность субъектов в сборе этого налога (при этом, как уже упоминалось, ГНС непонятно на каком основании предполагает резко повысить собираемость по этому налогу).

Б. В первые 2-3 месяца после снижения ставки поступления в бюджет НДС будут существенно ниже расчетных в виду необходимости возмещать «входящий» НДС, уплаченный еще по ставке 20%.

В. Возникнут проблемы с движением товаров между государствами-участниками СНГ: так, при торговле с Белоруссией (там НДС равен 20%) снижение НДС на 5% будет означать, что эти 5% (а через год – 10%!) пойдут прямиком в бюджет Белоруссии. 

Г. Снижение НДС будет означать открытие российского рынка (в большинстве западных стран НДС равен 20%; при экспорте в другую страну он не взимается, а будет уплачиваться «наш» НДС, который предполагается уменьшить до 15%, а через год – до 10%). Закрыть же эту «брешь» за счет таможенных пошлин - учитывая наше движение в сторону ВТО – едва ли удастся.

Д. Наконец, что касается направления целевым образом 1% на финансирование угольной отрасли и предприятий АПК:

* это противоречит принципам бюджетного процесса (расходы не должны быть «привязаны» к конкретным доходным источникам);

* создается прецедент «растаскивания» надежных доходных источников по отдельным направлениям расходов;

* предоставляется неявное, скрытое преимущество отраслям, «привязанным» к надежным источникам доходов (другие отрасли теряют тем более, чем больше надежных источников «отписано» привилегированным отраслям).

Налог с продаж:

А. Как уже было отмечено, введение налога с продаж не компенсирует субъектам потери от зачисления части НДС в их бюджеты, поскольку:

* налог с продаж в 1999 году вряд ли будет введен во всех субъектах РФ, поскольку его введение неизбежно повлечет за собой рост розничных цен и усиление в этой связи социальной напряженности в регионах;

* в настоящее время до половины розничного товарооборота является нерегистрируемым, а значит, с этих оборотов поступлений налога с продаж вряд ли следует ожидать;

* налог с продаж в РФ – явление новое и пока сложно прогнозировать, насколько эффективно он будет действовать и насколько сможет он заменить один из наиболее надежно собираемых налогов – НДС.

Б. Налог с продаж на подакцизные товары по ставке 10% означает, по сути, введение адвалорного акциза на розничную цену подакцизных товаров. Поскольку в этом случае абсолютная сумма специфического акциза в несколько раз меньше суммы налога с продаж, теряется смысл взимания таких акцизов, наклейки марок, их учет и т.д. Очевидно также, что собираемость налога с продаж подакцизных товаров будет весьма низкой, т.к. при существующей достаточно жесткой системе контроля (акцизные марки и все, что с этим связано) имеется достаточно большой процент нерегистрируемого оборота подакцизной продукции. Предлагаемая система гораздо менее подконтрольна, а значит предоставляет больше возможностей для злоупотреблений.

В. Плательщики единого налога не являются плательщиками налога с продаж, вследствие чего предоставляется возможность достаточно простого уклонения от уплаты налога с продаж.
 

Заключение и позиция фракции ЯБЛОКО по налоговому пакету
Подоходный налог.

Суть новаций:

* Сокращение значительного числа льгот /необлагаемая сумма дохода от продажи жилья – снижение с 80 тыс. долл. (до девальвации) до 4 тыс. долл.; включение в налогооблагаемую базу выигрышей по лотереям, заработков учащихся и студентов на сельхозработах и в период каникул, призы спортсменов (ранее – на превышение 50 долл.), подарки от учреждений (ранее – на превышение 50 долл.); сужение льготы чернобыльцам; исключение льготы по подоходному налогу при строительстве (приобретении) жилья и др.

* Вновь вводится федеральная доля подоходного налога (постоянная, равна 3%).

* Предлагаются новые шкалы подоходного налога: пять ставок по первичной и четыре ставки по вторичной занятости.

Заключение: ликвидация большинства льгот неоправданно (ни с фискальной, ни с политической точки зрения); расщепление подоходного налога может обсуждаться, но, вообще говоря, это усложняет налоговую систему; предложенные шкалы никуда не годятся: они неоправданно сложны и с учетом предложений по социальным налогам (увеличение налоговой нагрузки на физических лиц с 1% до 5%) ведут к существенному увеличению налоговой нагрузки на 95% налогоплательщиков (от 2.5% до 4% плюс к действующей ставке – т.е., 17-18%).

Предложение: поддержать в 1 чтении с условием, что ко 2-му чтению будет рассматриваться только предложение об изменении шкалы, причем правительственное предложение должно быть радикальным образом изменено (в сторону упрощения шкалы и существенного снижения налоговых ставок на высокие доходы). Рекомендовать рассмотреть вместе с социальными внебюджетными фондами.

НДС.

Суть новаций:

* Снижение ставки с 20% до 15% (а с 1 января 2000 года – до 10%) и до 10% по продовольствию, товарам для детей и жилью с участием бюджетных средств (в объеме не менее 40%);

* Вся сумма налога подлежит перечислению в федеральный бюджет (ранее – 75%);

* 1% налога направляется на целевую поддержку угольной промышленности и АПК;

* ликвидируются льготы (освобождение от НДС) по жилищному строительству; туристическим и санаторным путевкам; товарам, производимым инвалидами; пожарно-технической продукции;

* уплата НДС в розничной торговле будет производится по стандартной схеме (сейчас – по торговой наценке);

* переход к авансовой (к тому же, подекадной) схеме уплаты НДС (сейчас – по фактическим оборотам за месяц в двадцатидневный срок).

Заключение: предложения недостаточно проработаны и просчитаны с точки зрения межбюджетных отношений, особенно в части компенсации снижения НДС за счет налога с продаж. Абсолютно неприемлема концепция отчисления 1% НДС на целевую поддержку отдельных отраслей. Ломка существующего расщепления НДС является неоправданной, поскольку регионы потеряют заинтересованность собирать этот налог. Перевод «на общие основания» взимания НДС в рознице назрел давно, что же касается переходу к авансовому методу уплаты НДС – надо четко понимать, что это приведет к существенному увеличению потребностей налогоплательщиков в оборотных средствах.

Предложение: поддержать. Что касается отдельных вопросов: можно поддержать в части снижения до 15% (или даже меньше – например, 18%), но не до 10% с 2000 года; поддержать по изменению порядка взимания по рознице; против – перехода к авансовым платежам и зачисления всего НДС в федеральный бюджет (симметричная позиция по увеличению налога с продаж на подакцизные товары) и против специализированных фондов поддержки угольной отрасли и АПК за счет 1% НДС.

Налог на прибыль.

Суть новаций:

* Снижение ставки с 35% до 30% с изменением зачисления в бюджеты (11% в федеральный и 19% в местные);

* Снято ограничение на инвестиции из прибыли (не более 50%);

* Снята льгота по прибыли по добровольным пожертвованиям в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объединений.

Заключение: предложения в целом носят позитивный характер, однако реальное значение снижения налога на прибыль чрезвычайно мало (намного важнее либерализовать учет затрат, попытка чего сделана в думском проекте закона о налоге на прибыль, который вскоре будет рассматриваться во втором чтении).

Предложение: поддержать.

Акцизы.

Суть новаций:

* Акцизы на алкоголь крепостью свыше 25% разделяются в равной пропорции и уплачиваются отдельно производителем и оптовиком (для последнего вводится новая процедура – аккредитация);

* Предлагается часть акциза на бензин (индексационную) перенести на розницу – т.е., бензоколонку;

* Сокращаются сроки уплаты акциза (для производителей – с 45-60 дней до 30-45 дней);

* Освобождается от акцизов конфискованная недоброкачественная и фальсифицированная продукция, направляемая для дальнейшей переработки.

Заключение: разделение акцизов по алкоголю – мера, пожалуй, разумная (направлена против регионального сепаратизма в части торговли алкоголем), однако процедура весьма невнятна (вторая акцизная марка? как взимать акциз с фирменных магазинов?). То же самое по бензоколонкам: мера приветствуется, но механизм пока неясен. 

Предложение: поддержать.

Налоги на реализацию ГСМ и на пользователей автомобильных дорог (дорожные фонды)

Суть новаций:

* Вводится декадный срок уплаты налогов;

* Уточняется налоговая база по налогу на пользователей а/д.

Заключение: «Выжимается» дополнительно до 1.3 млрд. руб. в месяц с налогоплательщиков за счет применения этих налогов (главным образом, налога на пользователей а/д). Налог (последний) является оборотным (т.е., самым «вредным»), бремя его и так весьма велико, а предназначение (формирование дорожных фондов) – учитывая размеры поступлений – в сегодняшних условиях более чем сомнительно.

Предложение: не поддерживать..

По другим законопроектам:

1. На имущество физических лиц

Увеличение ставки до 0.5% и постепенный переход к рыночной стоимости

Можно поддержать, но ставку ко второму чтению подработать (включая уменьшение базы на социальный минимум жилья).

2. О валютном регулировании и валютном контроле и о госналослужбе
Наделение ГНС функциями валютного контроля.

Поддержать из соображений, что это – прерогатива Правительства.

3. О банках и банковской деятельности

Направлять в ГНС сведения о личных счетах.

Не поддерживать (доверие к кредитным учреждениям и так подорвано).

4. О плате за пользование водными объектами

Пока субъекты не приняли решения, пусть действует минимальная ставка из принятого закона.

Поддержать.

5. О налоге на имущество предприятий

Предлагается включить просроченную взаимную задолженность в налоговую базу для уплаты налога на имущество. ГНС не смогло вразумительно объяснить, чего они хотят.

Не поддерживать.

6. О едином налоге на вмененный доход

Распространение действия закона на услуги по перевозке пассажиров маршрутными такси (для организаций с численностью работающих до 100 человек). 

Поддержать. При этом следует отметить, что необходимо внести поправки в базовый закон, ограничивающие объемы (обороты) плательщиков данного налога. 

7. О введении моратория на лицензирование производства этилового спирта и отдельных наименований алкогольной продукции

Предлагается ввести на два года (за исключением государственных и с контрольным пакетом государства).

Не поддерживать. Производство спирта и так сегодня практически полностью контролируется государством; что касается алкогольных напитков – угрозу представляют как раз те, кто производит подпольную, а не лизензированную продукцию. Явное нарушение принципа конкуренции.

8. Об основах налоговой системы

Взыскание с материнских компаний долгов «дочек»; внесение поправки по налогу с продаж с подакцизных товаров (до 10%).

Не поддерживать. Первая часть законопроекта теряет смысл со вступлением в силу первой части НК с 1 января 1999 года; вторая бессмысленна в силу заведомо низкой собираемости (лучше повысить ставки акцизов, налоговое администрирование которых достаточно хорошо налажено). 

9. О ЗАТО

Снятие налоговых льгот с юридических лиц, зарегистрированных в ЗАТО.
Поддержать в первом чтении с обязательной увязкой в бюджете (компенсация потерь для ЗАТО).

10. О внесении дополнений в статью 83 части первой НК

О постановке на учет в налоговом органе производителя этилового спирта (как по месту регистрации, так и по месту хозяйственной деятельности).

Не поддерживать, рекомендовав Правительству направить соответствующую поправку в единый законопроект о поправках в первую часть НК.

11. О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах

Упорядочение налогообложения иностранных юридических лиц в РФ и российских – за рубежом.

Поддержать.
 

17 декабря 1998 года
 

[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]