Битва за бюджет

А вы знаете, как голосовал избранный вами депутат?

Москва март 1998 года
 
Знаете ли вы, что бюджет — это главный финансовый документ страны, который определяет, откуда правительство собирается взять и как и на что потратить государственные деньги?

Знаете ли вы, что бюджет на 1998 год составлен так, что не может обеспечить регулярной выплаты даже крошечных зарплат и пенсий?

Знаете ли вы, что такой бюджет в Думе поддерживали в Думе КПРФ, НДР и ЛДПР? Знаете ли вы, что против было только “Яблоко”? 

Знаете ли вы, что КПРФ и ЛДПР заодно с правительством? 

Если вы знаете все это, дальше можно не читать.

Пресс-центр фракции “Яблоко”

 

Что такое бюджет?

Бюджет — это все деньги страны на год. Распоряжаться ими будет правительство, но откуда будут взяты средства, на что и в каких размерах будут потрачены государственные деньги — решает Государственная Дума, утверждая главный финансовый документ года — бюджет.

Ситуация в экономике, в армии или здравоохранении, изменения в жизни всей страны обусловлены бюджетом. Реформа в армии, новые рабочие места, ремонт сельских библиотек — для всего этого надо, чтобы в бюджете были запланированы соответствующие средства.

 

Почему нельзя иметь дутый бюджет? 

“Дутый” бюджет – это бюджет с “дырой”, с деньгами, которые существуют только на бумаге — взять их неоткуда. В предложенном правительством бюджете “дыра” уже сегодня составляет более 70 миллиардов рублей. Но может и еще увеличиться, если страна меньше “заработает”, ведь в экономике-то застой. 

Это значит, что предприятия получат госзаказы, и будут работать, но не получат денег за работу, не смогут заплатить налоги, у трудящихся не будет зарплаты, у пенсионеров — пенсий. Если в бюджете записано, что на жилье для военнослужащих в 98 году должно быть выделено 2,1 миллиарда, а этих миллиардов нет, значит, жилья у военных не будет. И денег на ремонт школ, больниц, дорог, транспорта — не будет. Потому что правительство, заявляя о наметившемся экономическом росте, говорит неправду, а Дума это покрывает. “Яблоко” указывает на “дыру” в бюджете, а правительство вместе с КПРФ, НДР и ЛДПР делают вид, что не слышат. 

До тех пор пока бюджет будет парадной декларацией успехов правительства, а не рабочим документом, - ничего не изменится ни в политике, ни в экономике. Бедные будут беднеть, их проблемы будут все дальше отодвигаться с глаз долой. Зато коммунисты и прочие “народные заступники” соберут еще больше голосов замороченных людей, и так же ничего не будут для них делать.

 

Белый дом-КПРФ-ЛДПР: итоги сотрудничества

Кто поддерживал политику прошлых лет? Например, бюджет-97 оказался проваленным на 100 трлн. рублей старыми, что совпало с прогнозом “Яблока” вплоть до триллиона. Вот как голосовали фракции за этот бюджет:
 
КПРФ 49,7%
ндр 90,6%
ЛДПР 98,0%
“Яблоко” 0
Аграрии 41,7%
Народовластие 32,4%
Росиийские регионы 71,4 %
 
 
Правительство пятый год подает в Думу пустой, без ясно выраженных приоритетов бюджет, а коммунисты и ЛДПР его принимают. В результате проблемы, еще 5 лет назад казавшиеся легко разрешимыми, сегодня стали тупиковыми. Полностью отсутствуют стимулы экономического роста. Далеко не на полную мощность работают только сырьевые отрасли: добывающие и частично — их обслуживающие. Правительство подтасовывает показатели, чтобы получить отчет об “экономическом росте”, тогда как в экономике наблюдается новый застой.

Изменить эту ситуацию можно, выразив недоверие правительству и его экономическому курсу, который и отражен в бюджете. Но КПРФ и ЛДПР, так много говорящие о “преступности” и “антинародности” правительства, скрывшись от глаз избирателей под сводами Государственной Думы, отказываются это делать.

 

Какова процедура принятия бюджета?

Бюджет, как самый серьезный финансовый документ, принимается Государственной Думой в 4 этапа. Первое чтение определяет основные параметры бюджета: доход, расход, дефицит. Во втором чтении утверждаются финансы, выделяемые по основным блокам (оборона, развитие малого и среднего бизнеса, борьба с коррупцией, работа судов, наука, культура, медицина). В третьем — средства внутри этих статей. В четвертом — выверяется текст закона о бюджете и голосуется за все в целом.
 

Бюджет как предмет торговли

Год за годом правительство, лидеры КПРФ и Жириновский превращают бюджет в товар, а процедуру его принятия в торговлю. Посмотрим, как это делается.

Ни одна фракция не поддержала проект бюджета при его поступлении в Думу осенью. Было решено отправить его на согласительную комиссию. Как же там при закрытых дверях депутаты-коммунисты и жириновцы боролись с прямым ограблением народа? Да никак. Выбили из правительства дополнительно 27 млрд. “дутых” рублей на собственные проекты и за эту сумму приняли бюджет в самом что ни на есть “антинародном” виде. (Денег этих, как все знали, не будет, но раз они записаны в законе, то можно требовать.)

5 декабря 1997 г., в первом чтении, то есть “за” утверждение основных “дутых” показателей бюджета Дума проголосовала так:

 
НДР 98%
Аграрии 66%
“Яблоко” 0%
ЛДПР 96%
Народовластие 31%
Российские регионы 95%
КПРФ 25%
 
 
И во втором чтении коммунисты очень старались принять бюджет: спикер Думы коммунист Селезнев 5 раз назначал повторное голосование, пока не удалось собрать необходимого большинства в 226 голосов. “За” пришлось голосовать троим членам Президиума ЦК — Белову, Ионову, Цику, а также лидерам фракции КПРФ — Воронину, Воротникову, Горячевой, Маслюкову, Подберезкину, Решульскому, Романову, Селезневу. Но никто из них “взысканий” по партийной линии не получил. Коммунисты продолжают дурить народ, как при советской власти.

А вот депутат “Яблока” от Свердловской области Светлана Гвоздева, которая единственная из фракции проголосовала за бюджет, в соответствии с внутренним регламентом фракции, вынуждена была выйти из “Яблока”.

Результаты голосования во втором чтении 25.12.97 — “ЗА”:

 
НДР 97 %
Аграрии 74 %
“Яблоко” 2 % 
ЛДПР 96 %
Народовластие 20 %
Российские регионы 95 %
КПРФ 25 %
 
 
Всего из 231 депутата, проголосовавших во втором чтении за бюджет, который принесет стране неплатежи, а людям невыплачиваемые зарплаты, более половины составляют представители КПРФ, партии Жириновского, аграрной партии и блока Народовластие. 
 

Как исчезли деньги для военных

В третьем чтении, при распределение средств внутри уже утвержденных параметров, внести необходимые поправки бывает почти невозможно. Без четкой определенных приоритетов экономической и внутренней политики, борьба за поправки превращается в борьбу лоббистов. Посмотрим, как “растворилась”, например, поправка на финансирование военной реформы...

В этом году впервые за последние несколько лет из дополнительно изысканных ассигнований к расходной части федерального бюджета на раздел “Национальная оборона” не добавлено ни копейки. И это тогда, когда после долгих, пустых разговоров наконец-то началась реальная военная реформа. 

К сожалению, в правительственно-парламентской комиссии, которая занималась доработкой бюджета, сторонники военной реформы или хотя бы компетентные в вопросах обороны оказались в ничтожном меньшинстве. (То же самое можно сказать о думском бюджетном комитете, который играет решающую роль в рассмотрении бюджета, принятии поправок к нему и представлении его на голосование парламента). 

Сначала поправку к бюджету о выделении на национальную оборону 3,5% от ВВП провалила вышеупомянутая комиссия, несмотря на протесты представителя “Яблока” (один голос “за” — “яблочный”). 

Поправку удалось внести в бюджет в первом чтении благодаря присутствию Ельцина — кабинет Черномырдина не посмел возражать. Однако перед вторым чтением эти деньги исчезли. Подавляющим большинством голосов бюджетный комитет отверг все предложения по увеличению ассигнований по разделу “Национальная оборона”, включающему средства для военной реформы.

На пленарных заседаниях Госдумы 24 и 25 декабря депутат “Яблока” Арбатов и другие представители Комитета по обороне добились постановки на голосование поправки о выделении дополнительных 4,9 млрд. рублей на военную реформу. Но в нарушение всех правил, господа спикер-коммунист Селезнев и вице-спикер Рыжков дважды снимали вопрос с голосования. 

Так, на словах все ратуют за оборону и реформу, пока дело доходит до денег. В результате одно из направлений, которое должно быть приоритетным, лишилось дополнительного финансирования.

Когда “яблочников” в Думе будет больше — будет другой разговор. 

 

Финиш

5 февраля 1998 г. состоялось третье чтение — голосование по распределению денег, в том числе и несуществующих, “дутых”, внутри статей. Как всегда, против провального для страны бюджета выступило только “Яблоко”.

Через две недели (к четвертому чтению) ежегодное Послание Президента парламенту чуть было не смешал все карты. Он заявил, что принятый в трех чтениях проект бюджета является нереальным. Так Ельцин неожиданно разделил позицию “Яблока”. 

Не прошло и часа, как министры начали повторять его слова, хотя до того в качестве главного достоинства бюджета все называли именно его “реалистичность”. Однако единственное, что предложило правительство для улучшения бюджета — взять назад “отданные” депутатам 27 миллиардов. Хотя истребованная сумма много меньше “дыры”, существующей в бюджете на самом деле.

“Яблоко” предложило отправить “правительство-чего-изволите” в отставку. Дума этого не сделала. Избранный ею компромисс демонстрирует стойкую тягу “левых” к полюбовному сговору с Правительством: кабинет Черномырдина остается, Дума голосует за бюджет без всяких изменений. 

“За” принятие бюджета в четвертом чтении 4.03.98 г. голосовали: 

 
НДР 96%
Аграрии 80%
“Яблоко” 0% ПРОТИВ - 98%
ЛДПР 98%
Народовластие 37%
Российские регионы 86%
КПРФ 39%