[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Стенограмма пресс-конференции фракции «ЯБЛОКО»
(Г.А. Явлинский, С.В. Иваненко, И.Ю. Артемьев)
«Альтернативный госбюджет «ЯБЛОКА». Позиция фракции по правительственному варианту бюджета-2004»
Москва, 17 сентября 2003 года

Явлинский Г.А.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодняшняя пресс-конференция посвящена принятию бюджета страны на 2004 год. Мы хотели бы представить наши заключения по анализу представленного Правительством бюджета, сделать соответствующие оценки и ответить на ваши вопросы.

Итак, общая оценка бюджета. В целом бюджет, представленный Правительством ничем кроме размеров не отличается от бюджетов предыдущих лет. Это бюджет, который по своей логике, по своему экономическому содержанию полностью воспроизводит бюджеты 2002-2003 годов. Наше мнение о представленном бюджете - это бюджет топтания на месте, это бюджет ровно того, с чем сталкивалась наша страна в предыдущие годы. Это бюджет точно такой же экономической политики.

Этот бюджет, как и предыдущие бюджеты, не ставит перед собой целью с помощью инструментов бюджетной политики решить ключевые проблемы страны. То есть, этот бюджет не формулирует приоритетов, в нем отсутствуют механизмы бюджетной политики по решению конкретных экономических задач, в целом можно сказать, что это бюджет отставания.

Вообще говоря, если оценивать экономическую ситуацию, экономическую политику, то можно сказать, что Россия сейчас демонстрирует на мировой экономической арене такое новое явление - кризис отставания. То есть по своим цифрам мы можем рапортовать об экономическом росте, но этот рост - экономический рост без развития экономики, без развития страны. Это серьезное обстоятельство, которое фракция «ЯБЛОКО» подчеркивает уже несколько лет, все наши усилия сосредоточены на том, чтобы преодолеть это отставание, демонтировать механизмы торможения экономического развития.

Все согласны с необходимостью удвоить валовой внутренний продукт в ближайшие 10 лет. Поставленная задача ни для кого не является спорной, но ее невозможно решить, если вы не решаете одну за другой последовательно ключевые проблемы.

Необходимо выделить ключевые проблемы экономики и год за годом настойчиво выстраивать всю политику для решения сначала одной проблемы, потом другой проблемы, потом третьей проблемы. Так можно за 10 лет продвигаться к поставленной цели.

Нынешний бюджет ничего подобного не предполагает. Мы считаем, что на сегодняшний день первой проблемой, с которой следовало бы начинать путь наверх, или первой проблемой, с решения которой следовало бы начинать всю политику по достижению удвоения валового внутреннего продукта, является проблема бедности и нищеты.

Наш анализ показывает, что решение проблемы нищеты в России является основой для решения ключевых экономических проблем. Это чисто экономическое заявление, оно под собой, конечно, имеет политические и социальные следствия, но мы рассматриваем это как составную часть не только, и не столько социальной, сколько экономической политики страны.

И, кроме того, мы считаем, что тот масштаб нищеты, с которым сталкивается сегодня Россия, угрожает безопасности страны, угрожает демократии в стране, является угрозой даже для самого конституционного строя нашей страны, для ее федеративного устройства. Именно по этой причине мы поставили в центр своих экономических разработок эту проблему.

Как «ЯБЛОКО» предлагает решать эту проблему? Во-первых, мы разработали комплекс мер, которые уже подробно обсуждались с Президентом 11 июля - комплекс мер по введению универсального единого социального пособия, которое позволит сделать первый шаг к уходу от нищеты, введению пособия на уровне прожиточного минимума. И стоимость этого политического направления в расчете на год по нашим оценкам составляет 270 миллиардов рублей.

Хочу обратить ваше внимание, что в наших расчетах по бюджету, о которых я еще буду говорить, нами определены дополнительные доходы, которые, как и в прошлом, и в позапрошлом годах, не учтены Правительством в бюджете.

То есть наше Правительство систематически из года в год около 10 процентов бюджета (в этот раз это около 250 миллиардов) оставляет, я бы так выразился, на собственное усмотрение. Оно не предъявляет их парламенту, не предъявляет обществу, не знаю, предъявляет ли Президенту. Правительство распоряжается этой весьма немалой суммой так, как ему заблагорассудится и не несет никакой ответственности за полученные дополнительные доходы.

Три года назад мы вели с Правительством дискуссию по этому поводу и доказали свою правоту. В прошлом году значительную часть этих средств, предъявленных нами, Правительство даже постаралось учесть, в этом году история повторяется вновь и сначала.

Итак, какими методами мы намерены уже в этом году решать проблему нищеты? Во-первых, необходимо единое социальное пособие. Во-вторых - снижение налогов, в частности, снижение налога на НДС до 15 процентов, введение единого и единственного налога на малое и среднее фамильное (семейное) предпринимательство, на так называемый семейный бизнес в размере не более 13 процентов. И третьим направлением, которое мы считаем чрезвычайно важным, является поддержка образования.

Сочетание этих трех направлений может обеспечить прорыв в решении проблемы нищеты. Эти три основные направления - это прямое адресное обращение собственно к самым нищим слоям населения в виде единого пособия, это введение либеральных экономических механизмов, связанных с резким снижением налогов и привлечением в экономическую сферы 30-40 миллионов людей за счет малого и среднего предпринимательства, и, наконец, это мощная и серьезная поддержка образования. Потому что без решения проблем образования перспектива развития страны - тупиковая.

Мы намерены предложить в этом году Правительству повышение расходов на содержание образования и повышение окладов для работников образования не менее чем в 1,5 раза, поскольку образование - это главное и на сегодня почти единственное преимущество и отличие страны нашей от всех остальных стран третьего мира. Потеряв его, мы его не сможем восстановить в обозримом будущем.

Для реализации всех этих предложений разработан альтернативный бюджет. Альтернативный бюджет перед вами, каждый из вас может взять его, воспользоваться им и посмотреть, насколько мы проанализировали все возможности российской экономики для решения этих проблем. Мы его разрабатываем с 1999 года. В 1999 году создавалось впечатление абсолютной невыполнимости задачи, чтобы политическая партия, пусть даже обладающая целой сетью научно-исследовательских институтов, как «ЯБЛОКО», была в состоянии разработать альтернативный бюджет страны. Альтернативный значит «вместо». В то время мы даже и не могли рассчитывать на сотрудничество Министерства финансов, Министерства экономики и Правительства в целом.

Тем не менее, мы справились с этой работой, этот документ признан Правительством - его просили совместно с ними разрабатывать уже с февраля этого года, чем мы, собственно, и занимались.

В чем особенность этого альтернативного бюджета? Мы постарались доказать и доказали, что в России можно вырабатывать бюджет, представляющий интересы страны в целом и ее будущего, а не отдельных лоббистских крупнейших группировок, пусть даже сырьевых.

Можно сделать бюджет, который адресован всему обществу и стратегическим перспективам страны. Вот именно такой бюджет мы делаем уже четвертый год.

Когда в 1999 году изменилась ситуация в исполнительной власти, оказалось возможным содержательно работать с нею по бюджету, чем мы, собственно, и занялись. А правительство Черномырдина, правительство Примакова были правительствами, с которыми такая работа была бессмысленна. В розданных материалах вы можете увидеть, какое количество отдельных наших предложений уже использовано в бюджете. Их довольно много. Около 70 процентов того нового, что сделало Правительство, почерпнуто из нашего альтернативного бюджета. Мы, конечно, этим удовлетворены, однако этого недостаточно, чтобы суммировать и систематизировать бюджет как экономическую политику.

Настоящий бюджет в этом смысле является достаточно добротным финансовым документом, представленным Правительством, но не является экономическим документом, он не является документом экономической стратегии. И новый бюджет лишь подтверждает нашу позицию, которую мы продемонстрировали в мае, когда ставили вопрос об отставке Правительства. Суть правительственного бюджета - отсутствие современной, необходимой стране, экономической стратегии, отсутствие экономической политики по существу, выражающейся, во-первых, в отсутствии приоритетов, во-вторых, в отсутствии постановки и механизмов решения ключевых задач страны. В этих условиях фракция «ЯБЛОКО» не поддержит бюджет в первом чтении.

Я хотел бы предоставить слово руководителю группы, которая вела разработку бюджета в последние 4 года - Игорю Юрьевичу Артемьеву. Пожалуйста, Игорь Юрьевич.

Артемьев И.Ю.

Спасибо, Григорий Алексеевич.

Я хочу напомнить, что наш прошлогодний альтернативный бюджет назывался бюджетом экономического роста. Мы в прошлом году попытались ответить на те вызовы, которые широко обсуждались в обществе, связанные с тем, как ускорить экономический рост и решить основные стратегические проблемы страны.

Сегодня наш альтернативный бюджет в наибольшей степени посвящен социальной политике. И, уже развивая тему прошлого года, мы говорим об эффективной и социальной политике, как факторе экономического роста. В альтернативный бюджет вошли для нас обычные, во многом уже общепризнанные направления - мы пересчитываем каждый источник дохода федерального бюджета; мы проводим специальную работу по оценке параметров и внешнего, и внутреннего долга; мы приводим наш сценарий, как наилучшим образом этим долгом управлять; мы выделяем совершенно четкие и определенные направления по расходам. Эта работа, которую мы делаем последние четыре года.

Помимо этого мы написали нашу социальную книгу, которая является, по сути, специальным разделом альтернативного бюджета, который может определить основные направления социальной реформы в России.

Важнейшие направления реформы в нашей стране, связанные с социальным сектором, естественно, носят комплексный характер. И нельзя ответить только на один вопрос, не учитывая всего комплекса социальных проблем.

Помимо проблемы борьбы с бедностью, мы затрагиваем в рамках социальной книги альтернативного бюджета такие важные вопросы, как модернизацию здравоохранения, поддержание эффективной занятости, стабилизацию ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Мы также говорим о новой социальной политике для школы, о преодолении демографического кризиса, о восстановлении конституционных основ государственного пенсионного обеспечения граждан, стимулирования роста зарплаты и так далее.

Наша партия выполняет уникальную работу - у других партий ведь нет таких предложений. При этом мы совершенно открыты. Завтра этот бюджет, как и все прежние, будет размещен на нашем сайте - WWW.YABLOKO.RU. Любой журналист, профессиональный экономист, юрист сможет познакомиться с этими предложениями и критиковать нас в том, в чем мы не правы. Но мы убеждены в том, что ответственность партии как раз заключается не только в том, чтобы говорить о проблемах, но и предлагать совершенно ясные, экономически обоснованные пути решения этих проблем.

Сегодня же мы предлагаем вашему вниманию, уважаемые коллеги, вот эти краткие, сжатые варианты, цифры и таблицы, для того чтобы вы могли их посмотреть.

На будущий год, и Григорий Алексеевич уже назвал эту цифру, около 10 процентов доходов не заложено в федеральный бюджет. И подробнейшим образом вам эти данные представлены. По всем видам налогов, по всем видам доходов и доходных источников, налоговых доходов, неналоговых доходов мы даем наш прогноз и оценку соответствующих дополнительных поступлений в бюджет.

Я не буду сейчас подробно приводить эти цифры. Важно, что эта сумма на сегодняшний день составляет 215,9 миллиардов рублей российского бюджета, которого в бюджете нет.

Я напомню, что в прежние годы мы даже вскрывали арифметические ошибки в бюджете. Например, в бюджете, который мы презентовали 2 года назад, путем простого умножения двух сомножителей у Правительства получилась цифра на 60 миллиардов рублей меньше, чем у нас. То есть, цифры те же самые, знак умножения один и тот же, результат, естественно, тоже должен быть один и тот же. И, тем не менее, был вот такой федеральный бюджет с ошибкой на сумму, превышающую миллиард долларов. Таких случаев много и поэтому это еще и своеобразная такая проверка тех цифр и тех показателей, которые Правительство закладывает в бюджет.

Кроме того, мне кажется, что ключевые направления, которыми занимается парламент (например, вопросы реформы единого социального налога, вывода из тени заработной платы и доведения ее до прожиточного минимума), в настоящий момент недооцениваются Правительством.

Мы не просто в рамках этого бюджета представляем вам эту социальную программу, мы вышли с иском в Конституционный Суд по пенсионному обеспечению граждан. Потому, что с нашей точки зрения нарушены конституционные основы пенсионного обеспечения. У нас создана не одна, а две системы пенсионного обеспечения: одна для чиновников и депутатов, очень хорошо налаженная и замечательно работающая - если вы чиновник или депутат, вы можете получить высокую пенсию на очень льготных условиях. Другая пенсия - для всего остального народа, и существует огромное количество заградительных коэффициентов, которые не позволяют эту пенсию увеличивать. Это несправедливо и неконституционно. Но суть ведь не в том, чтобы отобрать у депутатов, у чиновников их высокие пенсии и легкость их получения, а в том, чтобы всю систему пенсионного обеспечения для всего народа приблизить к этому и сделать такой же. Для этого нужны важнейшие юридические решения.

Я не буду сейчас более подробно рассказывать, потому что материалы перед вами, если возникнут вопросы, мы на них ответим.

Замечу лишь, что как всегда, во всех разделах нашего альтернативного бюджета мы обращаемся к повестке дня с конкретными предложениями. В прошлый раз мы получили официальный ответ Правительства, который пришел на 30 страницах, наверное, будет такой ответ и в этом году. Соответственно вы тоже об этом узнаете и увидите обратную связь между просчитанными нами вариантами и позицией Правительства. Собственно, эта обратная связь позволит вам определить настоящий истинный курс Правительства на ближайшие 3-4 года. Спасибо.

Явлинский Г.А.

Сергей Викторович, прошу вас.

Иваненко С.В.

Уважаемые коллеги!

«ЯБЛОКО» - партия, которая исходит из либеральных ценностей в экономике. Мы считаем, что основой экономической деятельности, основой экономики России, также как и любой другой современной развитой экономики, может быть только свобода экономической деятельности и частная инициатива, частная собственность.

Вместе с тем, мы как либералы, отдаем себе отчет в том, что сегодня социальная политика российского государства, по сути дела, приближается к нулю. Это создает угрозы для самого существования государства и его экономической основы.

Чисто либеральные и экономические теории господствовали в 19-м веке и в начале 20-го. Современная экономическая практика всех развитых государств мира предполагает социально-рыночную ориентацию экономики. И в российской Конституции есть запись о том, что Россия является социально-рыночным государством. Поэтому мы взялись за разработку того комплекса, который может стать основой социальной политики России.

Я должен сказать, что мы категорически отвергаем обвинение в популизме, который, не сомневаюсь, последует как от «наших друзей» (в кавычках), так и от соперников на выборах.

Работа над социальной книгой нами ведется почти два года. Были привлечены десятки специалистов из научных институтов. Основные результаты работы нашей в этом направлении докладывались Президенту и Правительству. Мы рассчитываем на то, что после парламентских и президентских выборов эта работа перейдет в практическую стадию.

Сегодня в нашей стране некоторые реформаторы морщат нос, когда говорится о социальной политике. Я думаю, что основные беды России на протяжении последних 12 лет следуют вот именно из такого пренебрежительного отношения к людям, которые на самом деле в современном мире составляют основу экономики, прогресса и цивилизации.

Мы предлагаем и Президенту, и Правительству, и всему обществу, наконец, изменить отношение к делу. Спасибо.

Явлинский Г.А.

Уважаемые коллеги, я еще хотел лишь только добавить, что альтернативный бюджет, приложения к нему, вся система расчетов и в электронном виде, что в 4 раза, примерно, превышает то, что вы видите - все будет в ближайшие дни направлено лично Президенту страны и премьер-министру, и Правительству в целом.

Еще раз повторю, главная мысль наша заключается в том, никто не ставит под сомнение необходимость удвоения валового внутреннего продукта в ближайшие 10 лет. В течение последних 4 лет нами разработана стратегия решения этой задачи. Эта задача может быть решена только в том случае, если решать ключевые проблемы одну за другой настойчиво и профессионально.

Мы считаем, что сегодняшние масштабы экономики не позволяют решить все сразу. Поэтому вы выделяем приоритеты. И считаем главным приоритетом, первым шагом к решению этой задачи - ликвидацию крайней нищеты в России. На это направлен наш альтернативный бюджет. Нищета населения, это угроза безопасности России, это угроза демократии, это угроза целостности России.

Мы предлагаем реальный путь к решению этой проблемы. Он состоит из введения единого социального пособия, расходы на которое составляют около 270 миллиардов рублей. И это можно сделать в будущем году, при сохранении всех тех макроэкономических параметров и прогнозов, которые дает Правительство. Наш макроэкономический прогноз, практически, не отличается от правительственного. Только в части инфляции мы считаем, что она будет чуть-чуть выше, чем предполагает Правительство.

Макроэкономическая оценка мировой экономики тоже у нас, примерно, одинаковая. Однако, в этих пределах, мы считаем нужным не раздавать деньги лоббистским группировкам, а сосредоточить их на решении принципиальных проблем страны, в частности проблемы социального пособия, проблемы нищеты. А также необходимо снижение налогов, поддержка образования и важнейший элемент - активизация политики для развития и стимулирования малого и среднего предпринимательства в стране. Прежде всего, семейного предпринимательства. Только это позволит создать в России условия, позволяющие ей стать современной экономической державой.

Таковы наши позиции и с этим мы выходим на осеннюю сессию и на наш диалог с Правительством. Пожалуйста, ваши вопросы.

- Газета «Советник Президента», Владимир Борев.

Если бюджет страны, который сейчас рассматривается, противоречит национальным интересам страны, если существует угроза безопасности, заложенная в этом бюджете, поскольку может нищета довести страну до каких-то социальных взрывов, можно ли трактовать этот бюджет как антиконституционный? То есть как бюджет, который противоречит главному закону нашей страны, и как бюджет, по сути дела, незаконный. Спасибо.

Иваненко С.В.

Ну, насчет конституционности, я бы так сильно не выражался. И если Дума отклонит этот бюджет, он не станет законом. Осталось за малым, чтобы позиция Думы была именно такой, какую мы предлагаем - отклонить бюджет и вместо него сделать новый.

- (имя неразборчиво), газета Думы «Правда России».

У меня вопросов даже несколько. Но я постараюсь коротко. Единое социальное пособие и ваше желание стимулировать развитие малого бизнеса не входит ли в противоречие? Потому что, получив это пособие, граждане не будут стимулированы к тому, чтобы работать, участвовать в создании этих предприятий малого бизнеса. Они будут удовлетворены вот этой подачкой. Лев Толстой сказал, что если народ не кормит сам себя, то никто его не накормит.

Артемьев И.Ю.

Если позволите, я попробую ответить. Размеры пособия таковы, что желание работать не пропадет, это точно. Но появится сила работать. Если говорить чуть более серьезно, то мы построили специально теоретическую экономическую модель, мы анализировали этот аспект и по опыту других стран. Наш вывод таков, я его скажу просто бытовым языком: когда человек живет на границе или ниже границы физиологического выживания, он находится в таком психологическом и физическом состоянии, что он просто не может обеспечить нормальную производительность труда. Он не может нормально работать и зарабатывать себе на жизнь.

Огромная масса людей находится в таком положении в России, это 34 миллиона человек по официальным данным Госкомстата. Когда социальное пособие, о котором мы говорим, равно прожиточному минимуму, в этом случае у него появляется возможность зарабатывать. Потому что его дети, хоть каким-то образом, накормлены, в доме, в котором он живет, стекла вставлены и так далее. Но то, что я сказал бытовым языком, подтверждается экономическими расчетами и специальными экономическими исследованиями.

Кроме того, вот что я хотел бы заметить с государственной точки зрения. Вы посмотрите, у нас сегодня существует огромное количество, более 200, разных пособий и льгот, а значит и разных систем, где есть государственные чиновники, специалисты в узком деле какого-то одного пособия. Это - огромная и громоздкая бюрократическая система.

Смотрите, что мы предлагаем. Если выделить сумму, о которой сказал Григорий Алексеевич, 270 миллиардов, у нас всем гражданам России будет гарантирован прожиточный минимум. На ребенка уже с первого дня рождения будет начисляться ежемесячно единое социальное пособие, равное прожиточному минимуму, а не 70 рублям, как сейчас.

Часть пособий можно упростить, при этом сама система становится гораздо более простой. И наше обоснование очень простое. На уровне до прожиточного минимума не надо делать различия между инвалидом, ребенком, человеком, потерявшего работу, или матерью-одиночкой. Всем им нужно платить прожиточный минимум, чтобы они могли выжить. Сейчас это пособие составит не меньше 2 тысяч рублей. А сумму, которая для этого необходима, мы нашли и прописали в альтернативном бюджете.

Явлинский Г.А.

Я хотел бы добавить. Я считаю этот вопрос, который Вы задали с экономической точки зрения исключительно серьезным и содержательным.

Значит, существует у этой системы 3 основные проблемы.

Первая - не делать выплаты, которые будут антистимулами и будут усиливать иждивенческие настроения.

Вторая - чтобы эти выплаты не привели к инфляции. Это очень серьезная вещь и очень серьезное ограничение.

И третья - это техника реализации. Поскольку она предполагает отмену многих других пособий и льгот, нужно, чтобы не оказалось людей, которые окажутся вдруг, вообще, без всякой поддержки. То есть, это довольно сложное, серьезное экономической дело.

Во- первых, мы провели специальный расчет и анализ с точки зрения антиинфляционной программы, которая должна предшествовать развитию этого направления. Она включает целый ряд мер, в том числе поддержку малого и среднего предпринимательства. Мы специально этим занимаемся.

Во-вторых, мы рассматриваем размер этого пособия не только с точки зрения возможностей бюджета, но и с точки зрения того, чтобы не перейти черту, когда оно становится просто иждивенческой подачкой, и в этом смысле будет играть контрпродуктивную роль.

Ну и техника реализации перехода на единое социальное пособие тоже нас очень беспокоит. Поэтому главный вопрос - это поэтапность введения. Сначала - подготовительные меры широкого экономического свойства, чтобы не допустить инфляцию. Затем поэтапная реализация, например, реализация только для половины граждан. Потом делать следующий шаг, потом следующий шаг. Но в политическом смысле двигаться в этом направлении совершенно необходимо. Потому что необходимо, чтобы граждане видели, что государство занимается не только межолигархическими разборками, но и экономической политикой, которая адресована всем, всем гражданам страны. Дальнему Востоку, например. Это является залогом сохранения единства страны.

- (имя неразборчиво), газета Думы «Правда России».

- Если нет желающих, может я еще задам вопрос? Вот вы сказали, что 30-40 миллионов населения может быть занято в малом бизнесе. Но, как я понимаю, для малого бизнеса есть пределы насыщения в народном хозяйстве. Вот как это было просчитано? И что будет со структурой народного хозяйства, если то, о чем вы говорите, будет осуществляться?

Иваненко С.В.

Да действительно, это тоже важный очень вопрос. Мы внесли закон «О создании новой организационно-правовой формы предприятия, так называемый «Семейный бизнес». Этот закон находится в Думе, примерно, уже полгода. Он блокируется нынешним составом Думы и Правительством. Суть его состоит в следующем, чтобы работал отец, мать и ребенок, чтобы работал такой семейный бизнес. Именно индивидуальные предприниматели и члены их семей и составляют вот эту величину - 30-40 миллионов человек.

Эта система существует во всех странах мира. Она выполняет экономическую функцию самозанятости, хотя там никто не получает супердоходов. Значит, работает, скажем, система частного извоза в странах Восточной Европы. У нас вы ловите «частника» на улице, а там все это легализовано. Вот недавно я разговаривал с человеком, который работает частным таксистом в Болгарии. Он говорит: «Мне хотят сильно увеличить налоги. Вот теперь у меня годовой налог будет 70 долларов». А было у него 15.

Такая система семейного бизнеса применяется, практически, везде, где есть желание обеспечить людей работой. И кроме экономической функции, она выполняет еще огромную нравственную и воспитательную функцию. Потому что дети, которые работают вместе со своими родителями, совсем по-другому учатся, совсем по-другому ведут себя. И это создает тот средний класс, ту морально-нравственную атмосферу, без которой мы сейчас просто задыхаемся от наркомании, от детской преступности и всего прочего.

Поэтому это очень серьезное комплексное направление. Мы считаем, что если эта система семейного бизнеса будет введена, родители и дети, по нашим данным, 30-40 миллионов человек, смогут начать, по сути, новую жизнь.

Явлинский Г.А.

Спасибо большое. Желаю вам всего хорошего.

Москва, 17 сентября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Альтернативный бюджет - 2004

Раздел "Бюджет-2004"

Григорий Явлинский

Игорь Артемьев

Сергей Иваненко

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]