[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ
экономического роста
РАЗДЕЛ 3. Законодательные инициативы партии "Яблоко", направленные на стимулирование экономического роста.

Проект закона «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами»

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О концессионных договорах,

заключаемых с российскими и иностранными инвесторами»

 

Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области инвестиционной деятельности, направлен на реализацию государственной политики привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и их эффективное использование на условиях концессионных договоров.

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при подготовке, заключении, исполнении и прекращении концессионного договора.

2. Отношения, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

 

Статья 2. Концессионный договор

1. По концессионному договору одна сторона (далее - концедент) предоставляет другой стороне (концессионеру) на срочной и возмездной основе за счет и на риск концессионера при условии осуществления концессионером предусмотренных концессионным договором инвестиций:

· право пользования либо исключительное право пользования государственным или муниципальным имуществом, право на создание (строительство) концессионного объекта либо право на создание (строительство) такого объекта с правом пользования этим объектом. При этом под концессионным объектом понимается имущество, подлежащее передаче в соответствии с концессионным договором в состав государственной или муниципальной собственности после завершения создания (строительства) этого имущества или после истечения указанного в концессионном договоре периода, в течение которого концессионеру принадлежит право пользования этим имуществом.

· право осуществления в пределах определенной концессионным договором территории отдельных видов деятельности, исключительное право на осуществление которых принадлежит государству.

2. Затраты концессионера, понесенные им в связи с исполнением концессионного договора, возмещаются в соответствии с условиями этих договоров, в том числе за счет реализации всей или части продукции, полученной концессионером в результате осуществления права пользования концессионным объектом, если указанными договорами не предусмотрено иное.

3. Под указанным в пункте 1 настоящей статьи исключительным правом пользования государственным или муниципальным имуществом, понимается право концессионера осуществлять владение и пользование указанным имуществом. При этом в течение срока действия концессионного договора концедент и любые третьи лица могут пользоваться имуществом, право пользования которым предоставляется концессионеру, только с согласия концессионера. Передача концедентом концессионеру исключительного права пользования государственным или муниципальным имуществом не влечет за собой передачу права собственности на такое имущество.

4. Концедент по своему усмотрению может принимать на себя часть рисков концессионера, связанных с частичным несением концедентом инвестиционных расходов концессионера или с участием концедента в осуществлении концессионного договора в иных формах.

Условие о принятии концедентом на себя части рисков концессионера посредством участия в инвестиционных расходах концессионера должно содержаться в основных условиях конкурса или аукциона на право заключения соответствующего концессионного договора.

 

Статья 3. Сферы применения концессионного договора

1. Концессионный договор применяется при:

· пользовании природными ресурсами на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

· строительстве и/или эксплуатации объектов производственной и социальной инфраструктуры (в частности, железных и автомобильных дорог и дорожного хозяйства, трубопроводов, гидротехнических систем, морских, речных и аэропортов, линий связи, объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, объектов туризма, гостиничного хозяйства, культуры, науки, здравоохранения, образования);

· строительстве и/или эксплуатации объектов муниципального и коммунального хозяйства (водо-, электро-, тепло- и газоснабжения, городских инженерных сетей, общественного транспорта, коммунальных общественных центров, зданий и сооружений, благоустройства территорий, утилизации мусора, ритуальных услуг, содержания, эксплуатации и ремонта зданий и сооружений муниципального жилого фонда);

· управлении государственными и муниципальными предприятиями;

· осуществлении отдельных видов деятельности, исключительное право на которые принадлежит государству.

2. В отношении имущества, указанного в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, пользование (либо создание и пользование) которым осуществляется в течение ряда последовательных, технически и экономически различающихся этапов, предметом концессионного договора может являться предоставление концедентом концессионеру права пользования таким имуществом как на отдельных этапах, так и в течение всего срока пользования (либо создания и пользования) им.

 

Статья 4 . Стороны концессионного договора

Сторонами концессионного договора (далее - стороны) являются:

концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган исполнительной власти, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

концессионер - лицо, являющееся российским или иностранным инвестором в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо действующие на основе договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) российские и (или) иностранные инвесторы.

Стороной концессионного договора на предоставление исключительного права пользования недрами и другими природными ресурсами является Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительной власти субъект Российской Федерации, на территории которого расположены предоставляемые в пользование участок недр или другие природные ресурсы.

Орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации может передать свои полномочия на подписание концессионного договора Правительству Российской Федерации, а Правительство Российской Федерации может передать свои полномочия на подписание концессионного договора органу исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае, если предоставляемые в пользование участки недр или другие природные ресурсы расположены на континентальном шельфе Российской Федерации и(или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, подписание концессионного договора со стороны концедента осуществляется Правительством Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого будут проводиться предусмотренные договором работы, в части, касающейся вопросов, которые относятся к ведению этого субъекта Российской Федерации.

В случае, когда в качестве концессионера выступает группа российских и (или иностранных инвесторов, действующих на основе договора о совместной деятельности (договора простого товарищества), концессионный договор заключается концедентом с юридическим лицом, действующим от имени всех участников указанной группы. При этом участники такой группы несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из концессионного договора.

 

Статья 5. Срок действия концессионного договора

1. Срок действия концессионного договора устанавливается по усмотрению соглашению сторон в пределах сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Срок действия концессионного договора по инициативе концессионера, а также при условии исполнения им принятых на себя обязательств может быть продлен по соглашению сторон.

Концессионный договор, в соответствии с которым концессионеру предоставляется исключительное право пользования недрами на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, может быть продлен на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи таких ресурсов и обеспечения рационального использования и охраны недр.

 

Статья 6. Ограничения заключения концессионного договора

1. Концессионный договор не может быть заключен в случае, если такой договор противоречит целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Концессионный договор не может быть заключен в случаях, когда в отношении осуществления права пользования (создания и пользования) имуществом, указанным в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, федеральными законами установлены запреты и ограничения для иностранных инвесторов в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Статья 7. Права концедента в отношении имущества

1. Имущество, предоставленное концедентом в пользование концессионеру в соответствии с концессионным договором, подлежит возврату концеденту в день истечения срока действия концессионного договора или в любой день в течение срока действия договора по соглашению сторон либо в день досрочного прекрашения договора.

В концессионном договоре может быть предусмотрена обязанность концессионера досрочно возвратить концеденту часть предоставленного концессионеру имущества, использованного в соответствии с концессионным договором или неиспользуемого концессионером.

Концессионер несет бремя содержания имущества, предоставленного ему концедентом в соответствии с договором, и риск случайной гибели или случайного повреждения такого имущества.

2. Если иное не предусмотрено концессионным договором, имущество концессионера, созданное или приобретенное им за свой счет для выполнения концессионного договора, подлежит безвозмездной передаче в собственность концедента в день истечения срока действия договора или иной согласованный сторонами день.

3. В собственность концедента безвозмездно передаются предусмотренные концессионным договором информация и данные, текущие и итоговые материалы полевых и лабораторных исследований, исследовательские пробы и образцы, а также сведения производственно-технического, технологического, коммерческого характера о концессионном объекте или виде деятельности, являющиеся предметом концессионного договора, полученные концессионером за свой счет в процессе подготовки к использованию и использования указанного объекта или в процессе подготовки к осуществлению и осуществления указанной деятельности.

При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных концессионным договором, концессионер имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными, пробами, образцами и сведениями в целях выполнения своих обязанностей по концессионному договору. Порядок пользования такими информацией, данными, пробами, образцами и сведениями, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются концессионным договором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 8. Права концессионера в отношении имущества

1. Имущество, созданное или приобретенное концессионером при выполнении концессионного договора, является собственностью концессионера, если иное не предусмотрено договором.

В случае если указанное имущество передается концессионером в собственность концедента до истечения срока действия договора, концессионеру предоставляется исключительное право пользования таким имуществом на безвозмездной основе с целью выполнения концессионного договора. При этом на концессионера возлагается бремя содержания такого имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.

2. Продукция, доходы и плоды, полученные концессионером в результате выполнения им концессионного договора, являются собственностью концессионера, если в концессионном договоре не установлено иное.

В случае если в результате применения в соответствии с законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности мер по ограничению экспорта продукции, полученной иностранным инвестором (концессионером) в результате выполнения им концессионного договора, концессионер осуществляет реализацию такой продукции на внутреннем рынке Российской Федерации, то концедент выплачивает ему компенсацию с учетом курса рубля, инфляции и других причин, вызвавших такие убытки.

 

Статья 9. Существенные условия концессионного договора

1. Существенными условиями, подлежащими включению в концессионный договор, являются:

· право пользования или исключительное право пользования имуществом концедента либо право на осуществление определенного вида деятельности, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;

· размер платы концессионера за пользование имуществом концедента или осуществление деятельности, указанной в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, порядок, условия и сроки внесения такой платы;

· объемы инвестиций концессионера в основные производственные фонды и сроки их осуществления;

· объемы производства (выполнения работ, оказания услуг) концессионера на каждый вид продукции (услуг, работ) и график их производства;

· формы участия концедента в осуществлении деятельности концессионера;

· иные условия, не противоречащие условиям конкурса или аукциона и законодательству Российской Федерации, включенные в концессионный договор по соглашению сторон.

2. В концессионном договоре с учетом требований законодательства о естественных монополиях и антимонопольного законодательства Российской Федерации могут быть предусмотрены отдельные права, которыми концедент наделяет концессионера в отношении регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги концессионера, а также указаны санкции, которые концессионер с согласия концедента вправе применять к недобросовестным потребителям продукции и услуг концессионера.

3. Концессионные договоры должны предусматривать обязательства концессионера по:

осуществлению мер, направленных на предотвращение и ликвидации последствий экологически вредного воздействия деятельности концессионера, осуществляемой в соответствии с договором;

страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду.

4. В случае если деятельность концессионера при выполнении концессионного договора осуществляется на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, концессионер обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. В концессионном договоре может быть предусмотрено право концедента в одностороннем порядке изменить условия концессионного договора либо расторгнуть договор в исключительных случаях в интересах общества и государства. При этом концедент обязан компенсировать концессионеру дополнительные затраты, связанные с изменением условий концессионного договора, а также возместить убытки, причиненные концессионеру в результате расторжения концессионного договора.

 

Статья 10. Прекращение действия концессионного договора

Действие договора прекращается по истечении срока его действия или досрочно по соглашению сторон, а также по другим основаниям и в порядке, который предусмотрен договором в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания договора.

 

Статья 11. Федеральный орган исполнительной власти по привлечению инвестиций на основе концессионных договоров

Правительство Российской Федерации может уполномочить федеральный орган исполнительной власти осуществлять привлечение инвестиций на основе концессионных договоров, организацию с этой целью конкурсов и аукционов, заключение и исполнение концессионных договоров от имени Российской Федерации.

 

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ КОНЦЕССИОНЕРА

Статья 12. Гарантия правовой защиты деятельности концессионера

1. Концессионеру предоставляется полная и безусловная защита его прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами Российской Федерации.

2. Концессионер имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Гарантия равноправия и недискриминации концессионера

Концессионерам предоставляются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера.

Статья 14. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества концессионера

1. Имущество концессионера не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, за исключением случаев, когда такая мера принимается в установленном законом порядке либо предусматривается международным договором Российской Федерации.

2. При реквизиции концессионеру выплачивается стоимость реквизируемого имущества по рыночным ценам на день реквизиции, и возмещение других убытков, включая упущенную выгоду. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, концессионер вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества.

3. При национализации концессионеру возмещается стоимость национализированного имущества и другие убытки, включая упущенную выгоду. До даты выплаты на сумму возмещения начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату национализации. Возмещение иностранному концессионеру выплачивается в той валюте, в которой были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте по выбору концессионера.

 

Статья 15. Гарантии возмещения убытков, причиненных противоправными действями (бездействием)

В случае если в результате каких-либо противоправных действий (бездействия) любых лиц концессионер лишен возможности надлежащим образом осуществлять владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом либо владение и пользование имуществом концедента, что повлекло за собой убытки концессионера, такие убытки возмещаются концедентом.

 

Статья 16. Гарантии от неблагоприятного изменения для концессионера законодательства Российской Федерации

1. В случае если в течение срока действия концессионного договора законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, которые изменяют условия деятельности концессионера в неблагоприятном для него отношении либо вводят режим запретов и ограничений деятельности концессионера, такие нормы не применяются к действующему концессионному договору в течение сроков, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Неприменение к концессионному договору указанных в пункте 1 настоящей статьи норм гарантируется до достижения концессионером полной окупаемости капиталовложений концессионера и получения им минимальной прибыли на вложенный капитал, но не более десяти лет с момента вступления в силу концессионного договора. Под минимальной прибылью понимается доход концессионера, равный вложенному им капиталу, увеличенному на ставку рефинансирования, установленную Центральным банком Российской Федерации на дату принятия норм, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

В отношении долгосрочных (более десяти лет), особо капиталоемких и медленно окупаемых концессионных договоров, категории которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, срок неприменения норм законодательства, неблагоприятно изменяющих условия деятельности концессионера, может быть продлен до достижения полной окупаемости капиталовложений концессионера и получения им минимальной прибыли на вложенный капитал.

 

ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНЦЕССИОННОГО ДОГОВОРА

Статья 17. Принятие решения о заключении концессионного договора

1. Решение о заключении концессионного договора от имени Российской Федерации принимает Правительство Российской Федерации.

Решение о заключении концессионного договора от имени субъекта Российской Федерации принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках его компетенции.

Решение о заключении концессионного договора в отношении участков недр и других природных ресурсов, которые относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимает Правительство Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение о заключении концессионного договора от имени муниципального образования принимает орган местного самоуправления в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи решения о заключении концессионного договора принимаются в соответствии с приоритетами передачи в пользование объектов государственной собственности на условиях концессионного договора. Указанные приоритеты устанавливаются федеральным законом о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации.

 

Статья 18. Порядок проведения конкурса или аукциона с целью заключения концессионного договора

1. Концессионный договор заключается с победителем конкурса или аукциона, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.

2. Проведение конкурса или аукциона на право заключения концессионного договора осуществляется органом исполнительной власти или органа местного самоуправления, выступающих в качестве организатора торгов (далее - организатор торгов).

3. Конкурс или аукцион на право заключения концессионного договора являются открытыми для российских и иностранных инвесторов, за исключением случаев, когда организатор торгов принял решение, что конкурс или аукцион должны проводиться для определенного круга инвесторов, в том числе только для российских инвесторов.

4. Организатор торгов должен опубликовать извещение о проведении открытого конкурса или аукциона в официальном издании.

5. Не позднее, чем за 90 дней до установленного дня начала приема заявок на участие в конкурсе или аукционе, организатор торгов обязан обеспечить всех участников конкурса или аукциона конкурсной документацией, содержащей данные о предмете договора концессии, сроке пользования имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, о формах участия концедента в исполнении концессионного договора, объеме и сроках осуществления инвестиций, объеме и сроках производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), об использовании сырья, материалов и оборудования российского происхождения, о привлечении граждан Российской Федерации для выполнения работ на основе трудовых и гражданско-правовых договоров, о проведении аудиторской проверки выполнения принятых обязательств, о требованиях к технико-экономическому обоснованию инвестиционного проекта и иной документации, которую должны представить участники конкурса или аукциона, а также информацией о сроке заключения концессионного договора, о сроке заключения концессионного договора, о порядке, месте и сроке подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, о времени и месте проведения конкурса или аукциона, о размере, о порядке внесения им задатка в связи с участием в конкурсе или аукционе и других условиях конкурса или аукциона.

6. Срок подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе не может быть менее чем 90 дней со дня начала приема заявок. Заявка на участие в конкурсе или аукционе, которая направляется организатору торгов в письменной форме, должна содержать следующие данные:

· наименование юридического лица, его местонахождение, копии учредительных документов и документов о государственной регистрации - для юридического лица;

· фамилию и имя, гражданство и место жительства, копию свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;

· сведения, подтверждающие возможности заявителя обеспечить необходимое финансирование концессионного договора;

· технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта и другие сведения, в соответствии с условиями конкурса или аукциона;

· подтверждение уплаты задатка в связи с участием в конкурсе или аукционе.

7. Указанное технико-экономическое обоснование должно по инициативе организатора торгов предварительно пройти государственную экспертизу, в том числе экологическую, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Сведения, полученные от заявителей, являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.

9. Сведения, полученные от участника конкурса или аукциона, представляют собой служебную и коммерческую тайну и разглашению не подлежат.

10. Заявка считается полученной организатором торгов в случае выполнения требований, предусмотренных настоящим пунктом.

11. Организатор торгов создает конкурсную или аукционную комиссию и определяет ее состав, регламент и порядок работы. В состав такой комиссии входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (представители, соответственно, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления). В состав конкурсной или аукционной комиссии могут также входить независимые эксперты, в том числе иностранные.

12. Конкурсная или аукционная комиссии определяют победителя конкурса или аукциона. Утверждение результатов конкурса или аукциона, проведенного конкурсной или аукционной комиссией и включающее принятие решение о его победителе, производится организатором торгов. Информация о результатах конкурса или аукциона должна быть опубликована в официальном издании, указанном в пункте 4 настоящей статьи, не позднее чем через 30 дней со дня указанного утверждения.


Статья 19. Заключение концессионного договора без проведения конкурса или аукциона

В исключительных случаях на основании решения соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления концессионный договор может быть заключен без проведения конкурса или аукциона при условии, что в интересах обороны и безопасности государства требуется заключение концессионного договора с конкретным лицом.


Статья 20. Порядок заключения и государственной регистрации концессионного договора

1. Концессионный договор заключается с победителем конкурса или аукциона, за исключением случаев, указанных в статье 19 настоящего Федерального закона, в сроки, согласованные сторонами, но не позднее одного года со дня объявления результатов конкурса или аукциона.

2. Концессионный договор вступает в силу со дня его государственной регистрации в реестре концессионных договоров. Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию концессионных договоров, и устанавливает порядок такой регистрации.

 

ГЛАВА IV. ИСПОЛНЕНИЕ КОНЦЕССИОННОГО ДОГОВОРА

Статья 21. Условия деятельности коммерческой организации с участием концедента и концессионера

1. В концессионном договоре может быть предусмотрено создание концессионером с участием концедента коммерческой организации с целью исполнения концессионного договора.

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи коммерческая организация вправе осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены в концессионном договоре.

3. Если иное не предусмотрено в концессионном договоре, срок деятельности коммерческой организации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не может превышать срока действия концессионного договора.

 

 

Статья 22. Передача прав и обязанностей концессионера

1. С согласия концедента и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерацией, концессионер может передать полностью или частично свои права и обязанности по концессионному договору любому третьему лицу при условии, что такое лицо обладает необходимыми финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для осуществления принятых на себя таким лицом прав и обязанностей по концессионному договору.

2. Передача прав и обязанностей по концессионному договору совершается в письменной форме.

 

Статья 23. Контроль концедента за исполнением концессионного договора

1. Контроль за исполнением концессионного договора осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

2. Представители органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют право беспрепятственного доступа на производственные объекты концессионера или иное место осуществления деятельности концессионера в соответствии с концессионным договором, а также к документации, относящейся к деятельности концессионера по концессионному договору.

3. Контрольным органам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, запрещается:

· вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность концессионера;

· разглашать сведения, имеющие в соответствии с концессионным договором конфиденциальный характер или составляющие коммерческую тайну.

Статья 24. Налогообложение концессионера

1. При исполнении концессионного договора применяется установленный Налоговым кодексом Российской Федерации специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты всех или части налогов и сборов:

· концессионной платой, определенной в твердой сумме платежей, вносимых периодически, регулярно или единовременно;

· разделом произведенной продукции;

· установлением доли полученных в результате использования имущества концедента продукции или доходов;

· предоставлением концессионером определенных услуг концеденту ;

· обусловленной договором передачей концессионером концеденту имущества в собственность;

· возложением на концессионера обусловленных договором затрат на улучшение имущества, переданного в концессию;

· концессионной платой в иных формах.

2. В случае изменения цен и других экономических условий размер и состав платежей концессионера может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные концессионным договором.

3. Концессионер вправе потребовать соответственного уменьшения концессионных платежей, если в силу обстоятельств, за которые он не может нести ответственности, условия пользования, предусмотренные концессионным договором, или состояние переданного в концессию имущества существенно ухудшилось.

4. В целях обеспечения стабильности условий налогообложения концессионера или компенсации последствий их ухудшения (ожидаемого ухудшения) вследствие изменения законодательства о налогах и сборах применяется одно из следующих положений:

применение в течение срока действия соглашения норм законодательства о налогах и сборах без учета внесенных (вносимых) изменений;

компенсация концессионеру дополнительных налоговых затрат, вызванных внесенными (вносимыми) изменениями, за счет передачи в собственность концессионеру в том же налоговом периоде произведенной им продукции, принадлежащей государству по условиям договора, либо уменьшения подлежащей уплате суммы роялти (при уплате роялти в натуральной форме - уменьшения количества продукции, передаваемой в собственность государства в счет уплаты роялти). При этом компенсация дополнительных налоговых затрат инвестора осуществляется за счет:

налога на прибыль и(или) прибыльной продукции, подлежавшей передаче в собственность Российской Федерации, или уменьшения суммы роялти, подлежавшей уплате в федеральный бюджет, если указанные дополнительные налоговые затраты вызваны изменениями в части федеральных налогов и сборов;

налога на прибыль и(или) прибыльной продукции, подлежавшей передаче в собственность субъекта Российской Федерации, или уменьшения роялти, подлежавшей уплате в соответствующий региональный бюджет, если указанные дополнительные налоговые затраты вызваны изменениями в части региональных налогов и сборов;

уменьшения налога на прибыль или суммы роялти, подлежавшей уплате в местный бюджет, если указанные дополнительные налоговые затраты вызваны изменениями в части местных налогов и сборов;

включение дополнительных налоговых затрат в затраты, возмещаемые концессионеру в порядке, предусмотренном договором.

Помимо положений, применяемых в соответствии с настоящим пунктом, условия договора могут предусматривать иные способы компенсации дополнительных налоговых затрат концессионера. Решение о применении указанных положений принимается концессионером как до введения в действие изменений законодательства о налогах и сборах, так и в течение 6 месяцев с даты введения их в действие.

Не позднее, чем в течение 30 дней после принятия указанного решения концессионер обязан направить в Правительство Российской Федерации или в уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти письменное уведомление о факте ухудшения условий налогообложения и принятом в связи с этим решении с пояснительными материалами и расчетами, подтверждающими факт ухудшения условий налогообложения. Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный выступать от имени Правительства Российской Федерации, вправе заявить о несогласии с фактом ухудшения условий налогообложения не позднее 3-х месяцев с даты получения этим органом официального уведомления концессионера.

5. Концессионер обязан своевременно вносить платежи за пользование имуществом концедента. Порядок, условия и сроки внесения указанных платежей определяются концессионным договором.

6. Если концессионным договором не предусмотрено иное, в случае существенного нарушения концессионером сроков внесения платежей концеденту, тот вправе потребовать от него досрочного внесения концессионных платежей в установленный концедентом срок. При этом концедент не вправе требовать досрочного внесения концессионной платы более чем два срока подряд.

7. В концессионных договорах может быть предусмотрен особый порядок таможенного и валютного государственного регулирования.

8. Если концессионером осуществляется страхование имущества концедента и концессионер не получил указанный в договоре объем продукции в силу стихийного бедствия или иных страховых случаев, размер платежей концессионера уменьшается с учетом полученного им страхового возмещения.

 

Статья 25. Ответственность сторон концессионного договора

Стороны концессионного договора несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в соответствии с условиями концессионного договора с соблюдением положений гражданского законодательства Российской Федерации.

Статья 26. Порядок разрешения споров

1. Споры между сторонами концессионного договора, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью концессионного договора, разрешается в соответствии с условиями концессионного договора и законодательством Российской Федерации в судах или арбитражных судах Российской Федерации.

2. Споры между концедентом и иностранным концессионером, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью концессионного договора, разрешаются в соответствии с условиями концессионного договора, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации по выбору сторон концессионного договора - в судах или арбитражных судах Российской Федерации либо в международных арбитражных или третейских судах.

Статья 27. Иммунитет государства

В концессионных договорах, заключенных с иностранными концессионерами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

 

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 28 . Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Статья 29. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Правительству Российской Федерации, представительным (законодательным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Президент Российской Федерации

В.В.Путин

(текст законопроекта в формате Word, 123 Kb,
или самораспаковывающийся архив, 41 Kb
)

 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]