Текст статьи
по проекту федерального закона «О федеральном бюджете
на 2003 год»
|
Предлагаемая редакция
|
Комментарии и замечания
|
ПОПРАВКА 1
Статья 4. Установить в 2003
году предельный размер ассигнований федерального бюджета
на предоставление кредитов иностранным государствам
и на инвестиции в совместные предприятия за пределами
территории Российской Федерации в сумме до 27
217 млн.рублей, эквивалентной 800,5 млн. долларов
США.
Предоставление государственных кредитов
иностранным государствам по межправительственным соглашениям
(договорам), заключенным с 1 января 2003 года, осуществляется
при условии исполнения указанными государствами обязательств
по уплате процентных платежей и погашению основной
суммы задолженности по ранее предоставленным кредитам.
В случае неиспользования каким-либо
иностранным государством кредита или части кредита,
предоставляемого Российской Федерацией в 2003 году,
Правительство Российской Федерации вправе в пределах
сумм, утвержденных настоящей статьей, перераспределять
в течение 2003 года средства федерального бюджета
по странам-заемщикам, включенным в Программу предоставления
Российской Федерацией государственных кредитов иностранным
государствам, их юридическим лицам и международным
финансовым организациям на 2003 год.
|
Статья 4. Установить в 2003
году предельный размер ассигнований федерального бюджета
на предоставление кредитов иностранным государствам
в сумме до 27 217 млн.рублей, эквивалентной 800,5
млн. долларов США.
Предоставление государственных кредитов
иностранным государствам по межправительственным соглашениям
(договорам), заключенным с 1 января 2003 года, осуществляется
при условии исполнения указанными государствами обязательств
по уплате процентных платежей и погашению основной
суммы задолженности по ранее предоставленным кредитам.
В случае неиспользования каким-либо
иностранным государством кредита или части кредита,
предоставляемого Российской Федерацией в 2003 году,
Правительство Российской Федерации вправе в пределах
сумм, утвержденных настоящей статьей, перераспределять
в течение 2003 года средства федерального бюджета
по странам-заемщикам, включенным в Программу предоставления
Российской Федерацией государственных кредитов иностранным
государствам
|
Устанавливает предельный размер ассигнований
федерального бюджета на предоставление кредитов иностранным
государствам и на инвестиции в совместные предприятия
за пределами территории РФ в сумме 27 217 млн. рублей
(эквивалентной 800,5 млн. долларов США).
Абзац второй указанной статьи позволяет
Правительству РФ в случае, если заемщики – иностранные
государства не использовали кредит (или его часть),
перераспределить выделенные на эти цели средства между
иными государствами-заемщиками, а также юридическими
лицами из иностранных государств.
Следует запретить: во-первых, кредиты
в указанной сумме в соответствии с абзацем первым
статьи предоставляются только иностранным государствам;
во-вторых, неясен критерий отбора юридических лиц,
которых Правительство собирается кредитовать за счет
экономии на предоставлении межгосударственных кредитов;
в-третьих, даже если допустить такое кредитование
юридических лиц, требуется указать, что оно осуществляется
под государственные гарантии.
|
ПОПРАВКА 2
Статья 5. Установить предельные
объемы ассигнований федерального бюджета на реализацию
межгосударственных договоров в рамках Содружества
Независимых Государств в 2003 году в сумме до 2 238,11
млн. рублей, в том числе предельные долевые взносы
в бюджет Союзного государства в сумме до 1 530,82
млн. рублей, в единый бюджет органов Содружества Независимых
Государств в сумме до 115,45 млн. рублей и в бюджет
Евразийского экономического сообщества в сумме до
36,6 млн. рублей.
Указанные расходы осуществляются в
2003 году по разделу «Международная деятельность»
функциональной классификации расходов бюджетов Российской
Федерации в валюте Российской Федерации в соответствии
со структурой расходов федерального бюджета согласно
приложению 1 (секретно) к настоящему Федеральному
закону.
Установить, что использование средств
бюджета Союзного государства, единого бюджета органов
Содружества Независимых Государств и бюджета Евразийского
экономического сообщества, выделяемых федеральным
органам исполнительной власти, бюджетам субъектов
Российской Федерации и другим получателям бюджетных
средств на реализацию совместных проектов, программ
и мероприятий, осуществляется исключительно после
их утверждения в установленном порядке.
|
Статья 5. Установить предельные
объемы ассигнований федерального бюджета на реализацию
межгосударственных договоров в рамках Содружества
Независимых Государств в 2003 году в сумме до 2 238,11
млн. рублей, в том числе предельные долевые взносы
в бюджет Союзного государства в сумме до 1 530,82
млн. рублей, в единый бюджет органов Содружества Независимых
Государств в сумме до 115,45 млн. рублей и в бюджет
Евразийского экономического сообщества в сумме до
36,6 млн. рублей.
Указанные расходы осуществляются в
2003 году по разделу «Международная деятельность»
функциональной классификации расходов бюджетов Российской
Федерации в валюте Российской Федерации в соответствии
со структурой расходов федерального бюджета согласно
приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Установить, что использование средств
бюджета Союзного государства, единого бюджета органов
Содружества Независимых Государств и бюджета Евразийского
экономического сообщества, выделяемых федеральным
органам исполнительной власти, бюджетам субъектов
Российской Федерации и другим получателям бюджетных
средств на реализацию совместных проектов, программ
и мероприятий, осуществляется исключительно после
их утверждения в установленном порядке.
|
Требуется рассекретить.
|
ПОПРАВКА 3
Статья 7.
…
«части прибыли федеральных
государственных унитарных предприятий, остающейся
после уплаты налогов, обязательных платежей и сборов,
- в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации»
…
|
«50% прибыли федеральных государственных
унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов,
обязательных платежей и сборов, - в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, в целях
финансирования расходов федерального бюджета на реализацию
федеральной адресной инвестиционной программы»
…
|
Устанавливает перечень доходов федерального
бюджета. Внести изменение в указанный абзац.
|
ПОПРАВКА 4
Статья 11. Установить, что
в 2003 году доходы от платы за пользование водными
биологическими ресурсами, включая средства от реализации
квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов,
распределяются между уровнями бюджетной системы Российской
Федерации по следующим нормативам:
федеральный бюджет – 70 процентов
средств от реализации квот на вылов (добычу) водных
биологических ресурсов и 100 процентов доходов по
межправительственным соглашениям;
бюджеты субъектов Российской Федерации,
территории которых прилегают к морскому побережью,
- 30 процентов средств от реализации квот на вылов
(добычу) водных биологических ресурсов.
Нормативы и порядок использования
средств, поступающих в бюджеты субъектов Российской
Федерации, территории которых прилегают к морскому
побережью, определяются Правительством Российской
Федерации.
|
Статья 11. Установить, что
в 2003 году доходы от платы за пользование водными
биологическими ресурсами, включая средства от реализации
квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов,
распределяются между уровнями бюджетной системы Российской
Федерации по следующим нормативам:
федеральный бюджет – 70 процентов
средств от реализации квот на вылов (добычу) водных
биологических ресурсов и 100 процентов доходов по
межправительственным соглашениям;
бюджеты субъектов Российской Федерации,
территории которых прилегают к морскому побережью,
- 20 процентов средств от реализации квот на вылов
(добычу) водных биологических ресурсов;
бюджеты муниципальных образований,
территории которых прилегают к морскому побережью,
- 10 процентов средств от реализации квот на вылов
(добычу) водных биологических ресурсов
|
Устанавливает порядок распределения
доходов от платы за пользование водными биологическими
ресурсами между бюджетами различного уровня. Предусматривается
зачислять в федеральный бюджет 70% платы, в бюджеты
субъектов РФ – 30% платы.
Предлагается в бюджеты субъектов РФ
зачислять 20% платы, а 10% платы – зачислять в бюджеты
муниципальных образований, территории которых прилегают
к морскому побережью.
Кроме того, статья определяет, что
Правительство РФ устанавливает нормативы и порядок
использования средств, поступающих в бюджеты субъектов
РФ, от платы за пользование водными биологическими
ресурсами. Этот порядок следует отменить: доля платы,
поступающая в бюджеты субъектов РФ и муниципальных
образований, должна, наряду с иными собственными доходами
бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований,
использоваться на основе федеральных, субфедеральных
и муниципальных законов о бюджете.
|
ПОПРАВКА 5
Статья 22. Правительство Российской
Федерации вправе уменьшать задолженность органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации
на сумму начисленных по состоянию на 1 января 2003
года штрафов и пеней за несвоевременный возврат материальных
ценностей, выданных из государственного материального
резерва по состоянию на 1 января 2001 года.
Установить, что уменьшение задолженности
по штрафам и пеням осуществляется по мере исполнения
обязательств по погашению основной суммы задолженности
за материальные ценности в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
|
Правительство Российской Федерации
утверждает общий порядок списания задолженности (или
её части) субъектов Российской Федерации, образовавшейся
у них в результате заимствований из государственного
материального резерва по состоянию на 1 января 2001
года, на сумму начисленных по состоянию на 1 января
2003 года штрафов и пеней.
Установить, что уменьшение задолженности
по штрафам и пеням осуществляется по мере исполнения
обязательств по погашению основной суммы задолженности
за материальные ценности в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации
|
Наделяет Правительство РФ правом в
индивидуальном порядке (избирательно) уменьшать задолженность
субъектов РФ перед Госрезервом. Следует предусмотреть
общий для всех субъектов РФ порядок уменьшения (списания)
их задолженности. Редакцию первого абзаца статьи надо
переделать
|
ПОПРАВКА 6
Статья 58. Утвердить в составе
раздела «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной
системы» функциональной классификации расходов бюджетов
Российской Федерации средства на погашение задолженности
федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской
Федерации в виде дотации на возмещение убытков от
содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства
и социально-культурной сферы, переданных в ведение
органов местного самоуправления, в сумме 5 000 000
тыс. рублей.
Утвердить по субъектам Российской
Федерации суммы дотаций на возмещение убытков от содержания
объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной
сферы согласно приложению 17 к настоящему Федеральному
закону.
|
Статья 58. Утвердить в составе
раздела «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной
системы» функциональной классификации расходов бюджетов
Российской Федерации средства на погашение задолженности
федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской
Федерации в виде дотации на возмещение убытков от
содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства
и социально-культурной сферы, переданных в ведение
органов местного самоуправления, в сумме 5 000 000
тыс. рублей.
Утвердить по субъектам Российской
Федерации суммы дотаций на возмещение убытков от содержания
объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной
сферы согласно приложению 17 к настоящему Федеральному
закону.
Нормативы и порядок использования
средств, поступающих в бюджеты субъектов Российской
Федерации для погашения задолженности Российской Федерации
перед органами местного самоуправления, определяются
Правительством Российской Федерации
|
Определяет размер средств на погашение
задолженности РФ перед муниципальными образованиями,
которые несут расходы на содержание объектов жилищно-коммунального
хозяйства и социально-культурной сферы, переданные
им Российской Федерацией. Средства в погашение задолженности
предполагается выделять субъектам РФ. Проект закона
не предусматривает гарантий последующего перечисления
средств муниципалитетам.
В данном случае статью следует дополнить
абзацем
|
ПОПРАВКА 7
Статья 100. Правительство Российской
Федерации вправе осуществлять погашение государственного
внешнего долга Российской Федерации путем конверсии
долга в инвестиции, товары, экономические проекты
и в других формах, на основании договоренностей с
кредиторами в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации в соответствии со статьей 117
Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002
год».
|
Статью исключить
|
Устанавливает правила погашения государственного
внешнего долга РФ в случае согласия кредитора на конверсию
долга в инвестиции, товары, экономические проекты,
а также в других формах. Во-первых, долг не может
быть конвертирован в товары (равно как и в проекты,
и в инвестиции), поскольку долг – это обязательство,
а товар – вещь. Во-вторых, порядок, который устанавливается
статьей – отсылочный, т.е. предлагается осуществлять
конверсию в соответствии со статьей 117 ФЗ «О федеральном
бюджете на 2002 год». Там нет порядка конверсии долга,
но содержится отсылка к соответствующему постановлению
Правительства. По всей видимости, сохранять такое
положение вещей нецелесообразно; Правительство данной
статьей наделяется правом за счет казны в избирательном
порядке и в произвольной форме погашать любые долговые
требования к РФ. Статью исключить, конверсию и погашение
госдолга осуществлять только на основе поправок к
программе внешних заимствований РФ.
|
ПОПРАВКА 8
Статья 109. Исполнительные
листы судебных органов по искам к Российской Федерации
на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями
(бездействием) органов государственной власти или
их должностных лиц, направляются в Министерство финансов
Российской Федерации для исполнения им в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Установить, что исполнение судебных
актов по искам к Российской Федерации службой судебных
приставов не производится.
Исполнение судебных решений по искам
к Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований,
предусмотренных на эти цели настоящим Федеральным
законом. При этом допускается исполнение судебных
решений в объемах, превышающих утвержденные настоящим
Федеральным законом ассигнования на эти цели.
|
Статья 109. Исполнительные
листы судебных органов по искам к Российской Федерации
на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями
(бездействием) органов государственной власти или
их должностных лиц, направляются в Министерство финансов
Российской Федерации для исполнения им в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Установить, что исполнение судебных
актов по искам к Российской Федерации службой судебных
приставов не производится.
Исполнение судебных решений по искам
к Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований,
предусмотренных на эти цели настоящим Федеральным
законом. Исполнение судебных решений в объемах,
превышающих утвержденные настоящим Федеральным законом
ассигнования на эти цели, осуществляется за счет средств,
полученных Правительством РФ от реализации на открытых
торгах товарно-материальных ценностей из государственного
резерва
|
Определяет, что исполнение судебных
актов по искам к Российской Федерации службой судебных
приставов не производится. Такое положение лишает
граждан РФ полноценной судебной защиты в спорах с
государством, для удовлетворения исков к казне следует
сохранить общий порядок реализации судебных решений.
Формулировка абзаца третьего указанной
статьи внутренне противоречива. Требуется указать,
за счет какого имущества Правительство РФ вправе удовлетворять
иски к казне в размерах, превышающих ассигнования
из федерального бюджета на 2003 год.
Следует изменить редакцию последнего
предложения абзаца
|
ПОПРАВКА 9
Статья 110. Установить, что
заключение и оплата федеральными учреждениями договоров,
исполнение которых осуществляется за счет средств
федерального бюджета, производятся в пределах утвержденных
им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с
ведомственной, функциональной и экономической структурами
расходов федерального бюджета и с учетом принятых
и неисполненных обязательств.
Вытекающие из договоров, исполнение
которых осуществляется за счет средств федерального
бюджета, обязательства, принятые федеральными учреждениями
сверх утвержденных им лимитов бюджетных обязательств,
не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета
на текущий год.
Правительство Российской Федерации
обеспечивает в установленном порядке через органы
федерального казначейства учет обязательств, подлежащих
исполнению за счет средств федерального бюджета учреждениями,
финансируемыми из федерального бюджета на основе смет
доходов и расходов. Перечень кодов бюджетной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации, по которым
осуществляется учет обязательств, определяется Правительством
Российской Федерации. Органы федерального казначейства
в процессе кассового исполнения федерального бюджета
имеют право приостанавливать оплату расходов федеральных
учреждений, нарушающих установленный Правительством
Российской Федерации порядок учета обязательств.
Договор, заключенный федеральным учреждением
или федеральным органом исполнительной власти (часть
договора, устанавливающая повышенные обязательства
федерального бюджета) с нарушением требований настоящей
статьи, подлежит признанию судом недействительным
по иску вышестоящей организации или органа федерального
казначейства.
Рекомендовать субъектам Российской
Федерации принять аналогичные решения в отношении
заключения договоров организациями и учреждениями,
финансируемыми за счет их бюджетов.
|
Статья 110. Установить, что
заключение и оплата федеральными учреждениями договоров,
исполнение которых осуществляется за счет средств
федерального бюджета, производятся в пределах утвержденных
им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с
ведомственной, функциональной и экономической структурами
расходов федерального бюджета и с учетом принятых
и неисполненных обязательств.
Вытекающие из договоров, исполнение
которых осуществляется за счет средств федерального
бюджета, обязательства, принятые федеральными учреждениями
сверх утвержденных им лимитов бюджетных обязательств,
не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета
на текущий год.
Правительство Российской Федерации
обеспечивает в установленном порядке через органы
федерального казначейства учет обязательств, подлежащих
исполнению за счет средств федерального бюджета учреждениями,
финансируемыми из федерального бюджета на основе смет
доходов и расходов. Перечень кодов бюджетной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации, по которым
осуществляется учет обязательств, определяется Правительством
Российской Федерации. Органы федерального казначейства
в процессе кассового исполнения федерального бюджета
имеют право приостанавливать оплату расходов федеральных
учреждений, нарушающих установленный Правительством
Российской Федерации порядок учета обязательств.
Договор, заключенный федеральным учреждением
или федеральным органом исполнительной власти (часть
договора, устанавливающая повышенные обязательства
федерального бюджета) с нарушением требований настоящей
статьи, подлежит признанию судом недействительным
по иску вышестоящей организации или органа федерального
казначейства, если будет доказано, что другая сторона
договора с учреждением или федеральным органом исполнительной
власти знала или заведомо должна была знать о незаконности
такого договора.
Рекомендовать субъектам Российской
Федерации принять аналогичные решения в отношении
заключения договоров организациями и учреждениями,
финансируемыми за счет их бюджетов.
|
Содержит порядок заключения, оплаты
и исполнения учреждениями (и органами исполнительной
власти) договоров за счет средств федерального бюджета.
Статья определяет, что при нарушении учреждением данного
порядка договор подлежит признанию судом недействительным
по иску вышестоящей организации.
Однако Гражданский кодекс РФ определяет
еще одно условие, при котором признается недействительной
сделка юридического лица, выходящая за пределы его
правоспособности. Для признания недействительной такой
сделки требуется, чтобы «другая сторона в сделке знала
или заведомо должна была знать о её незаконности».
Предлагается дополнить абзац четвертый
|
ПОПРАВКА 10
Ввести новую статью
|
Дополнить текст проекта федерального
закона «О федеральном бюджете на 2003 год» статьей
следующего содержания:
«Статья __ Разрешить органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации провести в 2003
году реструктуризацию задолженности (основного долга
и процентов пеней и штрафов) по налогу на пользователей
автомобильных дорог, образовавшейся по состоянию на
1 января 2003 года, в порядке и на условиях, устанавливаемых
Правительством Российской Федерации.».
|
Данная поправка позволит субъектам
РФ провести на законных основаниях в 2003 году реструктуризацию
кредиторской задолженности юридических лиц по налогу
на пользователей автомобильных дорог.
До принятия предлагаемой нормы законодательства
у субъектов РФ отсутствуют правовые основания принятия
нормативных актов о проведении реструктуризации задолженности
по указанному налогу. Следует подчеркнуть, что налог
на пользователей автомобильных дорог относится к федеральным
налогам (ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации») и в соответствии с федеральными
законами о федеральном бюджете на 2001и 2002 годы,
проектом федерального закона «О федеральном бюджете
на 2003 год», а также Федеральным законом от 24.07.2002
№ 110-ФЗ подлежит зачислению в полном объеме в порядке
межбюджетного регулирования в региональные бюджеты.
|
ПОПРАВКА 11
Ввести новую статью
|
Статья __ Поручить Правительству Российской
Федерации в кратчайшие сроки разработать порядок обязательного
доведения до сведения общественности показателей финансового
положения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, содержащий обязательные требования по формам
представления информации, охвату, полноте, достоверности,
сопоставимости, периодичности, своевременности данных
и доступу к ним общественности.
Рекомендовать органам государственной
власти субъектов Российской Федерации расширить и
законодательно закрепить перечни показателей финансового
положения субъектов Российской Федерации, выработать
порядок информирования общественности о проводимой
бюджетно-финансовой политике субъектов Российской
Федерации и о разграничении расходных полномочий
между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской
Федерации и местными бюджетами муниципальных образований
по предоставлению услуг населению.
Рекомендовать органам государственной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления определить порядок раскрытия для общественности
отчетности государственных и муниципальных учреждений,
оказывающих услуги населению, принципов организации
и результатов контроля за деятельностью таких государственных
и муниципальных учреждений.
|
С целью формирования общедоступных
и объективных показателей бюджета, которые позволяли
бы общественности оценивать бюджет
|
ПОПРАВКА 12
Ввести новую статью
|
Статья __
Установить, что Федеральная служба
железнодорожных войск, Государственная фельдъегерская
служба РФ, Государственный таможенный Комитет РФ,
Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел
РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Федеральную
службу специального строительства РФ, Министерство
юстиции РФ, Генеральная прокуратура РФ, Высший Арбитражный
Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ,
Судебный департамент при Верховном Суде РФ осуществляют
компенсацию расходов субъектам Российской Федерации
по оплате расходов на проезд своих работников в общественном
транспорте.
Порядок возмещения средств субъектам
федерации по оплате проезда на общественном транспорте
определяется Правительством Российской Федерации.
|
Бесплатный проезд работников различных
ведомств и, прежде всего военнослужащих, которые являются
наиболее мобильной частью населения, должен возмещаться
соответствующими министерствами и ведомствами.
|
ПОПРАВКА 13
Приложение 2 к проекту закона
1020204 |
Табачные изделия |
100 |
|
Изложить в следующей редакции:
1020204 |
Табачные изделия |
50 |
50 |
|
Принятие данной поправки позволит
обеспечить поэтапное изменение нормативов отчислений
по данному налогу, который до 2003 года в полном объеме
являлся доходным источником бюджетов субъектов РФ,
и возможность принятия субъектами РФ дополнительных
мер по сбалансированности своих бюджетов.
|
|
|