Вернемся к разговору, начатому несколько месяцев назад, - о путях
выхода из политического кризиса последних лет. По прошествии времени возможно
говорить о некоторых уроках политической весны-99. Без трезвого анализа
прошедшего не обойтись, хотя бы для того, чтобы не делать стратегических
ошибок на будущее.
Во-первых, неуспех альтернативных президентских выборов был запрограммирован
и предсказуем вплоть до деталей - таких, как отсутствие масштабных репрессий
со стороны власти (за исключением ареста одного из основных кандидатов
М.Чигиря) и объявление инициаторами акции о якобы собранных 3-5 миллионах
голосов избирателей.
Во-вторых, тактические и локальные выигрыши в результате проведенной
кампании перекрываются стратегическим проигрышем: наглядным свидетельством
того, что даже объединенная оппозиция при нынешнем соотношении сил сторон
не в состоянии кардинально изменить ситуацию в вопросе о власти. Сама постановка
вопроса о двоевластии носила противоречивый характер. Он адресовывался
не только политическим активистам, но и рядовым избирателям, коих большинство.
А в массовом сознании у нас "главная власть" персонифицирована и не может
раздваиваться. Аморальные действия инициаторов кампании по фальсификации
итогов голосования, обнародованные З.Позняком, бросили тень на тысячи честных
людей, участвовавших в ней в качестве волонтеров. Эта тень пала на всю
оппозицию в целом и поставила вопрос о легитимности будущих претензий на
власть. Хотя основному действующему лицу и организатору кампании следовало
бы не перекладывать ответственность на рядовых активистов и притворно удивляться:
зачем бы им давать искаженные результаты? Ответственность в подобном деле
не может быть коллективной, она - персональная. В соответствии с функциями
и полномочиями. Наконец, кампания стала катализатором раскола в ряде крупных
демократических партий, принявших в ней участие, и в полной мере позволила
власти возродить столь необходимый ей образ врага, на которого можно списать
все издержки правления, все тяготы жизни обывателя.
В-третьих, кампания дала кое-какие положительные результаты, а именно:
напомнила народу и власти "о вечном" - необходимости соблюдения процедуры
сменяемости радетелей об общественном благе через процедуру регулярных
всенародных выборов; вовлекла в ряды волонтеров новые, наиболее динамичные
категории населения - молодежь, интеллигенцию, предпринимателей. Да и самопоражение
оппозиции в ходе этой акции побудило оппозиционные силы к поискам реалистичного
выхода из политического кризиса. Последний результат, пожалуй, самый важный.
Выход из ситуации один - новые парламентские и президентские выборы.
Механизм для достижения этой цели - переговоры между властями и оппозицией.
Характер власти нельзя изменить в одночасье. Это надо понимать. И это
наглядно доказала белорусская политическая история последних лет. Недовольство
уровнем и условиями жизни постепенно нарастает, но носит пассивно-страдательный
характер. Обыватель не рвется на баррикады, он скорее будет искать для
себя варианты личного жизненного благоустройства или эмиграции из страны.
Вот если вы сумеете убедить его в том, что от участия в выборах зависит
улучшение жизни данного избирателя и его близких, будущее его собственных
детей - он пойдет и отдаст за это будущее свой голос. И сделает это в кабинке
для тайного голосования.
Разумеется, для представления интересов сограждан в органах выборной
власти недостаточно добиться доверия людей (что само по себе является архисложной
задачей в условиях подконтрольности основных СМИ государству и зацикленности
многих партий только на политической и правозащитной деятельности). Важно
изменение правил игры. То есть прежде всего изменение избирательного законодательства.
Причем сделать это возможно по взаимному согласию сторон.
Как этого добиться? Работать можно и нужно на согласовании интересов.
Оппозиция заинтересована в том, чтобы получить доступ к принятию решений
и влиянию на ситуацию в стране. Власть - в том, чтобы выйти из изоляции
и привлечь в страну инвестиции, кредиты для нужд экономики. Власть может
поспособствовать оппозиции в первом случае, оппозиция власти - во втором.
Этим обменом возможностями не будет удовлетворен в полной мере никто -
как и положено в подобной ситуации. Но нам, пребывающим в оппозиции, еще
предстоит понять, что демократизация в Беларуси будет носить поэтапный
и медленный характер. Альтернатива - вечная конфронтация и ужесточение
характера режима. Власть также должна понимать, что цивилизованные правила
игры - не прихоть европейцев, а норма жизни в единой Европе, вырабатывавшаяся
веками в войнах и внутренних конфликтах. Что несогласное с представлениями
власти об общественном благе меньшинство - не инопланетяне, не захватчики,
а часть собственного народа. Что мнение меньшинства тоже следует учитывать
при принятии государственных решений, стремиться к продуктивному диалогу
с ним. Ибо у этого меньшинства тоже есть свое собственное представление
об общественном благе, и это представление, как минимум, имеет право быть
услышанным и властью, и обществом. Что жизнь кончается не завтра и смена
элит рано или поздно, но происходит. И тогда неправедные правила игры бумерангом
возвращаются их создателям.
Если исходить из реальности, то предметом переговоров могут быть условия
проведения свободных и справедливых выборов (парламентских и президентских)
и получение доступа оппозиции прежде всего к электронным СМИ для изложения
своих ценностей первоначально хотя бы в ходе избирательных кампаний.
Камнем преткновения для организации переговоров является прежде всего
конституционная реформа 1996 года. Де-факто страна уже три года живет по
новой Конституции, радикально изменившей форму правления. Де-юре оппозиция
не может признать ряд политических постулатов этой Конституции. И не надо
требовать от нас признавать их - достаточно предварительно договориться
о двухлетнем моратории на конституционные изменения. После проведения свободных
и справедливых выборов (парламентских и президентских) к этому вопросу
следует вернуться.
За два года при работе трехсторонней комиссии с участием экспертов правительства,
оппозиции и европейских институтов можно разработать такие синтетические
конституционные изменения, которые вберут в себя все лучшее из опыта европейского
конституционализма и белорусского законотворчества.
Сам переговорный процесс рационально начинать все-таки не в Беларуси,
где слишком сильно давление внешних факторов на участников. Это не тот
случай, когда родные стены помогают. Обилие эмоций вокруг переговоров,
поспешная и недостоверная информация о позициях сторон, любого рода провокации
могут сорвать возможный диалог. Оптимальным местом проведения первого этапа
переговоров могла бы стать и политически, и географически Украина как член
ОБСЕ. В случае благоприятного развития событий диалог сторон может быть
продолжен уже в Беларуси.
|