4. Пришествие Лукашенко. «Я не с левыми и не с правыми,
я с народом». Кризис партий
15 марта 1994 года новый спикер парламента Мечеслав Гриб подписал Конституцию
независимой Белоруссии. Конституция предусматривала учреждение поста президента
страны с весьма широким кругом полномочий. Вокруг этого положения при обсуждении
Конституции развернулись бурные баталии. Оппозиция БНФ выступала за парламентскую
республику. Но возобладала точка зрения проправительственного большинства,
стремившегося укрепить власть Кебича. которому, как полагали, пост президента
был обеспечен (50). Во время голосования в парламенте по разделам проекта
Конституции об устройстве государственной власти лидер фракции ПКБ голосовал
против учреждения поста президента. Остальные же члены фракции поддержали
проект. что было нарушением партийной дисциплины, поскольку, согласно программным
документам, партия выступала за власть Советов и против президентства.
Был дан старт президентской кампании. Единственным кандидатом «партии
власти» стал премьер Вячеслав Кебич. БНФ выдвинул своим кандидатом Зенона
Позняка. Социал-демократы и ОДП поддержали кандидатуру экс-спикера Станислава
Шушкевича. (Поначалу социал-демократы были готовы оказать поддержку параллельно
и популярному мэру города Молодечно Геннадию Карпенко. Однако после того,
как Карпенко публично нелестно отозвался о Шушкевиче, депутаты фракции
БСДГ отозвали свои подписи и Карпенко даже не был зарегистрирован кандидатом.)
Согласия не было и на «левом» фланге. Коммунисты выдвинули своего кандидата
- секретаря ЦК Василия Новикова. Совершенно неожиданно самостоятельность
проявила и Аграрная партия, выдвинув в президенты председателя крупного
колхоза на Гродненщине Александра Дубко.
И наконец, ряд организаций, входивших в НДБ (Славянский Собор, Союз
офицеров), поддержали кандидатуру депутата Александра Лукашенко, популярность
которого начала стремительно расти после того, как он выступил в парламенте
с антикоррупционным докладом (51).
НДБ распалась: часть мелких организаций и лидер Движения Сергей Гайдукевич
сделали ставку на Кебича, коммунисты - на Новикова, Славянский Собор -
на Лукашенко (52). Во второй тур вышли Кебич и Лукашенко. БНФ рекомендовал
своим сторонникам не участвовать во втором туре голосования, компартия
призывала людей идти на выборы и вычеркивать обоих кандидатов. Но 10 июля
с сокрушительным результатом (80% от принявших участие в голосовании) президентом
Беларуси был избран Александр Лукашенко (53).
В образе А. Лукашенко соединились два компонента, по-разному способствовавших
его фантастической победе, каждый из которых имеет аналогии в других политических
фигурах посткоммунистического мира, но вместе образуют уникальную комбинацию.
Во-первых, А. Лукашенко, как он постоянно говорил,- единственный депутат,
голосовавший против Беловежских соглашений, сторонник интеграции с Россией
и противник «дикого капитализма» и народнофронтовского национализма. Таким
образом, его победа может рассматриваться в ряду многочисленных «реакций»
на крайности национализма и на некомпетентность демократических лидеров,
прокатившихся в 1993-1994 гг. по постсоветскому пространству (победы Бразаускаса,
Кучмы, Алиева, Шеварднадзе, успехи «народно-патриотических» сил в России
и др.).
Во-вторых, А. Лукашенко - «харизматик», не опирающийся не на какую организованную
силу, человек из народа, неподкупный, откровенный, смелый, решительный
(мы говорим здесь не о человеке, а об имидже), противостоящий «элите»,
«истэблишменту». Этим он резко отличается от всех иных лидеров «реакций»
этого периода, которые как раз - фигуры элитарные, «номенклатурные», и
может рассматриваться в совсем ином ряду периодически возникающих в взбаламученном
посткоммунистическом мире харизматиков, угрожающих всей системе политической
власти и партий, таких, как С.Тыминьский в Польше 1990 г., А. Лебедь в
России 1996 г., отчасти В. Жириновский в 1993 г. (54)
В этом сочетании реакционного (мы употребляем это слово не оценочно,
не как ругательство), ностальгического протеста против перемен с элементами
«популистской революции», направленной против элиты, истэблишмента, - источник
мощи и победы Лукашенко (55). И в этом же - уникальность политической ситуации
Белоруссии, страны, к которой, как ни к одной другой, события рубежа 80-х
и 90-х гг. - независимость, падение КПСС, переход к рынку - пришли без
подготовки, как серия иррациональных «стихийных бедствий», которая так
хотела бы вернуться к «нормальной жизни» и так разочаровалась в своих элитах
и во всех своих партиях.
Выборы продемонстрировали слабость всей белорусской партийной системы,
которая вся целиком оказалась «оторванной от народа», не проникла в народную
толщу и существовала в искусственном мире, всю неадекватность реальной
жизни партийных интриг, споров и комбинаций. Уже в первом туре все кандидаты,
поддерживаемые партиями II представляющие артикулированные политические
силы (Позняк -БНФ, Шушкевич - ОДП + БСДГ, Дубко - АП. Новиков -ПКБ), выбывают
из игры. Остается кандидат, олицетворяющий беспартийную «власть вообще»,
и кандидат, олицетворяющий тоже беспартийный протест против власти, причем
кандидат - символ протеста на голову разбивает кандидата - символа власти.
Поразительным фактом является то, что Лукашенко, вождь «народной революции»,
идеологически очень мало отличался от своего, вроде бы. главного антагониста,
вождя «партии власти», премьера Кебича (56). Особенно ярко и гротескно
это проявилось потом, когда Лукашенко пытался сделать именно Кебича. которого
он раньше обещал, став президентом, посадить в тюрьму, спикером Верховного
Совета и, выкинув группу первоначально примыкавших к нему интеллигентов,
видевших в нем альтернативу «застойности», «затхлости» кебичевского периода
и рассчитывавших, что станут его «направлять» (57), окружил себя нормальными
представителями кебичевской номенклатуры (58). Оба не опирались на партии.
Оба не имели никакой внятной идеологии, оба на протяжении своей политической
карьеры проделали сложную эволюцию, меняясь в соответствии с «духом времени».
В 1990-91 гг. оба - чуть ли не демократы, противники центра и патриоты
Белоруссии, к 1994 г. оба стали горячими сторонниками объединения с Россией.
Оба - близкие к коммунистам, но не коммунисты.
Противостояние Лукашенко и Кебича было не противостоянием идей и программ,
а противостоянием символов и имиджей: человек из народа - человек из номенклатурной
элиты, честность - коррумпированность, твердость и железная воля - нерешительность,
противостояние, которое можно назвать «социально-стилистическим».
Но «стиль» - вещь очень важная, и стиль в политике, как и в произведении
искусства, неотделим от содержания. Если бы победил Кебич, его политика
была бы очень похожа на лукашенковскую - та же интеграция с Россией, та
же медленность в рыночных реформах и даже. наверное, та же попытка подчинить
себе парламент и Конституционный Суд (нет в СНГ президента, который не
вступал бы в конфликт с другими ветвями власти). Но Лукашенко вносит сюда
страстность и напор, которые ломают всю систему политических институтов,
чего, несомненно, при Кебиче не было бы.
Лукашенко сразу же начинает бороться. И бороться не столько «за» что-то,
сколько «против» - против всех сил, мешающих его (и народа) свободному
волеизъявлению, стоящих между ним и народом и ограничивающих его власть.
А в эту категорию, наряду с бюрократией, независимыми судом, прессой, предпринимательством,
парламентом, попадают, естественным образом, и партии. И не какие-то определенные
партии, а просто партии, как не зависящие от президента и потенциально
ограничивающие его силы, которые уже были ослаблены самими результатами
выборов 1994 г. и значение которых белорусский президент стремился вообще
свести к нулю. Еще в апреле 1994 г. в ходе избирательной кампании А. Лукашенко
говорит: «Нынешний пакет законов о приватизации Верховный Совет принял
«под себя», поскольку депутаты знали, что они первыми прибегут к кормушке...
У этой кормушки все хрюкают одинаково - и красные, и белые» (59).
Лукашенко «с ходу» вступает в конфликт с ВС. Но при этом к идее новых
выборов и нового ВС он относится довольно прохладно. Ему вообще хочется
править без всякого парламента. Но если уж новый ВС возникнет, Лукашенко
нужно, чтобы он был как можно более удобным для него по составу, а это
значит- минимально партийным. В это время ВС пытается ввести новую, аналогичную
российской систему выборов, частично мажоритарную, частично по партийным
спискам. Лукашенко не дает сделать это - партийные списки ему не нужны.
Более того, он издает Указ «об обеспечении равных возможностей граждан
при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Совета Республики
Беларусь», ограничивающий возможности агитации.
Одновременно Лукашенко, для того чтобы переключить внимание с парламентских
выборов и парламента на себя, для обеспечения «правильного» состава парламента
и укрепления своих позиций в будущем противостоянии с парламентом (которое
он. естественно, предвидел) решил в день выборов провести референдум по
четырем вопросам - о равном статусе русского и белорусского языков, о смене
символики на модифицированную советскую, об углублении экономической интеграции
с Россией и о праве главы государства распускать парламент в случае нарушения
им Конституции. Согласие на референдум старого деморализованного парламента
было вырвано буквально силой, после того как омоновцы и люди из охраны
президента вышвырнули из здания засевших там и объявивших голодовку в знак
протеста депутатов оппозиции.
Партиям ничего не остается делать, как начать подготовку к референдуму
и выборам.
В 1994 - первой половине 1995 г. коммунисты занимают по отношению к
президенту, идеологически близкому к ним, позицию, аналогичную той, какую
они занимали по отношению к Кебичу, - «поддержки конкретных шагов», причем
как раз шагов наиболее важных. В частности, они приветствовали усилия главы
государства, направленные на сближение с Россией, и поддержали референдум,
инициированный президентом, но только по первым трем вопросам. В конце
декабря 1994 года на ассамблее левых сил была оформлена предвыборная коалиция
семи родственных политических организаций, основу которой составили АП
и ПКБ. С основным докладом о концепции коалиции выступал па ассамблее председатель
АП Семен Шарецкий. В совместном «Обращении политических партий и общественных
организаций социалистической ориентации к народу Беларуси», принятом на
ассамблее, были изложены основные цели коалиции, в целом - вполне соответствующие
целям Лукашенко: «...коренным образом изменить сущность экономических реформ,
направив их на освобождение от зависимости от западных монополий... С созданием
благоприятных условий проводить политику, направленную на воссоздание союза
республик, ранее входивших в СССР» (60). Славянский Собор и другие «панслависты»
не вошли в левый блок. предпочтя идти на выборы самостоятельно.
Процесс образования блоков происходил и на противоположном фланге. Еще
в октябре 1994 года Народный Фронт и Социал-Демократическая Громада заключили
между собой соглашение, поделив округа: округ, в котором на президентских
выборах больше набрал Зенон Позняк, отходил БНФ, округ, где лидера Фронта
опережал Станислав Шушкевич, - Громаде. Уже в январе 1995 года к блоку
БНФ-Социал-демократы присоединились еще несколько мелких демократических
партий.
Однако, как и на президентских выборах, демократам не удалось прийти
к согласию. В предвыборных торгах на демократическом фланге ключевой фигурой
снова оказался бывший кандидат в президенты, председатель Партии Народного
Согласия Геннадий Карпенко - политик с реноме демократа, большим управленческим
опытом и широкими политическим связями. БНФ предлагал ему союз, но Карпенко
предпочел не связывать себя с организацией, имеющей большой отрицательный
электорат. По инициативе Карпенко в феврале был создан еще один блок -
«Гражданское Согласие», в который вошли ПНС, ОДП и образованная в конце
1994 года Гражданская Партия, представляющая собой группу русскоязычных
интеллектуалов, в основном ранее входивших в Движение демократических реформ.
Зенон Позняк расценил создание нового блока как происки российской разведки
(61). Однако накануне выборов «Гражданское Согласие» практически развалилось
- ОДП и ПНС выдвигали своих кандидатов без согласования друг с другом.
Несмотря на высокую активность в составлении партийных комбинаций, ни
один блок, однако, перед весенними выборами не стал официально регистрироваться
в Центризбиркоме, беря на себя обязательство выдвигать в каждом округе
по одному кандидату.
14 мая на референдуме президент Лукашенко одержал победу по всем четырем
вопросам. И результаты выборов соответствовали результатам референдума:
во второй тур выборов вышло 44 представиеля национально-демократического
блока, еще 20 - демократического блока «Гражданское Согласие», 93 коммуниста
и 42 агрария. Очень характерно, что те же, кто голосовал за коммунистов
и аграриев на выборах в парламент, проголосовали против позиции этих партий
на референдуме по вопросу о полномочиях президента. Избиратель показал,
что он поддерживает коммунистов лишь до тех пор, пока они поддерживают
президента.
Голосование 28 мая подвело итог первому раунду парламентских выборов:
было избрано 119 депутатов из 260. Из них 27-от компартии, 30 - от аграриев,
5 - от ПНС, 1 социал-демократ. БНФ и ОДП не сумели провести в Верховный
Совет ни одного своего кандидата. Никакого энтузиазма по поводу успеха
коммунистов Лукашенко не выразил, заявив, что в парламенте «красные» очень
скоро станут «синими» (62). Коммунисты же, хотя их лидер В. Новиков и заявил:
«Мы пришли в ВС на помощь президенту, за нас голосовали те же люди, что
и за него», - не отказались от своего программного лозунга о полновластии
Советов, и их лидеры говорили о том, что при благоприятной расстановке
сил в ВС будут добиваться упразднения поста президента (63).
Поскольку избранный 28 мая депутатский корпус насчитывал менее чем 2/3
от общего числа мест в ВС, по закону он не мог приступить к работе. Президент
Лукашенко настаивал на том, чтобы прежний парламент изменил Закон о ВС,
снизил кворум правомочности парламента с 2/3 до 2/5 и дал дорогу новому
парламенту, заявляя, что прежний парламент после выборов утратил свою легитимность
(64). Было прекращено финансирование парламента, президент отказывался
подписывать принимаемые законы. Между тем новые депутаты, среди которых
задавали тон аграрии и коммунисты, отказывались от предложения президента
объявить себя новым парламентом - они опасались, что в случае конфликта
с исполнительной властью президент немедленно вспомнит о «неполноценности»
нового законодательного органа. Александр Лукашенко объявил, что если достаточное
количество депутатов не будет избрано и в ходе второго раунда выборов,
то выборов больше не будет в течение ближайших 5 лет, а он введет в стране
президентское правление.
Коммунисты и аграрии в какой-то мере могли чувствовать себя «на коне»,
хотя уже начали понимать, что идеологическая близость к ним президента
и даже - поддержка избирателей ничего им, как партиям, не дает. Более того,
президент «перехватил» их электорат, продемонстрировав, что в случае его
конфликта с ПКБ этот электорат выберет его, президента, и что он в ПКБ
не нуждается.
Но для демократических партий итоги выборов были просто шоком. Особенно
сильным шок оказался для БНФ. Впервые в рамках движения образовалась оппозиция
курсу председателя Зенона Позняка, заговорили об личной ответственности
лидера за провал на президентских и парламентских выборах. На Сойме БНФ,
который состоялся вскоре после выборов, было высказано предложение разделить
Фронт на движение и партию. Смысл этого предложения заключался в мягком
отстранении от реальной внутрипартийной власти харизматического лидера
БНФ: он, по замыслу, должен был остаться номинальным председателем движения,
а партию должен был возглавить другой, более прагматичный политик. Дискуссия
была продолжена на IV съезде БНФ (8 июля 1995 года), где звучала довольно
резкая критика лидера и прежней политики. Однако возобладала иная точка
зрения. Василь Быков, назвав Позняка «отцом, инженером и создателем Фронта»,
высказался категорически против его отставки: «Потеряв его, Фронт потеряет
все». Сам Зенон Позняк заявлял, что Фронт должен стать партией с более
жесткой дисциплиной: «чтобы противостоять антидемократическому режиму,
Фронт должен быть сильным и неделимым» (65). В конце концов Позняк в очередной
раз был избран председателем и партии, и движения БНФ. а группа оппозиционно
настроенных лидеров (Валентин Голубев, Виктор Ивашкевич. Владимир Анцулевич)
покинули руководство Фронта.
Руководители ОДП и Гражданской партии сразу же после выборов взяли курс
на объединение и привлечение в свои ряды известных политиков. 30 сентября
состоялся объединительный съезд, на котором была учреждена Объединенная
Гражданская Партия. Лидером новой партии стал вступивший в нее на съезде
Станислав Богданкевич, незадолго до этого уволенный президентом с поста
председателя Национального Банка. Станислав Богданкевич считался наиболее
последовательным сторонником рыночных реформ в высшем руководстве страны.
Заместителями Богданкевича стали Александр Добровольский и Василий Шлындиков.
На съезде в новую партию вступили Александр Соснов, министр труда, Геннадий
Карпенко и Виктор Гончар, ушедшие из ПНС, и Анатолий Лебедько, в прошлом
советник президента Лукашенко. В предвыборной платформе партии было сказано:
«Мы считали и считаем, что нет никакого своеобразного белорусского пути...
Платформа... предусматривает: резкое сокращение государственных расходов,
решительную рыночную реформу, сведение до минимума государственного протекционизма
в отношении отдельных отраслей... Белорусский народ - это граждане Беларуси
всех этносов, считающие ее своей родиной. Граждане имеют право выбирать
язык воспитания и обучения своих детей» (66).
Создание ОГП завершило организационное оформление белорусских либералов,
начавшееся еще в позднеперестроечную эпоху. Как БНФ прочно занял националистическое
«место» белорусского политического поля, так ОГП - либеральное «место».
Значительно сложнее обстоят дела у ряда партий «социалистической» направленности,
мечущихся между БНФ, ОГП и даже - Лукашенко, что заставляет думать, что
специфически социалистического «места» в белорусском поле (как, похоже,
и в российском) - нет.
Неутешительные итоги выборов повлекли у социал-демократов смену руководства
партии. На III съезде БСДГ (1 июля 1995 года) новым председателем партии
был избран подполковник запаса Николай Статкевич. До этого времени Статкевич
возглавлял запрещенное в 1994 году Белорусское объединение военнослужащих
(БЗВ), за участие в БЗВ в 1993 году он был уволен в запас: «за дискредитацию
офицерского звания». Несмотря на репутацию и имидж радикала, Статкевич
в прошлом продемонстрировал недюжинные способности посредника, не раз выступая
инициатором образования различных объединений демократических сил. Возможно,
именно за склонность к созданию разнообразных политических коалиций социал-демократы
и избрали его своим новым лидером. После избрания он сразу объявил о желательности
создания широкого социал-демократического движения, включающего в себя
достаточно разные силы. Избрание Статкевича стало победой партийного крыла,
которое с большим подозрением относится к тесным контактам с БНФ.
В рамках Партии Народного Согласия после избрания президента плюрализм
приобрел невероятные формы. Лидер партии Геннадий Карпенко резко критиковал
президента, в то же время многие члены партии вошли в структуры президентской
власти, а заместитель председателя партии Василий Долголев был даже назначен
главой контрольной службы администрации президента. На выборах в мае 1995
года успех сопутствовал лишь 5 кандидатам ПНС, причем все они были сотрудниками
контрольной службы. Сразу после неудачи на выборах Геннадий Карпенко подал
в отставку с поста председателя ПНС. Отставка была принята, бывшего председателя
обвинили в попытке вовлечь ПНС в предвыборный блок с чуждыми ей по идеологии
либеральными ОДП и ГП (67). Партию возглавил депутат нового парламента,
начальник президентской службы контроля по Гомельской области Леонид Сечко.
Летом Сечко и Статкевич подписали от имени своих партий декларацию о создании
Социал-Демократического Союза (СДС). В начале осени был оформлен предвыборный
блок, а затем - в начале 1996 г. БСДГ и ПНС объединились в одну Белорусскую
Социал-Демократическую Партию «Народная Громада». Статкевич и Сечко стали
ее сопредседателями. Одни члены этой партии, как В. Долголев, продолжали
службу у президента, другие, как Леонид Сечко и другие, бывшие президентские
контролеры, ставшие депутатами парламента, демонстрировали лояльность главе
государства, третьи, как Николай Статкевич, ходили во главе колонн оппозиционных
демонстрантов под дубинки милиции. Какие идеи объединяли этих людей - не
знал никто. Осенью 1996 года, во время конституционного кризиса, о котором
речь впереди, партия вновь распалась: одни вместе с Сечко ушли к президенту,
другие вместе с Николаем Статкевичем вернулись в первобытное оппозиционное
состояние.
«Панслависты» из ССБР потерпели на выборах не менее сокрушительное поражение,
чем БНФ и его союзники. Но роль этой группировки оказалась очень своеобразной.
Не желая опереться на коммунистов, как на представителей слишком жесткой
идеологии и слишком организованной силы, но нуждаясь хоть в какой-то «интеллектуальной»
и пропагандистской поддержке, Лукашенко стал активно использовать «панславистов».
Еще в начале 1995 г. при содействии администрации президента член ССБР
Юрий Азаренок снял пропагандистский фильм «Ненависть: дети лжи», в котором
лидеры БНФ приравнивались к коллаборационистам времен нацистской оккупации,
корпус панславистских пропагандистов активно использовался при подготовке
теле- и радиопередач в поддержку референдума. В марте 1995 года член этой
партии Игорь Гуковский был назначен редактором государственной газеты «Знамя
юности», придерживавшейся ранее либеральной ориентации. Сторонники и члены
партии получили места в МИД и в администрации президента. Особенно усилился
идеологический альянс между партией и властью после назначения на пост
начальника главного управления общественно-политической информации администрации
президента полковника Владимира Заметалина, известного своими панславистскими
антизападными взглядами.
Лукашенко, очевидно, уже предвкушал спокойную жизнь без всяких парламентов,
но на этот раз его мечтам не суждено было исполниться. Избиратели проявили
неожиданную активность, и в ходе второго раунда выборов, закончившегося
10 декабря 1995 года, Беларусь все же получила новый правомочный парламент.
Всего было избрано 199 депутатов. (Для того чтобы новый парламент мог приступить
к работе. необходимо было избрать не менее двух третей от общей численности
в 260 депутатских мест, то есть не менее 174 депутатов.) Избрание нового
депутатского корпуса разрешило парламентский кризис, затянувшийся почти
на год, когда исполнительная власть демонстративно игнорировала законодательную
и заявляла о ее нелегитимности.
Голосование 29 ноября - 10 декабря принесло определенные успехи демократическим
партиям. Коммунистические кандидаты получили лишь 10 дополнительных депутатских
мандатов, а кандидаты от демократических партий - 15. Особенно показательны
были результаты голосования в Минске. Из 15 столичных депутатов 6 принадлежали
либеральной Объединенной Гражданской партии, среди них - особо нелюбимые
президентом бывший председатель нацбанка, лидер партии Станислав Богданкевнч,
бывший соратник Лукашенко Виктор Гончар, Геннадий Карпенко. Депутатом от
столичного округа стал также «могильщик СССР» Станислав Шушкевич. Кандидаты
БНФ не получили ни одного депутатского мандата, но избиратели БНФ в Минске
голосовали за кандидатов ОГП.
В ходе повторных выборов обозначились новые тенденции, но они не смогли
изменить общую расстановку политических сил в новом депутатском корпусе
в целом - слишком внушительным был весенний успех левых. Фракция компартии
в новом ВС насчитывала 44 депутата (22%), фракция Аграрной партии -48 депутатов
(24%), в том числе 34 члена партии. В конце декабря 1995 года было образовано
депутатское объединение «Гражданское действие», созданное на базе депутатов
от ОГП (9 человек), в которое вошло 18 парламентариев (10%)), в том числе
беспартийный депутат Станислав Шушкевич. Председателем объединения был
избран председатель ОГП Станислав Богданкевич. Фракция Социал-Демократического
Союза, возглавляемая Леонидом Сечко, насчитывала также 18 депутатов (10%),
из них 12 - от ПНС, 2 - от БСДГ (серьезное усиление фракции произошло в
феврале 1996 года, когда в нее вступили бывший спикер парламента Мечеслав
Гриб и лидер профсоюзов Александр Бухвостов).
В начале 1996 года было объявлено о создании блока беспартийных депутатов
«Згода» («Согласие»), в состав которого вошли 59 депутатов (30%). Блок
возглавил бывший в советские времена первым секретарем Витебского обкома
компартии Владимир Григорьев. С первых шагов своей деятельности «Згода»
показала себя как пропрезидентская фракция. После того, как «Згоде» не
удалось провести в спикеры бывшего премьера Вячеслава Кебича, в кандидатуре
которого был заинтересован президент, в руководстве фракции произошли изменения
- Григорьева на посту председателя сменил Владимир Коноплев, в прошлом
помощник президента.
С самых первых недель работы нового парламента стало ясно. что в белорусской
партийной системе произошли важные изменения - изменились отношения между
входящими в нее партиями. Уже в ходе президентских выборов возникло противостояние
Лукашенко коммунистам и аграриям. Сейчас возникло новое, ранее немыслимое
явление - в парламенте сложился альянс коммунистов, аграриев и либералов-рыночников
из «Гражданского действия» (68). Избрание спикером лидера аграриев Семена
Шарецкого состоялось исключительно благодаря поддержке «Гражданского действия».
Перед лицом общей угрозы со стороны «батьки» политические антагонисты начали
сближаться, и это сближение начинает выходить за рамки чисто «ситуативного»
и временного - происходят сдвиги в политической психологии, изменяющие
сам тон полемики между ними (69).
«Политический спектр» Белоруссии начал приобретать странную форму. Раньше
можно было полагать, что партии более или менее покрывают политическое
поле, все места на нем - заняты (есть националисты, есть либералы, есть
коммунисты, есть «панслависты»). Но возникла новая сила. новое «место»
- президент. И эта сила, расширяясь, начинает сжимать все поле действия
партий. При этом сжатии партии сближаются. Все они вместе превращаются
как бы в одну «партию», противостоящую этой силе и - отступающую.
Весной 1996 года альянс либералов и левых в парламенте претерпел серьезные
испытания - началась интеграционная страда. Госдума России приняла решение
о денонсации Беловежских соглашений о создании СНГ и о восстановлении действия
Договора 1922 года о создании СССР. Белорусские коммунисты были исполнены
решимости продолжить дело своих российских товарищей. Фракция «Гражданское
действие» выступала категорически против этой инициативы. Президент поначалу
приветствовал решение Госдумы, однако позднее под влиянием своего российского
коллеги изменил свою позицию. Предложение о «восстановлении СССР» в белорусском
парламенте заблокировали либералы. часть аграриев и президентская фракция.
Инициатива Ельцина и Лукашенко о создании сообщества двух стран вернула
к жизни БНФ, ощутивший смертельную угрозу своей высшей ценности - белорусской
независимости. Поражение БНФ на выборах отнюдь не означало, что ядро твердых
приверженцев этой партии, около 10% электората, исчезло или даже уменьшилось.
Просто «отрицательный электорат» у БНФ был очень велик и это сказалось
при мажоритарной системе выборов. Теперь БНФ, потерпевший фиаско на выборах,
выходит на улицы.
В Минске и других городах страны прошла серия антипрезидентских митингов
- митингов протеста против объединения с Россией. В них приняли участие
десятки тысяч людей, и они сопровождались жестокими столкновениями с милицией
и последующими арестами и административными «отсидками» участников. Особенно
серьезными были столкновения во время массовых акций, приуроченных к 10-й
годовщине Чернобыльской катастрофы. Тогда в стычках с милицией приняли
участие приехавшие в Минск активисты украинской организации УНА-УНСО. На
митинге 26 апреля 1996 года Зенон Позняк предложил почтить память погибшего
незадолго до этого Джохара Дудаева. БНФ снова вернул себе политическую
инициативу. Характерной особенностью акций весны 1996 года было массовое
участие в них молодежи. В уличную белорусскую политику пришло новое поколение.
2 апреля 1996 года в Москве в торжественной обстановке был подписан
договор об образовании Сообщества двух стран, в мае он был ратифицирован
парламентом Беларуси. При обсуждении против ратификации активно выступали
члены фракции «Гражданское действие».
В этой позиции «Гражданского действия» также проявились новые черты
белорусской системы политических размежеваний. Белорусские либералы, возникшие
из «Демплатформы в КПСС», вначале относились к идее белорусской независимости
достаточно индифферентно и даже скептически, они всегда весьма одобрительно
отзывались об опыте российских экономических реформ, поддерживали тесные
связи с российскими демократами, в частности с идеологически близкой партией
«Демократический выбор России». Но за период 1993-1996 гг. идея белорусской
независимости постепенно входит в их политическое «кредо». Процесс этот
- естественный и объективный. В белорусской «топологии» места демократизма
и национализма объективно - «рядом». Как стремление к «возрождению» белорусской
нации означает стремление к превращению ее в нацию по типу европейских
и в члена семьи европейских народов, т. е. демократическую, что ограничивает,
сдерживает потенциально антидемократические тенденции БНФ, так и стремление
к демократии и рынку ведет к той же идеи вхождения Белоруссии в европейскую
семью и сдерживает, ограничивает «русскоязычный космополитизм» либералов.
Но на рубеже 80-90-х гг. существовал сильный образ новой, демократической
России, противостоящий образу «белорусской Вандеи», и либералы связывали
именно с Россией надежды на демократическое и рыночное развитие своей страны.
К 1996 г. этот образ «затуманился» и кебичевский, потом лукашенковский
«интеграционизм» и поддержка Москвой Лукашенко немало этому способствовали.
Расхождение в вопросе о восстановлении СССР и о сообществе Белоруссии
и России не остановило процесс сближения партий в борьбе с «антипартийной»
властью «харизматика»-президента, принявшей естественным образом форму
борьбы за конституционные институты, за парламент и разделение властей.
С самого начала работы нового ВС началось противостояние президента
и парламента. Президент был раздражен тем, что спикером был избран Семен
Шарецкий, парламентариев возмущало, что президент осуществляет важные кадровые
назначения, например председателя Национального банка, не согласовывая
их с ВС. Президент игнорировал решения Конституционного Суда, отменявшие
его указы, что также подливало масла в огонь. Уже в июне 1996 года Семен
Шарецкий выступил в парламенте с весьма резкой критикой политики Лукашенко
и заявил, что для Беларуси вообще желательна парламентская скорма правления
(70).
Верный своему политическому стилю, Александр Лукашенко решил прибегнуть
к радикальным методам и летом 1996 года объявил о намерении провести новый
референдум. Главным из предлагаемых президентом вопросов был вопрос о проекте
изменений Конституции -фактически о новой Конституции. Этот проект предусматривал
существенное ограничение власти парламента и Конституционного Суда и фактическое
подчинение всех государственных институтов главе государства.
Против идеи проведения конституционного референдума единым фронтом выступили
демократические партии и коммунисты (71). Пленум ЦК ПКБ, состоявшийся в
июле 1996 года, после горячей дискуссии принял решение об официальном переходе
партии в оппозицию к президенту (72). Аналогичное решение приняла и Аграрная
партия. Оппозиция объединилась. Митинги сторонников БНФ, собираемые летом
1996 года, аплодировали выступлениям лидеров компартии. Все наиболее влиятельные
партии страны, включая БНФ, ОГП, ПКБ и АП, образовали постоянно действующий
«круглый стол», призванный противодействовать президентскому курсу на установление
режима единоличной власти.
Коммунисты, оппонирующие действующему президенту, - такая ситуация существует
едва ли не во всех странах СНГ. Но, пожалуй, только в Беларуси коммунисты
вместе с правыми партиями оппонируют «левому» президенту. Союз всех партий
против наступающего авторитаризма окончательно стал реальностью.
|